6 Dec 14:47 avatar

О внешней корпоративной разведке ГК «Росатом»

Ю.А.Бобылов, к.э.н., научный редактор журнала «Менеджмент и бизнес-администрирование», эксперт Российского совета по международным делам.
 
В цикле авторских статей на портале ПРОАТОМ.РУ про внешнюю разведку в интересах развития ГК «Росатом» с 2011 по 2015 г. были затронуты несколько «деликатных тем» про внешнюю разведку в интересах атомной науки и промышленности. Интересен тезис о том, что квалифицированные ученые и инженеры должны бы знать и иногда использовать методы технической и экономической разведки. Правомерны призывы к руководству Минобрнауки России по «интеграции» высшего профессионального образования и внешней разведки (речь о «МИФИ»).
 
Автор не мог пройти мимо эпопеи с неожиданным реформированием РАН и созданием нового управленческого органа ФАНО, предложив для ученых и научных организаций РАН специальную научную «разведывательную функцию».
 
Уместной стала и тема «атомных побед» все еще опального Л.П. Берия. Следует высоко оценить деятельность руководителя НКВД и Государственного комитета обороны Л.П. Берия по организации внешней разведки СССР в военные годы с целью создания первой советской атомной бомбы. Можно вспомнить и иное.
 
Без сомнения, атомная наука и промышленность нуждаются в зарубежной информации, документации или технических образцах, часть которых можно добыть лишь тайной шпионской работой. Ныне некоторые соображения о возможном создании в ГК «Росатом» собственной внешней атомной разведки. Вообще как эта, так и ряд других мощных наукоемких компаний России («Ростех», «Роснефть» и др.) могла бы чуть увеличить свои «операционные расходы» в данном информационном и коммуникационном направлении. Для внешней корпоративной разведки в мире важно наличие нужных средств, кадров и, наконец, законодательной базы.
 

1. Технологии «экономической войны» в мире


 
Еще в начале 2012 г. в стране шли активные дискуссии о целесообразности присоединения России к ВТО. Отмечалась солидная правовая базы по регулированию мировой торговли на основе Соглашений ВТО. При этом из крупных стран мира Россия была единственной (из почти 160 членов), которая была вне ВТО. Однако глобальная ВТО не запрещала создание региональных внешнеторговых ассоциаций, с правом регулирования экспортных и импортных пошлин и мер нетарифного регулирования. В августе 2012 г. Россия официально стала членом ВТО. Казалось, далее мировая торговля России не станет объектом военно-политических манипуляций со стороны США и других стран-производителей товаров и услуг.
 
Все мы в России ошиблись: неожиданное обострение политической ситуации в Украине (события с вхождением Крыма в состав РФ и сепаратизмов в Донбассе) позволили США перечеркнуть принципы «свободной рыночной торговли» и ввести незаконные экономические санкции против России и ее стратегически важных производителей. По сути дела, США и их союзники объявили России «экономическую войну». Пока Канада не пошла на национализацию уранового бизнеса «Росатома» и прекращение экспорта своего урана в Россию. Можно полагаться в ближайшие годы и на импорт казахского урана. На войне, как на войне. Одним из сильных «ассиметричных» защитных ударов по США стал, наконец, «наш» Указ Президента РФ от 3 октября № 511 по приостановлению участия России в соглашении об утилизации оружейного плутония, заключенном с США. Это решение обосновано растущими новыми угрозами стратегической стабильности и недружественными действиями Вашингтона.
В военной литературе под войной подразумевается вооруженный конфликт между странами, вызванный борьбой за доминирование в каком-либо регионе или секторе экономики и связанный с существенными материальными и человеческими потерями у противника. В войне не уместны запретительные или ограничительные международные нормы, и допускается применение любых видов военной техники, в том числе массового поражения. Экономические войны – это составная часть традиционных силовых войн, где в боях используются «особые разрушительные технологии»: теоретические концепции (вспомним основы приватизации государственной собственности России и др.), псевдоноваторские реформы, децентрализация управления, новые системы профессионального образования, особые регулирующие механизмы в интересах международного сотрудничества и др., в итоге применения которых происходит деградация технологической базы, неспособность производить качественные конкурентоспособные товары и услуги и даже смена неугодного политического строя.
 
В инновационном аспекте развития промышленного мира важно осмыслить смежные понятия «научно-технические войны» и «промышленные войны».
 
