Информационно-аналитическое обеспечение безопасности бизнеса и личности: от каждого по способности? или каждому — по потребности?

Динамика рынка информационно-аналитической продукции и услуг

Появление информационно-аналитического рынка в нашей стране датируется началом 90-х годов.

За эти годы пройден путь от почти полного отсутствия осознанной потребности в информационном и тем более в аналитическом продукте, до сегодняшнего формирования спроса на аналитические и прогнозные услуги, связанные с рисками на рынке.

В первые годы существования спрос на информационные услуги соответствующих фирм и организаций объяснялся большим числом авантюристов на рынке. Клиентуру интересовала дееспособность, надежность и честность потенциальных партнеров по бизнесу.

Потом чековая приватизация дала всплеск интереса к информации более глубокой. Появилась потребность в сведениях о приватизируемых объектах, состоянии и тенденциях соответствующих секторов рынка. Интересовала уже не только дееспособность предприятия, но и его взаимодействие с органами власти, с криминальными структурами, стиль поведения на рынке, горизонтальные связи, ресурсы и инфраструктура. Проблемы с налоговыми платежами, поставщиками и с потребителями продукции, порядки ценообразования. Так формировалась потребность в маркетинговых исследованиях, маркетинговой информации.

Первые же финансовые потрясения («черные четверги и вторники», «финансовые пирамиды») вызвали рост интереса к финансовой сфере, состоянию банков. Появилась потребность в постоянном режиме мониторинга: регулярной информации о том, что происходит в банке, включая и «подковерные» действия в отношении тех или иных финансовых институтов.

С развитием рынка ценных бумаг, возник спрос на информацию, связанную с операторами фондового рынка.

Информационные запросы отвечают сложностям нашей жизни. С углублением нынешнего экономического и политического кризиса большой интерес появился к политическому состоянию того или иного региона, страны в целом, их влиянию на экономику отдельных субъектов рынка. Появилась потребность сканирования политического рынка нашей страны. Возникла необходимость прогнозирования, системного анализа ситуации в тех или иных отраслях экономики, в тех или иных секторах рынка, на тех или иных градообразующих или системообразующих для целой отрасли предприятиях.

Сегодня эксперты отмечают, с одной стороны, падение спроса (и соответственно, цен) на простые информационные продукты (адресные и регистрационные данные, стандартные «бизнес-справки», дайджесты отрытых источников и т.п. ). С другой стороны, возрастает доля запросов, связанных с проведением комплексных информационных исследований, аналитики факторов риска, проблемных исследований.

Примерная структура спроса на информационно-аналитические продукты и услуги:

Информационные ресурсы и источники

В отличие от некоторых других отраслей экономики, где с переходом от плановой системы к рыночной требовалась приватизация предприятий и изменение систем управления, информационных рынок формировался, фактически с «нуля». Информационная система при социализме обеспечивала лишь обработку «вертикальных» информационных потоков («сверху-вниз» — директивы и распоряжения, «снизу-вверх» — сбор отчетной информации), и, научно-технической информации. Переход к другой экономической модели с большим количеством «горизонтальных» информационных потоков, информационными потребностями относительно независимых от государства субъектов рынка — потребителей информации, потребовал создания принципиально иной информационной инфрастуктуры и системы информационных источников.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Сегодня доступные информационные ресурсы (как государственные, так и коммерческих предприятий), предлагающие рынку необходимые для принятия решений сведения, можно классифицировать следующим образом:

1. Сектор деловой информации, включающий в себя биржевую, финансовую, коммерческую, экономическую, статистическую информацию:

  • биржевая и финансовая информация. Включает в себя информацию, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками. Это информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах;
  • экономическая и статистическая информация. Информация, предоставляемая государственными службами и частными компаниями, занятыми исследованиями и консалтингом, включает в себя числовую экономическую, демографическую, социальную информацию в виде прогнозных моделей и оценок;
  • коммерческая информация. Это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работы и их продукции, ценам, финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях и т.п. ;
  • деловые новости в области экономики и бизнеса, которые предлагают соответствующие специализированные службы и агентства, средства массовой информации.

2. Сектор информации для специалистов, включающий в себя научно-техническую и специальную информацию, а также первоисточники:

  • профессиональная информация. Специальная информация, присущая определенной профессии (информация для врачей, юристов, преподавателей, фармацевтов, инженеров и т.п. );
  • научно-техническая информация. Документальная библиографическая, реферативная, справочная информация, данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности;
  • доступ к первоисточникам через библиотеки и специализированные банки данных, возможности приобретения первоисточников, получения их в виде полноразмерных документов и микрокопий.

