16 Jul 10:59 avatar

Что теряет бизнес в информационных войнах?

В эпоху интернета вопросы безопасности бизнеса стали не то, чтобы актуальными. Они вроде бы и обострились, а с другой стороны, и разброс мнений стал очень широк. Это раньше все было более-менее ясно. Чтобы «пробить» партнера по бизнесу, нужно было позвонить знакомому Михал Иванычу из органов.

А что сегодня? Информации в Сети – пруд пруди. Но кто несет ответственность за ее достоверность?
И «…мы почти забыли, что до изобретения интернета людям приходилось иногда получать в морду за свои слова»…
Что из этой информации истина, а что — просто «тролло-ло», а что – и черный пиар?
Вот и сомневается обыватель от бизнеса. Один говорит, что сегодня такой инструмент как конкурентная разведка мелкому бизнесмену вообще не нужен. Крупные-то корпорации имеют целый штат шпионов… А мелкому – зачем деньги тратить? Другие утверждают, мол «сами с усами, все знаем, все гуглим».
Тем не менее, конкурентная разведка в развитом обществе — давно уже не миф, а реальный инструмент для бизнеса. Об этом сегодня мы беседуем с одним из спикеров Витебского регионального форума — Савелием СЁМЕРКИНЫМ.
Так, говорите, конкурентная разведка для бизнеса в мире – удел не только богатых и знаменитых?
Нет, конечно! Международная организация SCIP (Профессионалы Стратегической и Конкурентной разведки (SCIP), ранее — Общество Профессионалов Конкурентной разведки, некоммерческая международная организация, образована в 1986 году – прим.ред.) существует уже давно.

В свое время в рассылке ее членам была такая фраза: «If generals can’t without good intelligence, WHY CEOs think they can?" В переводе это означает: «Если генералы не могут обойтись без хорошей разведки — ПОЧЕМУ Директора думают, что они могут?»
Инструментарием конкурентной разведки в Европе пользуются не только холдинги и мегакорпорации, но и средний, и даже малый бизнес. В России темой конкурентной разведки тоже серьёзно занимаются, и даже есть магистратура по конкурентной разведке. Ее ведёт профессор УрГЭУ Евгений Ющук.

А у нас?

Для остального постсоветского пространства — это новая специализация в бизнесе. Не все о ней осведомлены. И лишь единицы ею пользуются. В Беларуси по этой теме — «конь не валялся», просто какое-то «дремучее полесское болото».
Если говорить о пользе, зачем конкурентная разведка нужна бизнесу?
Конкурентная, как и военная разведка, помогает экономить время и деньги. Она помогает прогнозировать будущие изменения в бизнес-среде, изучая и формируя информационное пространство. Конкурентная разведка помогает взглянуть на себя со стороны — глазами клиента; помогает взглянуть глубже, с пристрастием — на конкурента. И тут важно понимать, что конкурентная разведка — это не только разведка, работающая по конкурентам. Это — разведка конкурентных преимуществ, что гораздо шире. Ведь преимущества можно получить, изучая и своих партнёров, и не только партнёров.
Большим подспорьем в этом в последние десятилетия стал Интернет. Там очень много информации, последнее время там уже не массивы, а потоки, водопады информации. И с этими потоками надо уметь работать. Конкурентная разведка умеет работать с потоками информации.

Какие электронные базы данных использует конкурентная разведка при анализе информации о контрагенте? Есть же, наверняка какая-то информация у налоговой, в милиции, в суде?

В Беларуси не всё хорошо с общедоступными базами данных. Таких онлайн сервисов как, к примеру, российские СПАРК, Итегрум, у нас просто не существует. А востребованность в них у бизнесменов есть.
Справка: Система СПАРК – одна из крупнейших баз данных по компаниям России, Украины и Казахстана с широким спектром аналитических возможностей. Она позволяет решать такие задачи, как проверка контрагента на благонадежность или аффилированность с другими предприятиями, пресечение мошеннических сделок.
База данных по компаниям включает в себя официальные сведения из более, чем 20 источников, в том числе федеральные государственные службы, министерства и ведомства, СМИ, сами компании.
Базы данных Интегрум – это электронный архив источников информации о России, среди баз данных есть полные тексты более 5000 газет и журналов (архивы многих газет начинаются с 90-х годов), сводки информационных агентств, мониторинг теле- и радиопередач, Интернет-СМИ, аналитические и статистические бюллетени, тексты законов и постановлений, адресно-справочные базы, тексты книг.
Но кое-что есть и у нас. Впрочем, чтобы досконально «прочесать» Байнет, мало использовать только Google или tut.by. Есть ещё gogo.by, есть поиск Яндекса по белорусским сайтам. Используя эти четыре поисковика, вы более-менее полно сможете найти ответ в Байнете по интересующим вас белорусским компаниям.
Есть ещё сайты госорганов, на которых содержится информация по белорусским компаниям, но работают они как-то непонятно.

?

Пример: сайт Верховного Суда РБ. На нём есть встроенный поиск по сайту. Ищем компанию через поиск сайта — нет такой компании. Ищем эту же компанию, через расширенный поиск Google и находим компанию на данном сайте. «Непонятнооо...», — как сказала бы «бабушка провинциального актёра».
Есть такое понятие как информационные войны. Насколько оно актуально для нашего времени, ведь не холодная война на дворе?
Ни маркетологам, ни пиарщикам эта сфера деятельности непрофильна. Однако, сегодня информационные войны – более, чем популярная тема. Она очень наглядно видна на примере событий на Украине. Между Россией и Украиной идёт реальная информационная война.
О том, что такое информационная война очень хорошо, на мой взгляд, сказал мой коллега по СПКР (Сообщество Практиков Конкурентной Разведки – прим.ред.) Александр Кузин: «Полем боя в современных информационных войнах сегодня, как правило, выступают полосы газет, эфир телевидения и радио, а также сайты и порталы сети Интернет. Во время «информбоёв» возводятся и ниспровергаются смыслы, утверждаются и дезавуируются понятия, укрепляются или подрываются репутации, выдвигаются или отвергаются обвинения. Вроде все происходит на словах, однако, чаще всего, сказанное и написанное в информационном пространстве, материализуется, после чего поражения в таких войнах для одних оборачиваются банкротствами и недружественными слияниями предприятий, для других — отставками и гонениями, для третьих — прекращением предпринимательской деятельности, для четвертых — судами и моральным ущербом.»
Сказаны были эти слова задолго до нынешних событий на Майдане в Киеве. А сейчас актуальность информационных войн выросла на порядки, тут уже целые территории от одного государства отходят к другому…
Справка: Савелий Семеркин, практик конкурентной разведки, член Сообщества Практиков Конкурентной Разведки (СПКР). В прошлом — офицер спецподразделения МВД, специалист служб безопасности различных предприятий. Прошел подготовку на семинарах в рамках СПКР по темам: «Анализ неструктурированной информации», «Методики и технологии разведывательного анализа», «Современные программно-аппаратные решения для поиска в видимом и невидимом Интернете» и др.

Источник: telegraf.by/2014/07/chto-teryaet-biznes-v-informacionnih-voinah

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.