По оценкам Всемирного Банка, доля природного капитала в структуре национального богатства России составляет около 70%, в то время как на человеческий капитал приходится 20% и на материальный (т.е. искусственно созданный) – 10% богатства. В развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на природный капитал приходится всего около 5%, на человеческий и материальный – соответственно 85% и 10%.
 
В силу огромной территории России и очень значительных запасов полезных ископаемых, многие из которых вообще не разведаны (включая урана и редкие металлы), различные российские и иностранные оценки положения России в мире на основе объема ВВП не отражают истинное положение в мировой экономике. Наши промышленные и экономические перспективы в мире при использовании показателя ресурсного (экономического) потенциала весьма оптимистичны к середине и концу XXI века. Такой оптимизм предполагает наращивание общей военной мощи, в том числе ракетно-ядерного оружия.
 
Однако нашей властью после 2000 г. допущены некоторые крупные экономические ошибки.
 
По данным ряда российских и иностранных научных докладов, в мире сложились четыре главных центра научных исследований: США (31% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский союз (24%), Китай (14%) и Япония (11%). Доля России составляет менее 2% мировых расходов на науку, что уступает вкладу США почти в 17 раз, Европейского союза– 12 раз, Китая – 7,5 раз и Японии – 5,9 раза. По уровню финансовых затрат на сферу НИОКР в процентах к ВВП Россия последние 15 лет в 2-3 раза отстает от США, Германии, Японии и др. В основном в России на среднем уровне финансируется лишь военно-ориентированная наука. Примечательно, что ГК «Росатом» на свои военные и гражданские нужды получает из бюджета солидные ассигнования. При этом важно, что общий мировой промышленный мир, кроме милитаристских США, России, Израиля и еще нескольких стран, работает преимущественно на наукоемкую гражданскую продукцию с большим потребительским спросом. Рядовой российский потребитель продуктов питания и техники для дома давно оценил огромное технологическое отставание России в мире. Психологически его мало волнуют несомненные выдающиеся достижения ГК «Росатом» в обработке урановых руд, наличию безопасных реакторов на быстрых нейтронах (БН), разделении изотопов химических элементов, использования плутония 239 для работы АЭС, утилизации жидких и твердых радиоактивных отходов и др., многие из которых имеет грифы высокой секретности.
 
Атомная промышленность и еще ряд промышленных секторов (например, вертолетостроение, строительство арктических ледоколов и др.) в России являются редким исключением в инновационной практике. Сложившаяся в России мало инновационная экономика с сырьевой ориентацией – это путь к «никуда», мир примитивизма и деструкции промышленности, бизнеса, национальной экономики. Спасение страны в росте затрат на сферу НИОКР, селективные инновации в приоритетные производства, профессиональное образование, и, главное, в изменение системы власти и методов ее деятельности. Даже борьба с коррупцией в стране является не самой важной задачей нашей власти. Важнее переход к построению конкурентной политической системы и экономики.
 
По мнению автора, для российских управленцев и экономистов федеральных министерств и ведомств пришло время срочного освоения как защитных приемов, и ведения вне Минобороны РФ оборонительных и наступательных «военно-экономических» действий, включая использование специальных операций (Бобылов Ю.А. Экономические войны в свете экономической теории // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, вып. № 2 (74) / 2015, с. 104-116 и Бобылов Ю.А. Война против России началась // Национальная оборона, 2015, № 2, с. 4-14).         
 
Несмотря на достигнутую к 2016 г. военно-техническую мощь, общее экономическое положение России как бы «в одном шаге от цивилизационной пропасти». Потому следует полнее учитывать в планах развития, в том числе в ГК «Росатом», фактора обостряющейся экономической войны. Новые западные санкции теперь вызываются и событиями в Сирии.
 
 «Торговая война» – это наиболее распространенная и простая форма ведения «экономической войны». Эксперты различают наступательные торговые войны, проводимые с целью захвата зарубежных рынков и овладения наиболее важными в стратегическом отношении предприятиями и организациями (банками, инвестиционными компаниями и др.), а также оборонительные – с целью противодействия внешнеэкономической экспансии и защиты экономической и политической независимости на стратегически важных направлениях экономики. Однако, чтобы успешно в мире продавать товары и услуги, их надо создать на высоком конкурентном уровне. Также нужен мировой спрос для таких продаж. Судостроительная промышленность России может строить надежные и экономичные атомные ледоколы для Арктики, но эта промышленная продукция – единичная, и почти не имеет потенциала внешнего рынка (Канады, Австралии, Китая).
 
Основные методы ведения наступательной торговой войны включают: снижение экспортных таможенных тарифов, повышение экспортных квот, использование демпинговых цен, увеличение кредитования экспортных поставок наукоемкой продукции (морские и воздушные суда, оборудование для АЭС и др.), проведение кампаний скрытой антирекламы товаров и услуг иностранных конкурентов, торговая блокада ряда товаров и услуг и др.
 
К методам оборонительной торговой войны относятся: создание различных торговых барьеров, повышение импортных таможенных пошлин (в том числе использование уравнительных пошлин, предусматривающих повышение цены импортируемого товара до уровня внутренних цен с целью предотвращения демпинга), снижение импортных квот, введение нетарифных ограничений, связанных с усложнением процедуры лицензирования и таможенных процедур, введение технических барьеров, способствующих возникновению сложностей с соответствием импортных товаров национальным стандартам и техническим условиям и др.
 
Очевидно, что эффективных экономических войн не может быть без специальных операций, секретных и далеко выходящих за нормы национального и международного права.
 
По новым воззрениям военных стратегов все современные средства ведения войны следует разделить на три большие группы:
 
Military: атомное оружие, биохимические, экологические, космические, электронные средства, партизанские, террористические методы, военные договоры и соглашения;
 
Trans-military: дипломатия, сетевые организации, внешняя разведка, психологические методы воздействия, тактические методы, использование контрабанды и наркотических средств, виртуальные средства воздействия (устрашения);
 
Non-military: финансовые методы, торговля, воздействие через ресурсы, методы дестабилизации экономики, регуляции, санкций, информационные и идеологические методы (Леонард, Марк. О чем думают в Китае (пер. с англ.) // М.: АСТ, 2010, с. 222 с.).
 
Поддерживая такую классификацию, китайские эксперты отмечают, что если США выигрывают в плане военных средств, окружая Китай базами, то Поднебесная более успешно осваивает две другие группы методов, завязанные на торговлю, инвестиции, экспорт. Поэтому в КНР придается особое значение таким целям, как расширение производства «серых» товаров, трансграничные слияния и поглощения, использование научного потенциала китайской диаспоры в США, активный промышленный шпионаж и др. Недавнее присоединение КНР к ВТО повысило эффективность ведения ряда торговых войн против США и Евросоюза.
 
Предпосылкой успешных торговых войн являются наличие крупных внешнеэкономических структур (союзов, ассоциаций). Лучше опираться на потенциал не одной страны, а целостного мирового блока. Здесь идеология БРИКС и ШОС имеет большое экономическое и политическое значение для развития России.
 

2. Вторжение методов ведения традиционных войны в большой стратегический бизнес


 
До сих пор экономисты научных организаций РАН и Минэкономразвития РФ недооценивали тематику многообразных экономических войн. Федеральные министерства и ведомства чаще относили эти проблемы к закрытой «спецтематике». В свою очередь ученые военных учебных заведений ориентировались лишь на изучение экономики и финансов применительно к деятельности структур Минобороны РФ и ряда смежных силовых министерств и ведомств. Этот пробел экономической теории следует восполнить.
 
Атомная отрасль России является структурой «двойного назначения» и в части регулирования гражданского сектора требующей «двойных управленческих технологий». Речь идет о новых секретных мерах оборонительной и наступательной войны в мире.
 
В частности, промышленные войны предполагают создание и серийное производство наукоемкой продукции (товаров и услуг) и приоритетное повышенное финансирование сферы государственных и корпоративных НИОКР. Кроме того, нужны особо квалифицированные кадры для научной, производственной и внешнеэкономической деятельности.
 
В недавнем рейтинге «Economic complexity», составленном учеными из Гарварда по проекту «The Atlas of Economic Complexity. Mapping Paths to Prosperity», в 2012 г. из 125 стран Россия занимает 47 место с индексом сложности экономики всего 0,36. Первые же позиции этого рейтинга занимают такие страны, как Япония (2,09), Англия (1,503), Швейцария (1,5), США (1,498), экспортирующие сложные товары. Так, Япония экспортирует автомобили, детали двигателей, электронные интегральные схемы, оборудование и механические приборы, принтеры и копировальные машины. См.: www.gazeta.ru/growth/2015/02/19_a_6418757.shtml.
 
Мировая «инновационная экономика» характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами:
 
  • высокий индекс экономической свободы;
  • высокий уровень развития образования и науки;

  • 4-6-е технологические уклады экономики;
  • высокое и конкурентоспособное качество жизни;
  • высокие стоимость и качество человеческого капитала в его широком определении;
  • высокая конкурентоспособность экономики;
  • высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции;
  • замещение капиталов;
  • конкуренция и высокий спрос на инновации;
  • избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции;
  • инициация новых рынков;
  • принцип разнообразия рынков;
  • развитая индустрия знаний и их высокий экспорт.

 
Без развитой науки в стратегически важных секторах промышленности, сельского хозяйства, транспорта связи, информационных технологий и др. прорваться в современный промышленный мир невозможно. Здесь Россию не спасет возможный продуктивный промышленный шпионаж. Но ситуация для атомной науки и промышленности пока достаточно благополучная. Радуют все новые проекты строительства АЭС в других странах, и не только развивающегося мира Африки и Азии.
 
Ныне содержание крупного и среднего бизнеса России сильно изменилось и еще не отражено в экономической и управленческой литературе.
 
Почему выдвигается этот тезис?
 
В условиях растущей мировой конкуренции России требуются новые «военно-экономические» организационные структуры управления в Минфине, Центральном Банке, Минпромторге и Минэкономразвития, а также в крупных российских компаниях. Качественная теория организации управления для реформирования структур власти имеется. При реализации крупныхстратегических проектов такие управленческие структуры должны интегрироваться со службами внешней разведки и контрразведки (СВР, ФСБ). Новые подразделения в государственном аппарате и крупном бизнесе можно назвать «Третьи отделы». Как известно, «Первые отделы» обеспечивают секретность работ и документов, а «Вторые отделы» работают по мобилизационным планам (в случае войны или природных катастроф), «Седьмые отделы» отвечают за режим спецматериалов и процессов.
 
Важное значение для расширения секретной управленческой деятельности Правительства России, российских министерств и ведомств в интересах решения стратегических проблем развития (в т.ч. вне ВПК) имеет закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».
 
Экономическая теория должна бы включить в себя рассмотрение защитных и наступательных миссий соответствующих специальных операций и на микроуровне российской экономики. Следует подчеркнуть, речь идет о специальных операциях для промышленного развития в ряде особо перспективных направлений технического прогресса и потребительского рынка с целью массированного экспорта качественной продукции (вне военной техники и вооружений).
 
Ныне в российском станкостроении доля импорта составляет более 90%, в тяжелом машиностроении – от 60 до 80%, в радиоэлектронной промышленности – от 80 до 90%. В случае реализации политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по наиболее «критичным» отраслям промышленности лишь с 70–90% до уровня 50–60%.
 
Для России важно найти разумную меру милитаризации своей экономики, науки и образования. Между тем, некоторыми экспертами российская наука и высшее образование стали трактоваться важной составной частью модернизируемого ВПК. На заседании Комиссии по модернизации (г. Раменское, 2010 г.) Президент РФ Д.А. Медведев отметил: «Оборонно-промышленный комплекс должен стать двигателем прогресса в России и заказчиком инноваций» — см.:http://www.rg.ru/2010/09/23/opk.htm.
 
Такой тезис – очень спорный.
 
По мнению автора, есть свои научные вопросы к российской экономической теории, которая в своем «рыночном формировании» явно упустила вопросы экономической безопасности и особенно теорию современной экономической войны. Часть нужных научных посылок и парадигм нашим экономистам можно заимствовать в российской военной теории. Следует учесть методы острой мировой конкурентной борьбы производителей товаров и услуг
 

3. Специфика атомного бизнеса России



Изучение управленческого опыта ГК «Росатом» в последние годы могло бы существенно двинуть российскую теорию корпоративного управления. Однако в этом направлении важно изучать и знать не только открытую, но и закрытую (непубличную или просто секретную) хозяйственную практику. Крупным достижением атомной корпорации стали деловые производственные и коммерческие достижения на внешнеэкономическом и внешнеторговом уровне. Здесь для крупного российского бизнеса, пожалуй, не имеют аналогов успехи по приобретению зарубежной собственности на уранодобывающие предприятия в Канаде, США и ряде других стран, а также вероятный выход на внутренний рынок США по поставкам уранового топлива для американских АЭС. В последние годы конкуренция на мировом атомном рынке претерпела некоторые изменения в силу неожиданных крупных аварий на АЭС Японии, но она не ослабла, и в неё ныне активно включились развивающие страны типа Ирана, Индии, Турции, Республики Кореи и др.
 
