Информационно-аналитическое обеспечение-ключ к управлению рисками

Известно, что построить успешный бизнес без информационной поддержки невозможно. Информация о конкретных отраслевых и территориальных секторах рынка, о партнерах и конкурентах, об изменениях в законодательстве и инвестиционном климате, об угрозах и рисках необходима ежедневно. Понятно, что при работе многие вещи просто очевидны — существует общий информационный фон, интуитивно понятен общий контекст развития той или иной ситуации. Однако знания о партнерах и конкурентах часто бывают отрывочными, понимание специфики генезиса и проявлений рисков и угроз бизнесу — не полное.

Одна из особенностей предприятий нефтегазового комплекса состоит в том, что они работают на обширных и зачастую удаленных территориях. Особенно ярко это проявляется в крупных холдингах — «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и др. Зачастую добывающие и транспортные компании действуют в различных регионах, имеют множество подрядчиков и субподрядчиков. При сооружении магистральных трубопроводов возникает необходимость в приобретении импортного оборудования для сварки плетей, укладки, строительства насосных и компрессорных станций. При этом очень важно найти надежного партнера, избежать потерь времени и денег, предотвратить возможное мошенничество. Самое очевидное и часто наиболее эффективное решение в этом случае — обратиться к профессионалам, давно и успешно зарекомендовавшим себя в качестве консультантов по минимизации рисков и обеспечению экономической безопасности, имеющим хорошие партнерские связи.

По нашему мнению, основой управления рисками является полная и достоверная информация, которая позволяет оценить характер и степень угрозы для бизнеса, выработать меры безопасности и осуществлять их до тех пор, пока угроза не минимизируется. Иными словами, информационно-аналитическая компонента является приоритетной в управлении рисками, поскольку действия по физической, технической и другим видам защит являются производными по отношению к оценке состояния защищенности предпринимательской деятельности.

Понятно, что точная информация и экспертные оценки, помогающие снизить инвестиционные и производственные риски, управлять ими, достаточно активно востребуются иностранными партнерами.

Началом 90-х годов датируются первые попытки проникновения транснационального информационного бизнеса в нашу страну. Самый легкий путь, которым идет большинство западных компаний — создание российского представительства или филиала. Это и Dun And Bradstreet (чисто информационная компания), и Kroll Associates (информационная компания, но больше с «детективным уклоном»), и Control Risks Group (информационная компания, больше с «консалтинговым уклоном»), и ряд других. Казалось бы, иностранные заказчики могут быть спокойны: все вопросы по России будут решены теми, кто находится в стране, представляющей интерес. Но оказывается — и на то есть причины, — что какие-то специфические задачи силами известнейших мировых фирм в России решаются достаточно сложно. Поэтому возникает необходимость установить партнерские связи с российскими компаниями.

Естественно, так или иначе на российском информационном пространстве возникает конкуренция между российскими и иностранными компаниями. В российских информационных фирмах, работающих на рынке обеспечения безопасности бизнеса и управления рисками, трудятся в основном бывшие сотрудники госбезопасности, МВД, других силовых структур. Их профессионализм в вопросах получения и обработки информации, построении систем обеспечения безопасности несомненен, и в России это понимают все. И в этом одна из причин того, что в конкурентной борьбе с известнейшими зарубежными информационными структурами, отечественные представители информационного бизнеса выглядят вполне достойно.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Отрадно, что это отмечает также и иностранная пресса. В частности, в газете «Иомиури» (13 января 1998 года) материал о ЗАО «Специальная Информационная Служба» — одной из таких фирм — был озаглавлен броским заголовком: «Торговая марка КГБ ценится на российском рынке». В материале, в частности, отмечалось, что большинство таких предприятий честно обеспечивают безопасность предпринимательской деятельности, а среди клиентов, интересующихся состоянием рынка и отдельными предприятиями, есть американские и западноевропейские.

Сотрудничество с партнерами из-за рубежа не просто интересно и взаимовыгодно, оно объективно обусловлено. Но здесь есть одно существенное ограничение, точнее даже, самоограничение. Серьезные российские информационные компании при начале любого сотрудничества сразу договариваются не касаться вопросов, являющихся государственной тайной или явно затрагивающих государственные интересы. А в нашей практике (думаю, и не только в нашей) такие попытки соответствующего давления со стороны партнеров из-за рубежа были.

Даже службы безопасности крупных компаний, имеющие собственные информационно-аналитические подразделения, очень редко обходятся без информационной поддержки со стороны специализированных предприятий. Потребность в информации о потенциальном партнере, клиенте, регионе может возникнуть неожиданно. А позволить себе собирать, хранить, обрабатывать и анализировать любую информацию могут себе позволить только те, для кого работа с информацией является основным видом деятельности. Необходимо подключение к тысячам различных баз данных, мощный поисковый и математический аппарат, большие резервные мощности для хранения сотен гигабайт информации. Требуется и надежная система связи для обеспечения конфиденциальности при передаче сведений. Особенно это актуально при больших расстояниях между предприятиями.

Автор: В.В. Марущенко (заместитель Генерального директора ЗАО «Специальная Информационная Служба», член-корреспондент Академии технологических наук РФ)

Источник: «Бурение» апрель 2002г.

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса