Информация и информационные услуги: взгляд юриста

О чем, обычно, необходимо знать предпринимателю, чтобы чувствовать себя относительно спокойно? Видимо, о платежеспособности и честности своих контрагентов, о профессиональных качествах и надежности своих сотрудников, о ситуации на рынке и в обществе, об отношении государства к деятельности, которой занимаешься….

Что получается? Узнать (выяснить, получить информацию, подобрать данные и т.п. ) — это и есть самый важный этап обеспечения безопасности, ведь именно ощущение безопасности — важнейший залог спокойствия.

Каждого мама в детстве ознакомила с правилом: «красть грешно». Попробуем, придерживаясь этой заповеди, выяснть, кому и как государство позволяет законно получать информацию и распоряжаться ею, можно ли на основе этого предъявить требования.

Есть «священная корова» бюрократии — Документ. Это такой носитель информации, который не только удостоверяет факт, но и создан уполномоченными на то лицами в порядке, которому действующее законодательство придает определенное правовое значение. (Ну, а если попросту, то «Документ» — это бумажка с датой, подписью и печатью). И если нужна не просто информация для принятия собственного решения, а необходимо пройти сквозь бюрократическую машину и чего-то добиться, то надо помнить, что любой бюрократ попросит именно Документ. Но дело в том, что далеко не каждый обладатель информации может выдать такой вот законный Документ. Хотя, конечно закон «Об информации» и относит к документам и тем самым к информационным ресурсам всякую зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, но это не совсем то.

Итак, кто и что может?

Любой просвещенный гражданин знает, что родная Конституция дала ему право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», ограничив свободный полет запретом на государственную тайну, а также тайну частной жизни, личную и семейную тайны. Сведения, составляющие государственную тайну, названы в специальном перечне, утвержденном Президентом. Допуск к ним дает государство, обуславливая его жесткими требованиями. Сведения, составляющие личную и семейную тайны, персональные данные собирать и распространять не может никто без согласия самого гражданина.

Предположим, что предпринимателю нужны сведения исключительно из сферы его бизнеса.

Что делать?

Конечно, можно воспользовавшись конституционной декларацией и самому заняться поиском нужной информации.

Можно, конечно, прямо спросить своего партнера, а не желает ли он надуть вас? Но это же не этично! Тем более, что та же Конституция на его стороне — никто не обязан свидетельствовать против самого себя.

Тогда начинаются метания по различным организациям, рассылка писем с запросами, опросы различных сведущих людей. Ответы, чаще всего, дают через два раза на третий: то служебная тайна, то коммерческая, то личная, то просто не хотят… Долго и дорого, а дела-то стоят…

Не лучше ли обратиться к профессионалам от информации, к тем, кто умеет и знает, что и как искать и, естественно, законным способом? А таких оказывается достаточно, и у каждого — своя специализация, свои возможности и ограничения. Кто же эти герои?

Государственные органы

— получающие в обязательном порядке от граждан и организаций установленную законодательством информацию и делающие это на средства налогоплательщика.

Согласно закону об «Информации, информатизации и защите информации» такие информационные массивы (информационные ресурсы) являются государственными, а перечень информационных услуг, предоставляемые гражданам и организациям, устанавливает Правительство. Звучит красиво, но реально такого перечня нет. Каждое ведомство не спешит расстаться с тем, что к нему попало, предоставляя либо очень ограниченную информацию в виде платных справок через месяц (регистрирующие органы), либо вообще не предоставляя ничего (налоговые органы). Единственное исключение — это обязанность предоставлять информацию без денег гражданам и организациям о них самих.(ст.14 Закона «Об информации...»)

Но все же, получив справку, заверенную печатью государственного органа, вы получите на руки Документ, с которым и в суд можно, и в милицию, и еще мало ли где пригодится.

Правоохранительные государственные структуры и их оперативные службы

(МВД, прокуратура, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные органы, суды).