«Росатом» успешно развивает атомную энергетику.
 
Как известно, распоряжением Председателя Правительства РФ № 1634-р от 1 августа 2016 г. утвержден план строительства в России восьми новых АЭС. Согласно распоряжению, до 2030 года в России будут построены восемь крупных АЭС (Кольская АЭС-2, ВВЭР-600, 675 МВт; Центральная АЭС, ВВЭР-ТОИ, 2510 МВт, Смоленская АЭС-2, ВВЭР-ТОИ, 2510 МВт; Нижегородская АЭС, ВВЭР-ТОИ, 2510 МВт; Татарская АЭС, ВВЭР-ТОИ, 1255 МВт; Белоярская АЭС, БН-1200, 1200 МВт; Южноуральская АЭС, БН-1200; 1200 МВт; Северская АЭС, БРЕСТ-300, 300 МВт). Все эти 8 АЭС с блоками новых типов, ранее не строившихся в России. На конец 2015 г. в России на 10 действующих АЭС эксплуатировалось 35 энергоблоков общей мощностью 27 206 МВт. За период с 2016 по 2030 гг. будет построено 22 энергоблока и 25,36 ГВт мощностей. За тот же период будет закрыт 21 энергоблок мощностью 13,042 ГВт. Источник: cont.ws/post/343098.
 
Последние успехи ГК «Росатом» обусловлены новым стилем хозяйственного управления и особым вниманием к развитию науки и техники, хотя длинных денег на новые крупные научно-технические прорыва не хватает.
 
Автор обратил внимание на начало полного цикла производства ветроэнергетических установок в Волгодонске. Важно дать такие энергетические установки и мощные промышленные аккумуляторы в ряд регионов России, в том числе для удаленных районов Сибири и Дальнего Востока.
 
Важна достигнутая особая поддержка атомной корпорации со стороны государства, включая структуры МИД России и спецслужб, включая меры по предупреждению терроризма на АЭС. Особо следует отметить существенный рост качества подготовки научных, инженерных и управленческих кадров с участием развивающего НЯУ «МИФИ».
 
Здесь можно опустить некоторые тактические недоработки и ошибки действующей управленческой команды, на устранении которых кадры корпорации учатся работать лучше. Так, больших достижений мог бы добиться холдинг «Атомредметзолото», увеличив на технологической базе отрасли производство, например, таких редких стратегических металлов как лантан, скандий, иттрий, церий, неодим, празеодим и др. Металлы могут применяться в новых изделиях внутри России, а также для экспорта. В последние годы мировые цены на редкоземельные металлы устойчиво растут до 20-25% в год. В частности, по зарубежным прогнозам мировой спрос неодим к 2030 г. может увеличиться в четыре раза. Рентабельные месторождения есть и в самой России.
 
Важно, что сама сфера атомной науки и техники, где успешно идет создание новых типов АЭС, относится в мире к новейшим стратегическим направлениям деятельности. Велик мировой потенциал ученых и инженеров, работающих в области создания новых материалов и сплавов, установок солнечной энергетики, промышленных и бытовых аккумуляторов электроэнергии, медицинской техники и биофизики и др. Много случаев, когда особо нужно не заниматься проведением собственных НИОКР (в том числе с опорой на НИИ РАН и военно-промышленных компаний), а быстрее искать и находить уже созданные в мире открытия и изобретения, в том числе в сфере мирового малого наукоемкого предпринимательства.
 
Для ГК «Росатом» ныне встают новые информационные и внедренческие задачи, часть из которых пока не обсуждается в открытой научной прессе во избежание утечек к сильным опасным конкурентам США, стран Евросоюза, Китая, Японии, Южной Кореи и др.
 
По мнению автора, в число таких новых задач для побед в экономической войне с США и их союзниками должно войти создание в ГК «Росатом» своей ведомственной внешней разведки.
 
(ПРОДОЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ  здесь

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.