3. Сектор массовой и потребительской информации, включающий в себя новости и услуги, в том числе на основе современных средств телекоммуникаций:

  • справочная информация. Информация специализированных информационных агентств и служб новостей, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
  • потребительская и развлекательная информация, которая ориентирована на домашнее использование. Это — местные новости, погода, расписания движения транспорта, коммерческие предложения и т.п. 

Субъекты информационно-аналитического рынка

В отличие от мирового рынка, на только еще формирующемся российском пока нет ни одной фирмы, готовой предоставить потребителю собственные качественные информационно-аналитические услуги и продукты всего спектра. В России до сих пор не сложилось не одного крупного комплексного информационного центра, сопоставимого по количеству накопленных информационных ресурсов с крупнейшими зарубежными.

Таким образом, можно говорить об определенной специализации информационных предприятий и организаций, аналитических центров и служб. С одной стороны, можно выделить определенное количество таких структур, достаточно глубоко специализирующихся только на отельных видах информационных продуктов и услуг. С другой, есть определенное количество интеграторов, способных «под заказ» самостоятельно получить, привлечь «со стороны» и обработать необходимое количество информационных ресурсов для решения конкретной задачи.

К первой группе можно было бы отнести:

  1. Средства массовой информации, информационные агентства. Информация распространяется потоками, по принципам «подписки» и «трансляции».
  2. Структуры, специализирующиеся на накоплении первичных массивов информации, как государственные, так и коммерческие. Распространение информации происходит путем организации доступа к данным с возможностью выборок, либо осуществляется продажа целых массивов. Это издатели различного рода справочников, держатели баз данных, информационных массивов и т.п.
  3. Структуры, формирующие вторичные информационные массивы (электронные архивы, информационные дайджесты, обзоры, мониторинги, регулярные аналитические и маркетинговые исследования и т.п. ). Распространение возможно как по принципу «подписки» и трансляции, так и путем организации доступа к данным.
  4. Информационные брокеры, перепродающие информацию первых трех типов субъектов. Некоторые из них также предлагают собственные Know-how по доступу к информационным ресурсам и «информацию об информации».

Вторая группа могла бы включать такие типы:

  1. Государственные организации (в том числе, так называемые «силовые структуры») и их подразделения, собирающие и\или накапливающие информацию в соответствии с определенными законодательством нормами. Естественно, львиная доля таких сведений являются закрытыми. Вместе с тем, есть известное количество данных и возможностей получения не попадающей в соответствии с законодательством «под закрытие» информации, легальными способами, непосредственно в самих ведомствах или через информационных брокеров.
  2. Частные детективы и их объединения. Разрешенными законом «О частной детективной и охранной деятельности» способами собирается и обрабатывается информация в интересах заказчика.
  3. Информационно-аналитические подразделения и службы при коммерческих и общественно-политических структурах (фирмах, банках, партиях, охранных предприятиях, ассоциациях и т.п. ). Как правило, работают в интересах одной структуры, подразделением которой и являются. Информационное производство построено, обычно, таким образом, что собираются и накапливаются собственные информационные ресурсы и нарабатываются возможности быстрого получения и обработки необходимых данных в случае их отсутствия. Цель — в максимально возможно короткие сроки предоставить затребованные своей структурой информацию и\или результаты аналитических, прогнозных и иных исследований.
  4. Независимые информационно-аналитические службы и центры. Принципиальное отличие от третьего типа в этой группе — рыночная ориентированность, то есть отсутствие одного-единственного заказчика и работа с более или менее широким кругом клиентов.

До начала августовского кризиса 1998 года число относительно крупных и заметных на рынке информационных структур различных типов, перечисленных выше, превышало 4000. Только в сфере обеспечения безопасности эксперты отмечали активность не менее 500 фирм и подразделений охранных предприятий и служб безопасности.

С началом кризиса и в его течении можно ожидать, с одной стороны, уменьшение количества реальных субъектов и укрупнение лидирующих. С другой, продолжение процессов углубления специализации отдельных структур, появление новых видов информационных продуктов и услуг и усиление конкурентной борьбы.

Автор: Сергеев М. 

Источник: http://www.fact.ru

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса