19 Dec 10:23 avatar

Споры о разведке. Часть №2

Автор: Веревченко А.П.  |  Источник: предоставлено автором для it2b
Внимание!!! На форуме проходит обсуждение статьи.

Продолжение статьи. Начало здесь.

1.1. Объект (объекты) разведки
Объектом разведки является информация, необходимая конкретному пользователю для решения задач, возникающих в процессе его профессиональной деятельности.

Информация в строгом смысле — это ЗНАНИЕ, включенное непосредственно в коммуникативный процесс.

Исходным моментом включения знания в сферу обращения по различным социальным каналам является его фиксация на тех или иных видах носителей — документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях), ибо только в этом случае оно может быть передано между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.

С момента фиксации знания на том или ином носителе оно становится информацией, и только эта информация может рассматриваться как ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС. Но «новый носитель — это… новые способы регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации и, следовательно, новые способы управления».

При этом следует подчеркнуть ограниченность подхода, принятого в законе об информации и связанных с ним законов при определении информационного ресурса. В этих законах используется следующее определение: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных других видах информационных систем). [Федеральный закон от 20.02.1995. № 24-ФЗ „Об информации, информатизации и защите информации“ (Ст.2).].

При таком подходе невозможно полноценно определить информационные ресурсы экономики, производства, технологий, криминалистики, геологии, медицины, топогеодезии, биологии и ряда других видов деятельности.

Полнота информационных ресурсов — важнейшее условие работоспособности системы.

Каждый НОВЫЙ ТИП носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени и пространстве. Свойства носителя существенным образом влияют на место каждого класса информационных ресурсов в процессах материальной и духовной деятельности людей и общества в целом.

С появлением новых классов носителей порождаются новые классы ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ. Влияние нового класса начинает проявляться в тот момент, когда: на нем накапливается некоторый „критический объём“ информационных ресурсов. Разработчики информационных систем различного назначения считают, что таковой величиной является от 20 до 80 процентов информации, используемой при решении конкретной проблемы. Эффективные национальные системы ставили перед собой задачу иметь не менее 50-90 процентов доступной информации по проблемам, связанными с областями их интересов.

Поэтому правильнее считать, что объектом разведки являются информационные ресурсы, для определения которых предлагается принять следующее определение:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ — это ВСЯ накопленная ИНФОРМАЦИЯ об окружающей нас действительности, которая ЗАФИКСИРОВАНА на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (научных, производственных, управленческих и других).

Особо следует обратить внимание на положение о том, что информационным ресурсом является ВСЯ накопленная информация, в том числе:
  • информация недостоверная (»дефектологическая");
  • информация представленная сомнительными фактами, ложными положениями и неэффективными подходами;
  • устаревшая информация;
  • несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам;
  • информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных «теоретических» построений;
  • заведомая «дезинформация», поступившая в информационные потоки;
  • сбалансированная информация;
  • любая другая информация, способная привести к самым неэффективным решениям с непредсказуемыми, кризисными и опасными результатами.

Только такой подход к определению информационных ресурсов создает предпосылки для выявления противоречивых данных, исключает случаи пропуска «неудобной» информации и сложных ситуаций. Под сложной ситуацией понимается информация о «необычном», «невозможном» использовании известных средств и методов, «принципиально невозможных» явлениях и действиях, т.е. всего того, что не укладывается в тезаурус отдельного исполнителя и/или целого коллектива исполнителей.

Учет фактора «дезинформирования» (возможности поступления к пользователю информации с любыми искажениями), требует включения в процессы информационной деятельности специальных процедур оценки информации на соответствие параметрам и критериям, принятым при решении конкретных задач. В противном случае создаются предпосылки к формированию информационных ресурсов, создающих условия принятия неэффективных, а ряде случаев, и ошибочных решений, наносящих существенный ущерб.

Одновременно следует подчеркнуть, что информация, не удовлетворяющая принятым параметрам и критериям, НЕ ДОЛЖНА уничтожаться. Тем более, что слишком часто решения об уничтожении информационных ресурсов различного уровня принимались лицами, в принципе не способными принимать правильные решения в данной сфере.

Некачественная информация должна локализовываться, обособляться и на ее основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня (организаций и объединений, национальных и международных).

Выделенная некачественная информация должна непрерывно переоцениваться, уточняться, и одновременно должны подвергаться переоценке решения, принятые ранее на основании такой информации.

Практика информационной деятельности показывает, что возможны ситуации, когда в процессе анализа и переоценки информации, происходит ИЗМЕНЕНИЯ СТАТУСА ИНФОРМАЦИИ: информация, считавшаяся недостоверной, становится достоверной, но возможны противоположные решения — выявляются дефекты в информации, считавшейся качественной.

Сбор ВСЕЙ информации и требование сохранности «дефектной», информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения.

На недопустимость уничтожения документов, содержащих недостоверную информацию, обращают особое внимание, как историки, так и разведчики: «нельзя выбрасывать поддельные документы. Они интересны не сами по себе, а в связи с ТОЙ ЦЕЛЮ, ради которой они были сфабрикованы, связи с той политической обстановкой, в которой их использовали».

Исследователь (аналитик) ДОЛЖЕН правильно ВСКРЫТЬ, какие тенденции (цели) политические, экономические, военные или любые иные привели к появлению данной информации.

Полнота и эффективность использования информационных ресурсов, в настоящее время, недостаточна и определяется уровнем достигнутого баланса соглашений на международной, региональной, двух- и многосторонней основе между различными источниками и пользователями информационных ресурсов.

В реальной деятельности каждая из сторон обладает своим подмножеством информации, ограниченным по проблемам, полноте, качеству и актуальности для решения стоящих перед ней задач. Этот ресурс определяется как информационный ресурс конкретного пользователя (отдельного лица, группы лиц, предприятия, объединения, ведомства, региона, государства и т.п.).

В зависимости от носителей информация, информационные ресурсы делят на пять основных классов:
  • ПЕРСОНАЛ (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.
  • ДОКУМЕНТЫ всех видов и ИХ СОБРАНИЯ, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи).
  • ОБЪЕКТЫ НЕ ЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ и ИХ КОЛЛЕКЦИИ. К ним относятся: ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ, РЕЦЕПТУРЫ и ТЕХНОЛОГИИ, КОНСТУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ОБЪЕКТЫ), СТАНДАРТНЫЕ ОБРАЗЦЫ (в метрологии). Т.е. любые объекты, созданные в процессе производства, и являющиеся овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей, а также СЕМЕННОЙ МАТЕРИАЛ, ЛИНИИ ЖИВОТНЫХ, МИКРООГАНИЗМЫ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ и т.д.
  • НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ (в том числе: автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний, измерительные и испытательные комплексы и т.д.).
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ — научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

Одна и та же информация, относящаяся к проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и/или различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что правильное восприятие информации становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях. Поэтому ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ обеспечивается в том и только том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

Поэтому важнейшей задачей является создание регистра, который должен обеспечить координацию использования информационных ресурсов организаций, фирм и государственных учреждений, работающих в различных областях.