Был ли гражданин судим и за что, не мошенники ли руководители фирмы, были ли к юридическому лицу претензии, подтверждающие его деловую недобросовестность, есть ли к нему претензии со стороны налоговых органов, которые могут существенно повлиять на исполнение обязательств — на такие вопросы хотелось бы получить ответы от «силовиков».

Пользуясь огромными возможностями и полномочиями, предусмотренными законами, правоохранительные органы истребуют, собирают и накапливают огромный массив информации о коммерческой деятельности. Но легально получить из этих структур информацию невозможно, запрещает Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», где вся собранная ими информация отнесена к служебной тайне. То же самое происходит на этапах следствия и суда: до вынесения приговора или решения суда, вся информация считается тайной следствия и судопроизводства. Единственное исключение — это возможное предоставление информации лицам, о которых она собрана, но которые признаны невиновными (прекращено уголовное дело или вынесен оправдательный приговор).

После вынесения решения суда можно узнать лишь о факте преступления (нарушения) и о наказании при условии, что дело достаточно серьезное и умудрилось попасть в специализированные журналы, выпускаемые судами. А доступных баз данных не ведется.

Что же делать, ведь о некоторых фактах людям просто необходимо знать? Да к тому же, это часто совпадает с интересами государства! Не все так печально: кое-какие сведения получить можно. Скажем, о судимости граждан, об угонах автотранспорта. Предоставляются они, естественно, на возмездной основе уполномоченным коммерческим организациям (например, страховым компаниям, охранным структурам и некоторым иным по договору). Но такие данные, как правило, не могут быть оформлены в виде всесильного Документа.

Таким образом, от самих правоохранительных органов предпринимателю практически невозможно получить необходимую информацию — не дадут. Кое-что, конечно, иногда просачивается, но это — явное нарушение со стороны их нерадивых сотрудников.

Тогда может обратиться к детективам или создать свою службу безопасности?

Заглянем в закон «О частной детективной и охранной деятельности» и увидим, что эти лицензированные государством лица могут оказывать исключительно перечисленные в законе услуги. А именно, детектив может собирать сведения о личности с ее письменного согласия (непосвященным детям и супругам можно не волноваться), собирать сведения по гражданским и уголовным (с уведомлением следователя) делам, если заказчик является участником процесса. Можно разыскивать имущество и граждан, собирать сведения для деловых переговоров и изучать рынок (что вообще-то является обыкновенной маркетинговой деятельностью). Есть ли в перечне услуг что-то недоступное простым смертным и обязательно требующее внимания государева ока (лицензии)? Пожалуй, только участие детектива в уголовном процессе. И то, только в роли специфического свидетеля.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Так может быть, средства для поиска этой информации могут быть задействованы какие-то необычные? Отнюдь — как простой зевака детектив может наблюдать. Может проводить — с их согласия! — устный опрос граждан и должностных лиц (но обязательно представившись детективом). Может наводить справки, изучать с письменного согласия их владельцев предметы и документы. Может производить внешний осмотр строений и помещений, и при этом применять различную съемку, запись и иные средства, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

Но беседовать с детективом и давать ему показания, материалы и справки никто не обязан. И пойдет тот детектив, солнцем палимый…

В результате, получить от этого детектива можно будет интереснейший отчет, который, однако, не является Документом. А государство будет считать такой отчет письменным мнением отдельного компетентного лица, и доверие к информации будет обусловлено доверием к детективу.

И вообще: вы видели когда-нибудь частного детектива? Не в кино, разумеется…

Средства массовой информации, журналисты

В России издревле уважение к печатному слову. Несмотря на то, что, на газете нет печатей и подписей, по сложившейся традиции вполне возможно использовать газету наравне с Документами. То есть государственные органы по доброй воле вполне принимают сведения из средств массовой информации (СМИ) как доказательства.

Итак, пресса — один из субъектов (весьма профессиональных, обычно) информационного рынка. Из СМИ или с их помощью можно получить очень многое. Тем более, если уметь читать. Не буквы, а то, что, как, о чем и почему написано.

