14 Dec 10:09 avatar

Как уменьшить риск на рынке

Автор: С. Минаев (директор-координатор Совета по безопасности предпринимательства России) | Источник: «Торгово-промышленные ведомости» №16 (108), 1996г.

Каждый руководитель постоянно принимает управленческие решения, связанные с маркетингом услуг, отбором и оценкой персонала, развитием производственного процесса и т.д. Опыт показывает, что на все это в подавляющем большинстве случаев не хватает ни времени, ни необходимой информации, из-за чего возрастает предпринимательский риск, который на зарождающемся российском рынке значительно увеличивается в связи с политической и экономической нестабильностью, разгулом мошенничества и организованной преступности, достаточно высоким уровнем коррупции. Если не полагаться на сомнительные принципы типа «пока гром не грянет...» и «авось пронесет», у любого руководителя предприятия возникает необходимость иметь систему мер, которая максимально снижала бы степень риска. Процесс разработки и реализации такой системы принято называть процессом управления предпринимательскими рисками.

Общая теория управления утверждает: принятие решения может основываться либо на минимизации потерь, либо на максимизации прибыли — это дело вкуса и стиля. Однако в любом случае выбор должен опираться на объективную информацию, прогнозные оценки и аналитические выводы. И если потери при возможном неблагоприятном развитии событий крупнее ожидаемой прибыли при выигрыше ситуации, то риска надо избежать. Однако многие российские предприниматели, особенно представители малого бизнеса, необоснованно рискуют. С другой стороны, понятно, что средства, затрачиваемые на минимизацию риска, не должны превышать ожидаемой прибыли.

В системе управления рисками есть как стандартные элементы, использующиеся весьма часто, так и уникальные, выработанные бизнесменом для данной конкретной ситуации, эффективность которых зависит от уровня мышления, образованности, таланта конкретного менеджера. Можно говорить о двух основных частях этой системы. Во-первых, получение и аналитическая обработка информации. Это позволяет получить полную вероятностную картину сложившейся ситуации и возможные варианты ее развития. Результат тут зависит от полноты и достоверности собранной информации и от профессионализма исследователей. Во-вторых, комплекс мер по минимизации риска: страхование всего контракта или его наиболее уязвимых элементов — хранения, перевозок, неадекватного поведения партнера, форс-мажорных обстоятельств и т.п.; охрана объектов контракта и руководителей предприятия; мероприятия по работе с персоналом, обеспечивающим контракт, и ряд других мер.

Главный элемент управления предпринимательскими рисками — информационно-аналитическая работа. Скажем, начиная бизнес, необходимо провести информационно-аналитическое маркетинговое исследование сектора рынка и выбранного региона, ответить на вопросы о необходимых трудовой силе соответствующей квалификации, соотношении спроса и предложения на планируемую к выпуску продукцию и услуги, сложившемся на рынке ценообразовании, требованиям к качеству товара, законодательной базе, регламентирующей данный вид деятельности, будущих конкурентах и возможных партнерах, отношении к данной деятельности местных и федеральных органов власти и управления и их полномочных представителей, состоянии преступности и методах ее деятельности и многом другом. В соответствии с полученной информацией вырабатывается стратегия начала бизнеса и его развития. А в процессе работы надо постоянно вносить коррективы.

Четырехлетний опыт информационно-аналитической работы на российском рынке давно убедил в многократной окупаемости затрат на информацию и аналитические исследования. Это не прямая прибыль, а уход от финансовых и моральных потерь. К примеру, квалифицированный мониторинг банковского рынка страны позволил ряду банков надолго спрогнозировать кризис на рынке межбанковского кредита и выйти из «черного четверга» с минимальными потерями. С другой стороны, игнорирование руководителями одной из крупнейших еще два года назад нефтяных компаний страны отрицательных выводов своего информационно-аналитического подразделения о ряде потенциальных партнеров привело сегодня этого нефтяного гиганта к предсмертному состоянию… Одна из молодых преуспевающих московских строительных компаний с легкостью заключила договор на два миллиона долларов с дочерней фирмой крупнейшего международного авантюриста и лишь через год, когда процесс начал приобретать необратимые негативные признаки, решила узнать, с кем она находится в договорных отношениях… Одно из крупнейших предприятий ВПК, обладающее уникальными разработками, планировало создать с иностранным предпринимателем СП для продвижения своей несекретной продукции на западный рынок. Проверка показала, что этот партнер находился под судом за шпионаж… Подобных примеров, к сожалению, множество.

Сегодняшний информационно-аналитический рынок характеризуется, с одной стороны, превышением спроса над предложением, с другой — информационным бескультурьем спроса, неумением сформулировать информационную проблему и непониманием цены (труда, интеллекта, финансовых затрат) ее решения. Российские информационщики и аналитики в отличие от специалистов многих других отраслей экономики уже выиграли конкурентную борьбу у своих многоопытных западных коллег на нашем рынке. Правда, западные информационные компании при таком специфическом развитии спроса вряд ли проиграли. На рынке появились великолепные аналитики, но крайне убого и бессистемно развивается информационная база, постоянно ограничиваемая законодателем. Известно, что информационный бизнес необычайно перспективен, но экономическое положение в стране не стимулирует долгосрочное инвестирование и кредитование, поэтому он, требующий по теории больших начальных вложений капитала и характеризующийся его длительным оборотом, в большинстве случаев использует морально устаревшие технику и технологии.

