25 Apr 12:26 avatar

Мошенник тоже хочет жить...

Автор: Людмила Богуш | Источник: www.follow.ru

Из случайного разговора узнала, что работник одного из украинских банков регулярно снимает со счета банка крупные суммы наличными, использует их в личных целях, а потом «возвращает», оставляя в своем кармане приличную «маржу». Любопытная мозаика: крупные, наличные, регулярно, в личных целях, возвращает… Банкиры и те, кто не так давно пробовал получить кредит в банке, поймут мое удивление, поскольку знакомы со сложностью и канительностью этого процесса.

Известны заслуживающие внимания и доверия данные о том, что 25% потерь в банковском деле происходит по причине мошенничества персонала. Существует и психологическое обоснование тому, что мошенником может стать почти каждый. Напрашивается сам собой вывод, что любой бизнес обречен на эти самые 25% потерь, с чем остается лишь смиренно согласиться.

Быть может, смирение и является похвальным качеством, но до известного предела. Вряд ли кому-то захочется раскрыть карман пошире, дабы облегчить труд карманника.

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!» Знаменитая фраза Ильфа и Петрова сегодня приобретает новый смысл. Мошенничество легче и дешевле предупредить, чем расследовать и расхлебывать. Да и когда мошенничество совершается и его раскрывают, то победителей обычно не бывает. Мошенник, не успев вдосталь насладиться раздобытыми благами, теряет гораздо больше, подвергаясь унижению, презрению и наказанию. Жертвы мошенничества теряют деньги, время, оказываются в центре внимания, лишаясь доверия клиентов и партнеров из-за своей неосмотрительности. Кстати, именно поэтому ряды мошенников отнюдь не редеют, а множатся: пострадавшие фирмы, опасаясь огласки, предпочитают мошенника отпустить с миром.

В предупреждении мошенничества основную роль играют два главных фактора:
  • создание в организации атмосферы доверия, открытости и взаимопонимания;
  • предотвращение совершения мошенничества.
Создание необходимого психологического климата
Риск мошенничества резко возрастает, если в компании царит атмосфера безответственности, отсутствуют четкий контроль и хорошо поставленная отчетность.

Поскольку, по мнению специалистов, большинство людей вполне способны на мошенничество, то под давлением внешних обстоятельств вероятность проявления такой склонности заметно возрастает. Наконец, каждому руководителю фирмы следует помнить золотое правило: если у вас произошло что-нибудь подобное, то анализ случившегося следует начинать с нелицеприятного вопроса — «Что я сделал для того, чтобы оказаться в этом положении?».

Можно привести огромное количество примеров, когда моральная небезупречность высшего управленческого звена становилась примером для их подчиненных. Опыт показывает, что если служебные проступки и преступления остаются безнаказанными, а поведение самого руководства далеко от образцового — количество случаев мошенничества резко увеличивается.

Назовем пять основных факторов, которые способствуют созданию в организации здорового психологического климата.
  • Тщательное тестирование принимаемого на работу персонала и разъяснение требований фирмы Специалисты считают, что лишь 40% людей можно считать честными, 30% — относительно честными, а оставшиеся 30% — нечестными. Какие же методы наиболее эффективны при «просеивании» кандидатов? В зависимости от должности, на которую претендует поступающий на работу, предлагаются: проверка при помощи служб безопасности, рекомендации с одного-трех предыдущих мест работы (от сотрудников, а не кадровиков), психологическое тестирование и тщательная проверка анкетных данных. После принятия сотрудника на работу следует ознакомить его с правилами, установленными в фирме, и санкциями, налагаемыми в случае совершения мошенничества.
  • Создание атмосферы доверия и взаимопонимания. Для этого важно придерживаться двух основных моментов: проведение ясной и обоснованной кадровой политики, а также установление в фирме климата межличностных взаимоотношений, позволяющего сотрудникам независимо от служебного положения, откровенно высказывать свое мнение. Ведь известно, что часто безрезультатное стремление человека обратить на себя внимание заводит его в психологический тупик, провоцируя на негативные поступки, а отсутствие возможности высказывать свое мнение лишь усугубляет ситуацию. Среди факторов, способствующих мошенничеству, можно также назвать неадекватную заработную плату, неопределенность в социальном обеспечении, неравноправие внутри организации, автократический стиль руководства, «авральный» стиль работы, недружелюбную атмосферу, болезненное соперничество, нечеткое определение должностных обязанностей.
  • Фирменный «кодекс чести» В литературе по менеджменту часто говорится о том, что если вы хотите, чтобы ваши сотрудники были честны, вам следует четко смоделировать и постоянно демонстрировать образец достойного поведения. Есть, пожалуй, даже смысл в составлении «кодекса чести» фирмы, чтобы работники фирмы, подписав такой кодекс, вполне осознали предъявляемые к ним требования, а поставленная подпись, естественно, обязывала бы помнить о принятой на себя ответственности.
  • Программы помощи сотрудникам. В качестве одного из «опрaвданий» мошенничества часто приводится давление внешних обстоятельств, с которыми сотрудник не в состоянии справиться самостоятельно. У фирм, которые серьезно относятся к личным проблемам своих сотрудников и действительно помогают их решать, куда меньше шансов стать объектом мошенничества. Поэтому стоит позаботиться о специальных программах помощи сотрудникам по выходу из психологического кризиса, разрешению проблем семьи, здоровья и пр.
  • Неотвратимость наказания. Неизбежность наказания — один из наиболее действенных факторов сдерживания. Просто увольнение с работы — не столь ощутимое наказание, как, например, извещение членов семьи и знакомых мошенника о совершенных им действиях. Жесткая политика по отношению к виновным — мера, вполне оправданная и существенно снижающая возможность финансово-экономических преступлений.

Как предотвратить мошенничество?
Специалисты предлагают шесть способов предупреждения мошенничества.
  • Надежная система внутрифирменного контроля Эта система должна обеспечивать: полный и всесторонний контроль, четко отлаженную систему бухгалтерской отчетности в сочетании с регулярно проводимыми контрольными мероприятиями. Здесь особое значение приобретают личные качества и компетентность работников фирмы, принципы и стиль работы управленцев, деятельность внутрифирменного аудита, регулярные инвентаризации, распределение контрольных обязанностей, проведение независимых проверок и тщательнейшее соблюдение правил документооборота.
  • Предотвращение сговора между сотрудником и сторонним партнером. Примерно 71% всех злоупотреблений совершается в одиночку. Наиболее трудно выявить те 29% случаев мошенничества, которые совершаются в результате сговора, тем более, что в подобных ситуациях, как правило, фигурируют значительные суммы. Поскольку подготовка такой аферы требует длительного времени, то как профилактическое средство предлагается ротация кадров и перемещения по службе.
  • Четкое информирование всех партнеров фирмы о ее политике в отношении служебных злоупотреблений Официальное письмо, уведомляющее партнеров о том, что сотрудникам вашей фирмы запрещено принимать подарки или вознаграждения от деловых партнеров, а также штамп «Подлежит аудиторской проверке» на обратной стороне бланков напоминает обеим сторонам о возможных последствиях неформальных отношений.
  • Проверка персонала. Как правило, похищенные средства тратятся на так называемую «жизнь не по средствам», т.е. всякое заметное изменение образа жизни кого-либо из работающих в фирме может быть симптомом совершающегося мошенничества. Добро бы — на ранней стадии. А потому — будьте взаимно внимательны и наблюдательны, уважаемые коллеги! Особенно из службы безопасности фирмы.
  • Использование анонимной информации О том, что доносить — плохо, нас официально уведомили еще во времена гласности и перестройки. Но, чтобы избавиться от моральных терзаний, всякий раз вспоминайте, что живете вы с заработанного в своей фирме. Мошенник угрожает вашей стабильности и посягает на часть вашего заработка. Раскроем карман пошире? А для того чтобы избежать всеобщей и взаимной подозрительности, пусть все работающие в фирме просто знают о существовании «горячей линии» для анонимных предупреждений и не испытывают судьбу в разных сомнительных делах.
  • Политика активного аудита Использование аудита для профилактики мошенничества напоминает персоналу о том, что его работа и действия могут быть проверены в самое неудобное время.
Итак, никто не застрахован от мошенничества, однако практика показывает, что риск злоупотреблений можно свести к минимуму. Средства и усилия, затраченные на профилактические мероприятия и меры, обычно оказываются более эффективными капитало- и трудозатратами, чем те, которых потребует расследование уже совершившегося преступления. Общеизвестно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Посему — профилактика, господа, профилактика…

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.