Роль системы негосударственной правоохраны и информационно-аналитической поддержки бизнеса в обеспечении безопасности предпринимательства в России

Предприниматели являются представителями именно той части общества, которая нуждается в защите правоохранительных органов, тех на кого прежде всего направлены преступные посягательства криминальных структур и коррумпированных и недобросовестных госчиновников и которая нуждается в надежной системе экономической безопасности — с одной стороны. И в то же время, предприятия охранного бизнеса являются представителями той группы негосударственных организаций, которые своей деятельностью способствуют правоохране и в меру своих сил и возможностей противодействуют различным преступным посягательствам. При чем, нужно сразу подчеркнуть, что главное, как представляется, здесь не просто различные охранные функции, а предупреждение преступных проявлений через информационно-аналитическую поддержку бизнеса. Более, чем пятилетний опыт работы на рынке безопасности и именно в информационно-аналитическом его секторе – позволяет “Специальной Информационной Службе” сделать некоторые обобщения, выдвинуть ряд, как нам кажется, конструктивных предложений и затронуть некоторые, безусловно, важные, на наш взгляд, проблемы.

Понятие безопасности общества – шире понятия государственной безопасности. Так и возможная система обеспечения безопасности общества более объемлюща, чем система правоохранительных органов государства. Когда государственные органы не в состоянии обеспечить полностью безопасность общества – общество, как самоорганизующаяся социальная система, начинает перестраиваться, создавая негосударственные системы правоохраны – начиная от охранных и детективных агентств – до информацинно-аналитических служб по управлению рисками. Комментируя эту ситуацию, необходимо, прежде всего, отметить проблему недостаточного, на наш взгляд, государственного регулирования негосударственной системы охраны правопорядка и обеспечения безопасности, а также проблему практического отсутсвия и\или недоступности информации для принятия решения субъектами экономической деятельности.

Реально политика государства в отношении рынка услуг безопасности ограничилась рядом законов, а все остальное (в достаточно произвольной форме – более удобной для исполнителя, чем для решения задачи) свелось к простейшим контрольным функциям, о качестве и эффективности которых необходимо говорить отдельно. Похоже, необходима большая степень участия государства в регулировании через общественные организации (при государственной поддержке) деятельности различных органов правоохраны и рынка услуг безопасности.

Примером может служить регулирование участников фондового рынка через различные профессиональные ассоциации (НАУФОР, ПАУФОР) — активно взаимодействующих с Федеральной комиссией по ценным бумагам. Или другой пример – коллегия адвокатов. За рубежом такой опыт широко используется – например, ASIS. Если возникающие (как грибы) различные общества и фонды вызывают сомнения в своей “чистоте” (часто справедливые), то можно было бы более широко использовать как инструмент регулирования возможности такой общественной организации как ТПП. В частности, при ТПП в настоящее время создаются профессиональные гильдии, одна из задач которых именно и состоит в контроле профессиональной этики своих членов. Более того Московская ТПП инициировала создание Бюро Экономической Безопасности – для координации усилий негосударственных структур безопасности и поддержки государственных правоохранительных органов и эта инициатива была одобрена решением Мэра Москвы “О создании при Московсой ТПП Бюро экономической безопасности”.

Другим важным моментом в проблемах обеспечения безопасности является не борьба с последствиями, а предупреждение преступлений – через информационно-аналитическую поддержку и управление рисками. Представляется важным действительно обеспечивать большую информационную открытость общества. Необходимо преодолеть разобщенность информационных ресурсов государства, обеспечить возможность доступа к ним со стороны общества (кроме информации законодательно выделенной информации ограниченного доступа) и широко использовать информационные ресурсы, создаваемые различными коммерческими информационными службами.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Интеграционные процессы, как безусловно необходимые, уже начались и госструктурах, и в обществе в целом. Здесь хотелось бы более целенаправленно (при соответствующей политике государства в области информатизации) развивать такой вид интеграции, как информационный обмен (естественно, не бесконтрольный) между информационными массивами различной формы собственности. То есть необходим шлюз для такого обмена, находящегося под контролем государства. В частности, можно просмотреть такую форму информационного обмена, как депозитарий информационных ресурсов (предусмотренную, между прочим, Концепцией информатизации России), при различных вариантах его правового статуса (от госпредприятия до АО) или использовать возможности общественных организаций (той же ТПП). Соответственно, в доработке нуждается закон “О информации и защите информации”.

При этом, как представляется, будут достигнуты две цели – во первых, укрепление экономической безопасности и усиление противодействия различным преступным проявлениям, и, во-вторых, сокращение расходных статей бюджета на упомянутые выше функции, которые будут обеспечиваться обществом сосмостоятельно.

И, наконец, необходимо отметить важность создания и поддержки общественной практики по предупреждению возможных преступных проявлений в экономике не только через различные государственные и негосударственные структуры, но через безопасную систему общественных отношений, регулируемых законом, моралью и традицией. За рубежом нормой стали такие понятия как: обязательное предоставление предприятиями информации о себе в различные (негосударственные) информационные фонды; ведение соответствующих кредитных историй и получение информационных справок о своих партнерах и клиентах.

Возможности по предотвращению различного рода мошенничеств, финансовых злоупотреблений и других экономических преступлений здесь огромны. Достаточно сказать, что работая в ASISnet или Datastar, мы сегодня можем не только рассказать об истории любого американского или европейского предприятия, изучить его финансовую отчетность, но и ознакомиться с материалами судебных разбирательств по делам, в которых эти предприятия фигурировали. К сожалению у нас до этого еще далеко, но если не начать, то этого и не будет. И здесь опять важна государственная политика в этой области, поднятие статуса и роли общественных организаций, пример деятельности самих госорганов. Можно сказать, что определенные подвижки в этом напрвлении сделаны в результате принятия Московским правительством в декабре 1998 года решения “О проведении добровольной паспортизации коммерческих организаций в городе Москве”.

Автор: Пилюгин П.Л. | Источник: www.fact.ru

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса