Мировая практика доказала, что деятельность организации тогда является успешной, когда результаты ее работы, оформленные в различные продукты и услуги, востребованы обществом. Положительное отношение общества к производимым продуктам является гарантом дальнейшего успешного функционирования бизнеса и позиционирования организации как общественно значимой для данного общества на данный период времени. Цель – повышение имиджа информационно-библиотечной деятельности – является актуальной для многих организаций этого отраслевого сегмента. В течение последних десятилетий ведутся глобальные научные споры по определению сущностных функций библиотек. Реальным остается одно – библиотека способна дать информацию, с помощью которой потребитель получит те необходимые знания, ради которых обратился в данное учреждение. Несмотря на многие маркетинговые подходы в организации библиотечной деятельности, по нашему мнению, библиотека не полностью использует весь свой потенциал для привлечения бизнес-кругов и профессионалов различных сфер деятельности, которые, как показывает практика, также нуждаются в информационно-аналитическом обслуживании.
Сегодня в отечественном сегменте информационного бизнеса пройден достаточно сложный этап потребительского восприятия информационных ресурсов как бесплатного сырья, именуемого “синдромом Карнеги”. Недостатком эффекта бесплатного доступа к библиотечным ресурсам, а соответственно и к знаниям, является то, что работники информационной отрасли не получают материального возмещения за свой интеллектуальный труд, что соответственно не позволяет расти материальному и техническому обеспечению отрасли в целом.
Таким образом, стимулируя финансовую активность потребителя информации, информационные службы способны открыть новые возможности для развития своего бизнеса. Подготовку потребительских масс к осознанию важности экономических отношений в процессе информационного обеспечения в течение нескольких лет осуществляли коммерческие информационно-аналитические службы. И не безуспешно. Хочется оговориться, что под понятием потребителя в данной ситуации мы, в первую очередь, видим не просто массового пользователя, а корпоративные объединения, способные существенно финансировать деятельность информационных организаций и использующие информацию как важный компонент для ведения своего бизнеса.
Сегодня многие руководители предприятий осознали, что информация становится таким же стратегическим ресурсом, как финансы, квалифицированные кадры, современные технологии и сырьевые запасы. В рамках рыночной экономики для успешности бизнеса на первый план выходят аспекты конкурентной разведки, проведения маркетинговых исследований, мониторинга деловой среды. Методики и ресурсы для данных информационных технологий являются базовыми в номенклатуре услуг информационно-аналитического обслуживания универсальных научных библиотек. Многие процессы информационно-библиографической работы и алгоритмы навигации в информационных ресурсах по заданной предметной области определяются как традиционная профессиональная деятельность штатного сотрудника библиотеки. Поэтому квалифицированный кадровый состав и стандартный набор ресурсов и информационных методик являются существенным условием и потенциалом для привлечения корпоративного потребителя.
Какие же услуги способны предлагать библиотечно-информационные службы в аспекте рыночного хозяйствования? Наиболее актуальной для конкретных предприятий стала деятельность по организации системы экономической безопасности. Многие цели и задачи в рамках этой системы выполняются непосредственно субъектами деятельности. Но есть определенные ниши, где информационно-аналитическая работа библиотек может предлагаться в качестве аутсорсинга, без привлечения ресурсов корпоративного потребителя.
Система экономической безопасности предприятия предполагает комплекс задач. Назовем только некоторые: рост прибылей фирмы; повышение конкурентоспособности производимых товаров, создание благоприятных условий для их реализации; достижение внутренней и внешней стабильности фирмы; повышение технологической конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках; информационное обеспечение экономической и научно-технической деятельности и др.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК
[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]Основным методом информационно-аналитической работы системы экономической разведки предприятия является интеграция сведений о возможных негативных либо позитивных условиях внешней среды. Признаки угроз и кризисных ситуаций проявляются в разное время и со стороны различных объектов, фиксируются с различной степенью полноты и детализации различными источниками, поэтому установление причинно-следственной связи между происходящими событиями требует проведения многофакторного анализа множества источников информации. Общеизвестно, что 90% необходимой информации для установления фактов экономического риска, угроз либо успешного планирования хозяйственной деятельности публикуются в средствах массовой информации и профессиональной периодической печати. Это называемая профессионалами безопасности открытая информация, большим объемом которой обеспечивается библиотечная сеть. Не каждое предприятие, особенно малого и среднего бизнеса, способно организовать процесс сбора, учета, верификации данных из различных источников. Библиотечно-библиографическое обслуживание позволит снять данную проблему и предоставит данные по имеющимся источникам.
С помощью учета и анализа информационных ресурсов решаются: учетно-справочные и статистические задачи (кадры, контакты, события, партнеры, конкуренты, реклама и др.), информационно-логические задачи (экспресс-оценка делового партнера, оценка инвестиционного риска, анализ событий, изучение деловых связей конкурента, оценка сферы влияния, конфликтных и кризисных ситуаций и т.д. ). Помимо стандартных методик информационного обслуживания при плодотворном сотрудничестве библиотеки в системе экономической безопасности с корпоративным потребителем возможно расширение партнерских контактов, которое выражается в приобретении за счет средств потребителя специальных аналитико-исследовательских программ, оплате коммерческих ресурсов в сети Интернет, расширении подписки на необходимые профессиональные издания, организации совместных семинаров, круглых столов, учебно-тренинговых кампаний. Список возможных акций по сотрудничеству и привлечению внимания к библиотечным службам можно продолжать. Однако важно отметить, что библиотека способна решать те проблемы информационного обеспечения хозяйственной деятельности предприятий, которые пока реализуются в весьма дорогостоящих услугах коммерческих информационных посредников.
Можно надеяться, что уже в самом ближайшем будущем информационно-аналитическая работа библиотечных служб по обеспечению бизнеса в целях экономической безопасности станет неотъемлемой частью в деятельности управленческих структур российских предприятий.
Автор: Чазова С.А.
Источник: libconfs.narod.ru