Потребности рынка вызвали к жизни новое поколение предприятий и специалистов в области информатизации, число которых по мере возрастания платежеспособного спроса постоянно увеличивается. Это предприятия, разрабатывающие информационные системы («Диалог-Наука», «Стиплер и др.), держащие телекоммуникационные сети передачи данных (»Релком", «Гласнет» и т.д.), поддерживающие базы данных («Интел-бридж», «Руссика-Известия»), информационные брокеры («Специальная информационная служба»), совместные и зарубежные компании во всех областях информатики, аккредитованные в России или дающие телекоммуникационный доступ к своей информации, информационно-аналитические центры крупнейших предпринимательских структур. Именно эти структуры закладывают сегодня основу информационной и телекоммуникационной базы молодого информационно-аналитического рынка России.

Однако отсутствие, с одной стороны, инвестирования, а с другой, — жесткой конкуренции, бессистемное, имеющее выборочный и исключительно запретительный характер государственное регулирование привели к однобокому негармоничному развитию рынка (совокупности производителей и потребителей информационного и аналитического продукта) как системы.

Спрос диктует все большие требования к качеству информационно-аналитической продукции, которое невозможно без системы источников информации. Чтобы она сформировалась, необходимы регулярно обновляемые массивы, транспортная телекоммуникационная среда быстрой и качественной доставки информации и организационное объединение источников на взаимоприемлемых экономических условиях. В качестве сформированных или формируемых очагов информационной инфраструктуры можно назвать МИАЦ, созданный Ассоциацией российских банков, информационно-аналитический и телекоммуникационный центр Российского союза предприятий безопасности на базе Специальной информационной службы. Большую организационную и методическую работу в этом направлении начинает сегодня Совет по безопасности предпринимательства России, который, по замыслу его создателей, имеет уникальный шанс стать координирующим интеллектуальным и организационным центром в области безопасности предпринимателей нашей страны, что принципиально невозможно без информационного обмена, без создания информационной инфраструктуры субъектов обеспечения безопасности бизнеса всего экономического пространства. Но путь интеграции таких усилий долог и тернист.

Еще одна проблема сегодня — взаимодействие государственных и коммерческих информационно-аналитических центров. Очень много информации в стране собирается на деньги налогоплательщиков и накапливается в массивах, находящихся в распоряжении государства. В то же время уникальной информацией располагают частные информационно-аналитические центры. Все чаще звучит мнение о том, что обмен информацией между этими субъектами информатики был бы на пользу и обществу (с точки зрения очищения рынка от негодяев), и бизнесменам (для привнесения в бизнес управления возникающими рисками). Отдельные примеры такого обмена существуют, но безусловно необходима его регламентация законодателем.

Вообще законодательная база информационно-аналитического бизнеса требует основательной доработки в отношении форм, средств и методов как сбора, так и накопления и обработки информации. Сколь полной ни была бы система источников информации, всегда будет не хватать штриха для получения исчерпывающей картины развития исследуемой ситуации. Здесь во всем мире принято обращаться в детективные агентства. У нас же легитимный детективный бизнес при современной законодательной базе и отношении к нему МВД и спецслужб существовать не может. Требует совершенствования законодательство о коммерческой тайне.

Можно, конечно, все запретить. Тенденция к этому, судя по прессе, намечается. Но тогда надо признать, что законопослушный бизнесмен останется без информации об угрозах, а криминальные структуры, как и сегодня, будут вести и агентурную работу, и проводить оперативно-технические мероприятия, и создавать бригады наружного наблюдения. Но во многих странах мира есть вполне легитимные способы получения информации лицензированными государством специалистами. Назовем их журналистскими методами. Словом, надо определить грани законного и строго контролировать, чтобы правила игры на этом рынке были одинаковыми для всех.

Те же проблемы, может быть, не так остро, стоят в области накопления информации, защиты передаваемых данных и в других сферах информационно-аналитической деятельности. Если законодатель не объявляет монополию государства на сбор, накопление и обработку информации, если информационно-аналитическое обеспечение управления предпринимательскими рисками, как и безопасность предпринимателя, признается во многом его собственной задачей, то нормативные акты должны стимулировать развитие этой деятельности.

И все же при всех трудностях информационно-аналитический рынок России родился, живет и развивается. Создается и регулярно обновляется все более широкий спектр баз данных, наращивают свои возможности и взаимообмен ими с партнерами информационно-аналитические центры, усиливаются их специализация и качество выполняемых работ, растут количество и разветвленность телекоммуникационных сетей передачи данных. Спрос на эту продукцию продиктованный возникшей возможностью управлять рис ком на рынке, вселяет уверенность, что информационно-аналитическая деятельность в на шей стране имеет большое будущее. Сейчас в рамках Совета по безопасности предпринимательства России начал свою работу Координационно-методический совет по информационно-аналитическому обеспечению управления предпринимательскими рисками, в который вошло большинство ведущих субъектов рынка информационно-аналитической продукции Задача совета состоит в координации деятельности и организации взаимодействия на этом секторе рынка, его структуризации, придаче ему цивилизованного вида.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.