Конституцией гарантируется свобода средств массовой информации, а цензура запрещена. То есть можно искать, получать, производить и распространять информацию для неограниченного круга лиц. Можно учреждать средства массовой информации; владеть, пользоваться и распоряжаться ими и т.д. , за исключением случаев использования в преступных целях или для разглашения государственной или иной тайны.

Интересно, что не все средства массовой информации регистрируются в качестве таковых, мелким (с тиражом менее 1000 печтаных экземпляров) и кабельным регистрироваться не надо.

А готовят материалы для СМИ — журналисты. Кто это? Либо это сотрудники редакции, либо те, кого она признает в качестве лиц, действующих по ее уполномочию.

Что может журналист?

Искать, запрашивать, получать и распространять информацию, при этом посещаяя государственные органы и другие организации. Имеет право быть принятым должностными лицами в связи с запросом. Имеет право также получать доступ к документам, за исключением их фрагментов, содержащих охраняемую законом тайну. Может копировать и оглашать иным способом те самые документы, использовать различные виды записи, в том числе скрытую (при условии, если это не нарушает прав граждан и общественно необходимо). А самое главное — не только может, но даже обязан проверять достоверность получаемой информации. При этом, в подготовленных материалах журналист не обязан открывать источник информации.

Похоже, возможностей у прессы больше, чем у детективов: нет ограничений по тематике расследований, практически нет ограничений по доступу в интересующие места. Фиксировать события можно открыто, можно — по другому. А еще интересно то, что у государственных органов и должностных лиц есть обязанность предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по письменным или устным запросам. Отказ в предоставлении информации для прессы возможен только тогда, когда информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную тайну. Отказ должен быть мотивирован, подписан уполномоченным лицом и представлен в течение трех дней. Неплохо, да?

Есть ли запреты? А как же! Например, не допускается сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. (Эх, не быть бизнесмену легальным заказчиком для журналиста!)

На основании всего собранного пишется статья, которая и публикуется. И тогда мы ее внимательно читаем.

А сколько материалов не публикуется?! А может ли журналист как разносторонняя и свободная личность в частной беседе изложить свое впечатление?..

Коммерческие информационные организации

Оказание информационных услуг до сих пор не подлежит государственному лицензированию. И это правильно! Ведь информационные услуги — это действия субъектов по сбору, обобщению, систематизации информации и предоставлению в распоряжение пользователя результатов ее обработки. Это же каждый может! Закон «Об информации» един для всех.

Может быть, хоть эти реально помогут жаждущему информации? Все-таки они такие же коммерсанты, а рыбак рыбака…

Как и у любого хозяйственника, у информационной фирмы отношения с партнерами, владеющими товаром- информацией, строятся на основании гражданско-правовых договоров. А здесь все, что не запрещено, то разрешено.

«Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Партнерами могут быть и детективы, и государственные органы, и СМИ, и иные обладатели информации. Куча данных доступна в Интернете, как в открытых массивах, так и в платных.

В результате обработки собранной различным образом сведений, вам могут все данные отдать пачкой (как насобрали, так и отдали). А могут материальчик и обработать. Аналитики — люди головастые, и по заказу такой текст выдадут — любо-дорого смотреть. И что важно — на вопросы ответят. Доходчиво и подробно.

Только вот пользоваться таким отчетом как Документом все-таки невозможно.

Послесловие

СОВЕТЫ ХОРОШЕГО ХОЗЯИНА:

  • Никогда не покупайте информацию.
  • Закон считает информационные ресурсы (документированную информацию) имуществом. А на что это влияет? Конечно на размер, то есть стоимость Вашего имущества, и соответственно на налогообложение. За счет документированной информации можно бесконечно увеличивать налогооблагаемую базу. Вам это надо?
  • Поэтому, не покупайте информацию — пользуйтесь информационными услугами. Услугу как известно, на баланс не поставишь, а в затраты списать можно. Прямая выгода!

Автор: Чернова Н.Н.

Источник: http://www.fact.ru

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса