Можно ли снизить предпринимательский риск?

Можно ли снизить предпринимательский риск?

Во всем мире бизнес неизменно связан с риском, а на развивающемся российском рынке эта закономерность проявляется особенно остро. В своей деятельности предприниматели сталкиваются с различными видами рисков. Наступление любого из них неизбежно приводит к моральным и материальным потерям. Некоторые вопросы управления предпринимательскими рисками рассматриваются авторами в приведенных ниже статьях.

В России предпринимательский риск настолько велик, что его можно назвать запредельным. Буквально на каждом шагу россиянин оказывается в такой ситуации, которая не снилась ни американцу, ни немцу, ни французу. Оправдывать это особым российским менталитетом, русским характером, согласитесь, глупо и неутешительно. Есть мировой опыт защиты от различного рода рисков. Думается, что он неплохо бы вписался и в наш менталитет, и в наш характер. Ну разве российский менталитет против того, чтобы сокращать риски в бизнесе, к примеру, за счет умелого использования при принятии решений деловыми людьми всесторонней и глубокой информации?!

«АВОСЬ» оборачивается убытком

Несколько лет назад наши предприниматели больше пользовались расхожим принципом «авось пронесет». Иногда проносило, чаще — нет. Так, одна из известных в нефтяном бизнесе еще 3 — 4 года назад фирма умудрилась несколько раз наступить на «одни и те же грабли». Ее бизнес был достаточно динамичным, и от предложений прислушаться к мнениям экспертов, специалистов в области деловой информации и аналитики руководство пару раз отмахнулось — мол, все хорошо, «прорвемся». Но… Увы. Про это предприятие уже давно никто не слышал.

Бизнесменов, действующих наобум, остается все меньше. Сегодня уже мало кому в голову придет заключать сделку, предварительно не убедившись в надежности своего партнера, не наведя справок о состоянии дел в отрасли, где предполагается начать дело, о криминогенной обстановке в регионе, о тенденциях и политике в той или иной области.

И вот что примечательно: запросы иностранных клиентов резко отличаются от запросов российских. Иностранцы хотят иметь под рукой все законы, по которым им придется делать бизнес в нашей стране. При этом они надеются, что именно наше государство поможет им в законодательном порядке снизить долю своего риска. Когда же иностранные бизнесмены обнаруживают, что наша законодательная база и постоянно меняющиеся «правила игры» не сокращают их риска в бизнесе, а часто наоборот, увеличивают, то говорят: мы, дескать, повременим, подождем. Сколько хороших проектов «cгорело» только из-за того, что бизнесмены из-за рубежа не почувствовали защиты их дела со стороны государства российского.

Конечно, речь идет о настоящих бизнесменах, а не об авантюристах. Тем отсутствие законов только на руку. За примерами никуда не надо ходить: они встречаются на каждом шагу. Так, одна московская строительная компания в свое время заключила договор на два миллиона долларов с иностранной компанией, практически не представляя себе, что это за фирма. Только через год строители решили узнать, с кем же они имеют дело. Выяснилась печальная картина: в качестве партнера выступал обыкновенный авантюрист международного класса. Увы, пренебрежительное отношение к информации обернулось убытком. Причем, при нашей явно несовершенной законодательной базе, отсутствии должного почтения к законам «вытаскивать» просроченные задолженности, невозвращенные кредиты и т. п. весьма не просто.

Информация правит миром

Да, есть известные многим «быстрые» способы решения таких проблем: преступные группировки берутся за дело с удовольствием. Но… мало того, что в подобном случае бизнесмен оказывается «по ту сторону» границы закона. Часто даже разовое обращение за подобной «помощью» приводит к печальным последствиям — преступники, решив задачу «выбивания» долгов, стремятся продолжить «отношения» со своим нанимателем. Вплоть до тех пор, пока его бизнес не переходит под их контроль. Примеров тому масса.

Почему наши бизнесмены не очень-то охотно идут в арбитраж даже в случае заведомо выигрышного дела? Часто просто потому, что знают — даже если дело решится в твою пользу, получить с ответчика присужденные средства будет совсем не просто. Ответчик успел «распихать» деньги по другим счетам и другим своим фирмам, упрятать движимость и недвижимость. Но ведь если соответствующим образом подготовиться к процессу — собрать сведения о реальном финансовом положении должника, выяснить, куда все активы и имущество были попрятаны и т. д., то дело может приобрести совсем другой оборот! Известны случаи, когда вооруженный мощнейшим оружием — информацией — истец «открывал» карты еще до начала процесса. И самого процесса уже не требовалось. А уж о том, что, переданная судебным исполнителям, такая информация сильно ускорит возврат средств, и говорить не приходится.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Не зря говорят, что информация правит миром. Четыре года работы нашей фирмы показали: затраты на сбор и анализ информации всегда окупаются с лихвой.

Доверьте частнику

Конечно, российский информационный рынок сегодня еще нельзя назвать развитым и цивилизованным. Старая информационная инфраструктура, доставшаяся нам от СССР, разрушена, а новая только создается. Но и у нас уже бизнесменам можно (и нужно!) получать такие данные, которые во сто крат уменьшат предпринимательский риск. Кстати, можно сказать, что профессионалы в области сбора и обработки деловой информации решили бы проблему упомянутых выше московских строителей, а точнее говоря, просто могли бы предупредить о возможных печальных последствиях. Ведь сегодня получить доступ к базам данных многих иностранных информационных центров — не проблема. Найти нужную для делового человека информацию о зарубежном партнере — о его учредителях и основных видах деятельности, о кредитной истории фирмы и ее текущем финансовом положении вполне реально. Хотелось бы сказать, что так же просто можно получить информацию и о российском контрагенте, но — увы. Совсем не просто и часто совсем не дешево.

Возьмем, скажем, баланс как форму финансового отчета предприятия. Для специалиста не составляет труда, проанализировав его, понять, можно ли с этой фирмой иметь дело. Баланс надо бы открыто публиковать и предоставлять каждому желающему, поскольку фирма сообщает официально, то бишь декларирует, в каком финансовом положении она находится на данный момент.

Говорят, нет средств на организацию информационных систем (подобных иностранным), куда, заплатив совсем небольшие деньги, мог бы обратиться за информацией каждый. Верю. Но раз государство пока не может создать свои службы, где бы граждане получали нужную им информацию, то надо отдать эту сферу частникам. Они смогут организовать информирование населения. И частнику это выгодно, и государству — на вырученные средства можно было бы, скажем, развивать ту же информационную инфраструктуру страны.

Выбираю компетентность

А пока что государство говорит своим гражданам: вы сами вложили деньги в «МММ» или в банк «Чара», никто вас туда на веревке не тянул. Наверное, оно в таких случаях и не должно отвечать за выбор каждого гражданина. Но обеспечить ему право компетентного выбора должно. Знай даже в самых общих чертах клиенты «МММ» или «Тибета», что собой представляют эти учреждения, они бы сто раз подумали, прежде чем нести туда свои сбережения.

Человеку, только затевающему свое дело, часто приходится выбирать: вложить все деньги в производственный процесс (торговую операцию, финансовую схему и т. п.) или, «отцепив» часть средств, получить надежную информацию. Бизнесмену надо бы помнить известное изречение: «Информация может дорого стоить, но она того стоит».

Автор: С.Минаев (генеральный директор ЗАО «Специальная Информационная Служба»

Источник: «Эж-Дело» №1 декабрь 1997г.

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса