14 Dec 10:00 avatar

Цена секретов в открытом обществе

Автор: Ю.Бобылов | Источник: Малое предприятие (Москва) 12.08.2002г №8 стр.24

В последнее время в печати все чаще появляются сообщения о фактах промышленного шпионажа и связанных с этим судебных процессах. Причем промышленный и информационный шпионаж теперь строится на базе новейших технологических разработок. С другой стороны, усилилось внимание богатых и «прорывных» в научно-техническом отношении фирм и компаний к защите своей информации.

«Между темным прошлым и светлым будущим может быть только серое настоящее.»
Н.Филатов

Примечательно, что в обоих случаях к вполне законному бизнесу в России подключились бывшие специалисты КГБ СССР, ФСБ, ФАПСИ, СВР России. Соответственно появились и специализированные наукоемкие, технически хорошо оснащенные фирмы. Их число в России уже измеряется сотнями. Появились и новые «внешнеторговые» факторы, связанные с перспективой присоединения России к ВТО. Оно вовсе не перечеркивает необходимости в соответствующей секретной деятельности самого государства в сферах управления, науки, создания новой техники и технологии, защиты интеллектуальной собственности. Напротив, это требует более эффективной внешнеэкономической разведки и промышленного шпионажа. При этом защита и деловая конкурентная внешняя разведка становятся важными факторами успеха в конкурентной борьбе наукоемких товаропроизводителей.

Предстоящее присоединений России к ВТО перед деловыми кругами России ставит не только новые «открытые», но и «тайные» задачи более эффективной организации бизнеса и реализации торговой политики. Все это заслуживает внимания нашего делового сообщества, включая малый наукоемкий бизнес.

По оценкам специалистов российских спецслужб, в 90-е годы в нашей стране возникло множество коммерческих структур с участием иностранного капитала, которые имеют «двойное дно» высокоэффективных разведывательных структур. При этом идет совмещение самых разных видов шпионажа против России.Здесь, как всегда, на стратегических направлениях лидируют США, где в последние годы совокупный бюджет ЦРУ, АНБ, РУМО (военная разведка) и других разведывательных спецслужб составлял 10% военного бюджета, т.е. примерно 30 млрд. долл.

Все это повышает роль защитных мероприятий, уже созданных в России специализированных фирм коммерческой разведки и контрразведки, квалифицированного применения закона РФ «О государственной тайне». В то же время необходима модернизация принципов засекречивания ряда управленческих функций в деятельности государственного аппарата и информации наукоемких, а также внешнеторговых структур.

Новый круг проблем засекречивания информации в России актуален в связи со все большим использованием зарубежными конкурентами глобальных разведывательных систем военного и специального назначения (типа «Эшелон») для обеспечения экономической конкурентоспособности национальных товаропроизводителей в гражданской сфере экономики. В частности, по оценке экспертов ЕС, в 90-е годы экономические потери западноевропейских стран от промышленного шпионажа составляли в среднем около 20 млрд. евро в год. На треть своих мощностей «Эшелон» работает против конкурентов из стран ЕС. Чтобы стали понятны возможности этой системы, отметим, что за сутки «Эшелоном» перехватывается, переводится на английский и анализируется специальной аппаратурой свыше 2 млрд. разговоров и сообщений, переданных по телефону, факсу, электронной почтой, по Интернету. Все это обрабатывается, сортируется и рассылается в зависимости от степени важности президенту США, соответствующим службам, предприятиям и фирмам.

Совершенно очевидно, что ориентация на открытость экономики в таких условиях не может быть единственным императивом, определяющим современную российскую внешнеэкономическую политику. Одной из ее задач становится поддержание в условиях возросшей открытости к внешнему миру необходимого уровня экономической безопасности. Разведка внешнеэкономического или делового типа имеет свои особенности и отлична от военной или политической.

Как известно, в 2001 году Минфин России, выполняя указ президента РФ, создал свою финансовую разведку. Так появилась первая структура для решения «деликатных» проблем вне спецслужб или Минобороны РФ. Это может быть примером для организации возможностей Службы внешнеэкономической разведки при правительстве РФ. Сейчас правовые возможности для создания структур ведомственной разведки в «гражданском министерстве» пока отсутствуют. Очевидно, что современная практика требует корректировки некоторых правовых норм.

Вопрос о функциях, которые могла бы выполнять новая разведывательная структура, упирается в поиски компромисса между управленческими задачами Минэкономразвития и известными направлениями государственной поддержки российского предпринимательства. Развитие секретных управленческих технологий в России должно вписаться в процесс присоединения к ВТО и последующую наступательную промышленную политику России. В складывающейся ситуации все это должно быть правильно понято в российских спецслужбах, а также предпринимательских кругах большого, среднего и малого бизнеса, включая Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРа). Надо не только «быстрее брать от бизнеса то, что уже есть», но и «заказывать внешней разведке то, что нужно самому бизнесу». Иначе мы можем надолго застрять на задворках динамичной Европы.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.