19 Dec 19:40 avatar

Дезинформация и конкурентная разведка

Автор: Нежданов Игорь Юрьевич

Работая с информацией в конкурентной разведке мы часто сталкиваемся с тем, что попавшие к нам данные мягко говоря не соответствуют действительности. Причины такому положению дел были рассмотрены выше. Но среди них есть одна, которая требует особого внимания. Это дезинформация или распространение искажённых или заведомо ложных сведений с целью ввести в заблуждение получателя информации.

Дезинформация это способ воздействия на человека, заключающийся в намеренном предоставлении ему такой информации, которая вводит его в заблуждение относительного истинного положения дел. Цель такого воздействия всегда одна – оппонент должен поступить так, как это вам необходимо. Его поступок может заключаться в принятии нужного вам решения или отказе от принятия невыгодного для вас решения. Но в любом случае конечная цель это действие, которое будет предпринято вашим оппонентом.

Дезинформацию можно условно разделить на следующие виды:
  • введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц (в т.ч. и целой нации);
  • манипулирование (поступками одного человека или группы лиц);
  • создание общественного мнения относительно какой-то проблемы или объекта.

Введение в заблуждение это не что иное как прямой обман – предоставление ложной информации.

Манипулирование это способ воздействия направленный непосредственно на изменение направления активности людей. Выделяют следующие уровни манипулирования:
усиление существующих в сознании людей выгодных манипулятору ценностей (идей, установок…);
частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;
кардинальное изменение жизненных установок.

Дезинформирование (введение в заблуждение и манипулирование) тем сложнее осуществить, чем осведомленнее является объект манипулирования. Отсюда и основополагающие правила дезинформирования:
  • объект дезинформирования должен быть максимально отрезан от источников информации по интересующей или смежным темам – для него (объекта) должно быть непросто, а лучше не возможно получить дополнительную информацию или проверить имеющуюся;
  • объект манипулирования в процессе обработки необходимо снабжать информационным суррогатом – урезанной информацией – только той информацией, которая отвечает задаче манипулятора.

Основные направления стратегического дезинформирования:
  • введение в заблуждение конкурента относительно истинного времени начала тех или иных крупных мероприятий на рынке (новое производство, рекламная акция, маркетинговое исследование и т.п.);
  • создание иллюзии подготовки крупномасштабных операций на ложном направлении;
  • широкое освещение «труднопреодолимых» проблем;
  • «утечка» заведомо заниженных или завышенных экономических и производственных показателей;
  • преувеличение или занижение отрицательного влияния климатических, бытовых, социальных и иных условий на перспективность того или иного направления;
  • критика «низкого качества» продукции;
  • значительное преувеличение ваших возможностей (экономических, политических, социальных, административных и т.п.);
  • демонстрация серьезных намерений на направлении, которое как вам известно бесперспективно.

8 комментариев

avatar
Несколько соображений по поводу очень полезного структурированного материала.
Сосредоточимся на дезинформировании. Как правило, столь сложное мероприятие, как системное дезинформирование, предполагает, что его объектом выступает достаточно серьезная структура. Для простоты будем говорить о бизнесе, а значит, серьезная компания — конкурент. Не во всех случаях серьезный конкурент может быть максимально отрезан от источников информации, а также потреблять только информационные суррогаты. Скажем так, нередко, на практике, у конкурента имеются разнообразные источники информации и объект манипулирования получает информацию не только от манипулятора.

Посмотрим, за счет чего манипулятор в сложных условиях может усилить воздействие на объект дезинформирования. Попробуем сыграть на стороне манипулятора. К двум основополагающим правилам дезинформирования я бы добавила еще два вспомогательных. Объект манипулирования — это всегда человек или группа людей. Соответственно, и объективной психологией и многочисленными историческими и корпоративными примерами доказано, что порог критичности воспринимаемой информации резко снижается в случае, если информация комфортна для потребителя. Как максимум, комфортность означает соответствие его установкам, принципам ведения дела, стилю руководства, позиции на рынке и т.п. — это все изучаемо. Как минимум, комфортность получаемой информации означает подтверждение для получателя своего высокого статуса, доминирования и т.п. Поэтому, на мой взгляд, первое вспомогательное правило дезинформирования состоит в максимальной комфортности содержания и формы представления информации для объекта манипулирования.

Что касается второго вспомогательного правила, то коротко его можно определить, как микширование информации. Поскольку мы предполагаем, что объект манипулирования серьезная структура, то вряд ли стоит надеяться на то, что она удовлетворится только информацией манипулятора. Здесь самое время вспомнить опыт государственных разведок. Предоставляемые в рамках системного дезинформирования материалы должны содержать некоторую долю истинной информации, желательно эксклюзивного характера, которую нельзя получить из других источников, и вместе с ней основную порцию дезинформационных материалов. Соответственно, резко повысится доверие к источнику информации, а следовательно, и к качеству всего информационного массива. Что касается пропорции и содержания правдивого эксклюзива и целевой дезинформации в отдельных материалах, то это зависит от стадии дезинформационной кампании, конкретной ситуации дезинформирования и способа легендирования источника информации.

Можно сыграть и на стороне объекта дезинформирования, но это другая тема.
avatar
Несколько соображений по поводу очень полезного структурированного материала.
Хочу отметить, что Игорь Нежданов «мастер спорта» по структурированию информации :)
avatar
Основополагающее правило 2 — урезанная информация — «мастер спорта» по структурированию информации. Полная информация — «заслуженный мастер спорта»;)
avatar
Елена, исходя из вашей логики — Наиполнейшая информация — «заслуженный мастер спорта международного класса» :)))
avatar
Уважаемая Елена, а каковы критерии «полной информации»? Я понимаю, что есть информация «разных уровней» — а как определить, конечный это уровень или нет?
avatar
Как правило, это определяет заказчик при участии аналитика, исходя из задачи, возможностей и бюджета. Критерии применительно к теме всегда ситуативны и субъективны, на мой скромный взгляд.
avatar
Спасибо за эпитеты :)
Данный материал лишь начало препарирования большой темы. Лена, можно я вашу реплику размещу в виде вашего комментария к себе в блог?
avatar
Почту за честь :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.