19 Dec 13:55 avatar

Интервью Олега Рогача для портала Allsecurity.info

Источник: Allsecurity.info

Конкурентная разведка – эта такая область, которая одновременно и важна для бизнеса и связана с определенными рисками. Решения, принятые с помощью конкурентной разведки могут привести, как и к увеличению финансовой прибыли, росту компании, так и спасти её от полного краха.

Поэтому тема конкурентной разведки очень заинтересовала портал. Думаем, нашим читателям тоже будет интересно и полезно узнать некоторые моменты конкурентной разведки.

На наши вопросы любезно согласился ответить Олег Викторович, Глава Правления и соучредитель «Общество аналитиков и профессионалов конкурентной разведки».

«Allsecurity.info»: Здравствуйте, Олег Викторович! Несомненно, конкурентная разведка уже оправдала себя в других странах. Но, скажите, насколько конкурентная разведка распространена и эффективна в Украине?

«Олег Рогач»: Применение конкурентной разведки оправдано везде, где есть конкуренция, а эффективность и успех мероприятий полностью зависит от профессионализма и умения тех, кто этим занимается. Распространённость этого вида деятельности в Украине пока может быть оценена как недостаточно высокая; правда, хорошо это или плохо, всецело зависит от точки зрения. Пользуясь случаем, хочу отметить, что как общественная организация, объединяющая людей, непосредственно связанных с данным видом деятельности, мы, согласно нашей Миссии и целям, в первую очередь, стремимся к признанию новой массовой профессии — специалист по конкурентной разведке, а также к становлению, признанию, легитимности и развитию конкурентной разведки в Украине. В том числе и путём организации конференций, форумов, обучающих семинаров, оказывая методологическую и юридическую поддержку членам нашей организации и всем заинтересованным лицам. Кроме того, в рамках стратегии расширения своей деятельности мы развиваем партнёрские отношения с другими общественными организациями в смежных видах деятельности, такими, как «Союз работников сферы безопасности», Всеукраинская Ассоциация Частных Детективов, с университетами, готовящих аналитиков, с отдельными специалистами и просто теми, кто интересуется теорией и практикой конкурентной разведки, что очень сильно популяризирует конкурентную разведку в Украине и поднимает её престиж.

«А.i»: Скажите, есть ли отличия при применении конкурентной разведки в Украине и других странах?

«О.Р.»: Да, такое различие есть и оно связано как с различиями в традициях и подходах к ведению бизнеса, так и методологической базой работы спецслужб (в особенности связанных с разведкой), методы работы которых и были адаптированы для исследования бизнес среды.

«А.i»: По вашему опыту, много ли компаний Украины следят за внешней средой?

«О.Р.»: За внешней средой не следят только те компании, которые не разрабатывают стратегий собственного развития и наивно полагают, что модель их бизнеса (при успешном его ведении), в таком виде будет существовать очень долго. Основываясь на собственном опыте и истории деятельности Общества аналитиков и профессионалов конкурентной разведки, могу сказать, что кроме инструментов маркетинга в украинском бизнесе управленцы и топ-менеджеры для изучения и понимания внешней среды довольно часто полагаются на результаты мероприятий конкурентной разведки. Это связано, как с повсеместным ростом информационных потоков и возрастающей потребностью в их предварительной профессиональной информационно-аналитической обработке, так и с открытостью украинского рынка для иностранных компаний-конкурентов. В этой ситуации, нашим бизнесменам, оказавшимся в условиях партнёрства по ВТО с сотней стран с устойчивыми традициями капитализма, приходится зачастую осваивать не только новые технологии производства, но и методы ведения конкурентной борьбы, основанные, в том числе, и на конкурентной разведке.

«А.i»: Скажите, были ли случаи в вашей практике, когда конкурентная разведка стала решающим фактором, благодаря которому компания была спасена от разорение?

«О.Р.»: Несомненно, такие примеры были и более того, они происходили и в городе Харькове. По понятным причинам не могу назвать ни наименования компании, ни даже направления деятельности. Если коротко описать данный случай двухгодичной давности, раскрывающий значение конкурентной разведки для бизнеса, то можно сказать, что информация о модернизации конкурента, полученная в процессе активных мероприятий, помогла небольшой компании, буквально за пару недель выигранного времени полностью пересмотреть свою маркетинговую политику и изменить условия работы с клиентами. Эти шаги, предпринятые в результате анализа информации, полученной методами конкурентной разведки, позволили компании гарантировать себе дальнейшее существование на довольно плотном рынке услуг, которые они успешно оказывают и по сей день.

«А.i»: Насколько велики риски того, что информация неверна или не точна? Чем этот фактор может грозить компании?

«О.Р.»: Риск неточности информации существуют всегда и такое понятие как дезинформация тоже никто не отменял. Именно поэтому добытая информация всегда подвергается аналитической обработке и в случае необходимости, осуществляется сбор дополнительной информации. Данный итеративный и рекурсивный процесс описывает цикл консолидации информации, который лежит в основе конкурентной разведки и позволяет избежать множества ошибок.

«А.i»: Обычно, для компании очень важно понимать перспективу слияний и поглощений, которую в большинстве случаев можно описать с помощью конкурентной разведкой. На каких факторах основываются выводы о поглощении/слиянии?

«О.Р.»: Процесс M&A (ред., от англ. Mergers and Acquisitions, M&A), т.е. слияния или поглощения, как правило, не обходится без мероприятий конкурентной разведки, благодаря которым удаётся либо подтвердить правильность решения о процессе слияния/поглощения, либо выявить факты, свидетельствующие о нецелесообразности подобных действий. Факторов, на которых основываются выводы о поглощении/слиянии очень много – от ситуации на рынке до инсайдерской информации и данных аудита.

«А.i»: Насколько серьёзной проблемой для компании может стать бездействие на попытки конкурентов получить доступ к закрытой информации компании?

«О.Р.»: Подобное бездействие для компании может обернуться целым спектром потерь – от недополученной прибыли и незначительной потери активов, до полного краха, всё зависит от конкретной информации и ситуации. Из практики могу добавить, что иногда даже не сверх усилия службы безопасности компании, направленные на предотвращение подобных рисков, а также последовательное выполнение стандартного списка мероприятий по защите информации, могут значительно затруднить разведывательную активность конкурентов и тем самым, препятствовать каким-либо утечкам информации из компании.

«А.i»: Какие методы защиты от конкурентной разведки считаются наиболее эффективными?

«О.Р.»: Методы защиты от конкурентной разведки можно разделить на две группы — профилактику утечек и активные мероприятия. Спектр этих методов довольно обширен – начиная от организации конфиденциального делопроизводства, порядка отнесения сведений к коммерческой тайне и грамотно обоснованного режима доступа к информации компании, до определения порядка сдачи дел и увольнения сотрудников компании, имевших доступ к сведениям, содержащим конфиденциальную информацию или коммерческую тайну, а также пропускного режима как части программы по обеспечению общей безопасности и конфиденциальности информации. К активным мероприятиям можно отнести, например, действия связанные с выбросом в информационное поле дезинформации.

«А.i»: Большое спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.