Конкретный перечень информационных ресурсов, являющихся объектом разведки, есть функция целей и задач системы. Но, как это не странно, даже в обобщающих материалах [13. Диссертация на тему: Модель подсистемы стратегического планирования для государственной (военной) системы управления материально-техническим снабжением. Американский университет, школа правительственной и гражданской администрации. Получена Информационным центром МО США 18 сент.1972, (AD-748306). Представлена в неполном виде согласно требованиям на соискание степени доктора философии, гражданская администрация, методология управления Ульямом Эрлом Линдсеем.] задается более чем узкий перечень проблемной информации, включаемой в состав информационных ресурсов, которые используются для целей конкурентной разведки (бизнес разведки, деловая разведка, техническая и промышленной разведки):
1. Информация об окружающей среде:
   1.1. социальная
   1.2. политическая
   1.3. экономическая
2. Информация о конкурентах или параллельная информация.
3. Внутренняя информация:
   3.1. контрольная (финансовая)
   3.2. материально-технического снабжения
   3.3. о политике и планах
   3.4. по кадрам и производственным отношениям
   3.5. о производственных мощностях и оборудовании.
   3.6. о программах
4. Техническая и научная информация
5. Информация о реорганизации. Информация по слиянию фирм, капиталовложениям, приобретениям.
6. Библиографическая.
7. Управленческая:
   7.1. административная
   7.2. юридическая

Вывод:
Приняв в качестве объекта разведки — информационные ресурсы мы создаем единую методологическую основу для описания информацмонных систем и РАЗВЕДКИ, их инструментария, способов и методов ее ведения, независимо от проблемной (тематической) направленности информации, входящей в сферу интересов конкретных пользователей, и способов фиксации.

1.2. Цель (цели) разведки.
ЦЕЛЬ — это то к чему стремятся, что надо осуществить, желательные результаты конкретной деятельности. Цель направляет и регулирует деятельность. Цель — идеальное предвосхищение результата деятельности.

Цель разведки может быть определена следующим образом: удовлетворение потребностей пользователей в информационных ресурсах, необходимых для решения задач (текущих и перспективных), которые возникают в процессе научной, производственной и управленческой деятельности.

В реальных условиях, в силу ограничений по финансовым, трудовым, техническим и информационным ресурсам каждая информационная система реализует цель по ограниченному кругу проблем, различными методами и с различной эффективностью.

Цель может считаться достигнутой только в том случае, если информационные ресурсы представлены в требуемый промежуток времени.

Реальное распределение информационных ресурсов во времени и пространстве таково, что отдельные виды информационных ресурсов никогда, или, по крайней мере, в имеющееся для решения задач время не поступят в распоряжение определенных групп потребителей, которые будут вынуждены заниматься исследованиями в условиях неполноты информации.

А это в принципе отвергает возможность получения 80-90% (а то всех 95%) требуемой информации из открытых источников.

Если бы это было так, то разведка и шпионаж давно ушли в небытие.

На достижение целей разведки большое влияние оказывают ограничения, налагаемые соглашениями по защите интеллектуальной собственности, что усиливает ограничения на доступ к информационным ресурсам лиц и организаций, не имеющих требуемого уровня полномочий, ведет к увеличению дифференциации пользователей по уровням полномочий и усилению контроля за прохождением информации в системах.

Разведка снижает уровень неопределенности при решении задач и принятии решений в конкретных видах деятельности.

Но всегда возможен «нулевой» результат, когда система предоставляет ограниченные информационные ресурсы и/или информационные ресурсы, не обеспечивающие принятие эффективных решений.

«Нулевой» результат многозначен и отражает следующие ситуации:
  • полученные информационные ресурсы относятся к решаемой проблеме, но не снижают неопределенности при решении поставленной задачи. Это определяется тем, что системы (как правило, и в основном) содержат информацию по уже решенным проблемам, отражают прошлую деятельность. А любое продвижение вперед — это, как правило, вторжение в еще неизвестные области знания, разрешение ранее не встречавшихся противоречий, поиск новых путей достижения поставленных целей;
  • выданная информация отражает устаревшие проектные решения, методические подходы (методики), либо недостоверную информацию;
  • система не имеет доступа к требуемой информации, либо полномочия пользователя не соответствуют системе ограничений, определяющих доступ конкретного пользователя к накопленным в данной системе информационным ресурсам;
  • проектные решения, принятые при проектировании системы, не позволяют ей адаптироваться к изменениям, новым условиям функционирования, либо отсутствует необходимое взаимодействие с другими системами.

Продолжение статьи.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.