Некоторые особенности работы экономической разведки

В статье рассматриваются некоторые особенности работы разведки в условиях рыночной экономики.

… Искренне писать о разведке — значит, так или иначе,
затрагивать военные и государственные тайны.
Андрей Девятов [1, 23].

Учитывая предостережение эпиграфа, заверяем читателей, что в настоящей статье они не найдут никаких сведений, которые являются военной или государственной тайной. Прежде всего потому, что все данные, на которых она базируется, взяты из открытых источников, да еще потому, что автор ставил целью информирование общественности только о значимости и особенностях ведения экономической разведки. Тем же, кого интересует структура и кадровый состав украинского разведсообщества, рекомендуем воспользоваться сообщениями Интернета на сайтах СБУ, www.agentura.ru/opponent/sng/ukraina/, Спецслужбы Украины и др. Мы же дадим вам то новое, что будет использовано или следует использовать в работе наших спецслужб, занимающихся экономической разведкой. Итак, о разведке.

Для среднестатистического гражданина разведка — это Штирлиц, “Семнадцать мгновений весны”, “Подвиг разведчика”, “Секретная миссия”, “Мертвый сезон”, просмотр которого предваряет выступление легендарного советского разведчика Рудольфа Ивановича Абеля (Вильяма Генриховича Фишера), и целый букет американских, английских и немецких фильмов, представляющих жизнь разведчика в стиле классического романтизма: героизм, обязательная победа, драки, погони, стрельба, единоборства и — романтическая любовь. В жизни, естественно, все намного прозаичнее: есть группа людей, которые под воздействием подобных фильмов и иных средств манипуляции психикой человека увлеклись и посвятили свою жизнь этой деятельности (Президент России В. Путин признался, что именно поэтому пошел в разведку). И ничего похожего на сценарии фильмов в ней не нашли. Оказалось, что это — тяжелая повседневная работа, связанная с постоянным риском, отсутствием полного семейного счастья и нормальных условий жизни. Результаты — большой отсев еще на этапе подготовки и возникновение (при длительной работе) профессиональных заболеваний (чаще всего — мании преследования, раздвоения личности, хронической подозрительности и прочих болезней, называемые душевными). И это не удивительно, ведь разведчикам приходится работать под постоянным прессом страха и на пределе человеческих возможностей с привлечением духовной составляющей (подсознания), ибо на уровне сознательного контроля организма человек не способен говорить на чужом языке как на родном, не может максимально использовать свой творческий потенциал и прежде всего память. Следует учитывать, что часть мозга, контролирующая сознание, является лишь малой толикой памяти, которую, с использованием компьютерной терминологии, можно назвать оперативной памятью, в то время как подсознание подобно винчестеру. Все перечисленные фильмы рассказывали о военной разведке чаще всего в самые напряженные периоды страны — во время войны. Исключение — “Мертвый сезон”, в котором речь идет об использовании западной страной в мирное послевоенное время фашистских ученых и о первом обмене Советским Союзом и США плененными ими разведчиками). Но войны, революции и прочие преобразования, требующие чрезмерных усилий, занимают в жизни и истории человечества лишь малую толику. В мирное же время функции разведки кардинально отличаются, прежде всего целями, задачами и методами ведения. Кроме того, разведка — обобщенное понятие деятельности государств, спецслужб, предприятий и частных лиц, направленной на получение и использование информации, составляющей секрет противника или конкурента (страны, предприятия, частного лица). В зависимости от цели, средств ведения и характера добываемой информации разведку разделяют по нескольким направлениям, наиболее активными из которых являются военное, экономическое и политическое. Последние два почти не освещены в кино и в средствах массовой информации. Почему? На первый взгляд из-за непривлекательности, стандартности решений и обыденности применяемых средств, а глубже в их суть описывающие не вникают, поскольку, по мнению описывающих, массового потребителя (зрителя кино и телепродукции, читателей газет и детективных опусов) привлекают чрезвычайные ситуации, которых на этих направлениях, как они считают, нет.

Между тем, именно эти непоказные направления деятельности разведки приобретают ныне все большее значение, изменяют облик и исполнителей (разведчиков), и заказчика (власти). Ибо, к примеру, экономическая разведка является самым эффективным средством для победы в конкурентной борьбе стран, предприятий и частных лиц (по мнению американских специалистов, “экономическая разведка — одна из фундаментальных основ экономического анализа” [2]). С увеличением значимости и роли интересов человека, что является основой гражданского общества, на передний план выдвигаются проблемы именно экономического характера, а чем выше значимость, тем актуальней освещение методов и средств ведения экономической разведки.

Советский Союз отдавал ей должное: “О значительной экономии государственных ресурсов в результате деятельности разведки может свидетельствовать отчет военно-промышленной комиссии (ВПК) по итогам 1980 г., который был подготовлен для ЦК КПСС. ВПК в этот год разработала 3617 заданий по сбору ценных научно-технических данных. Разведка КГБ выполнила 42% заказов, ГРУ — 30% (как правило, касающихся оружия и военной техники), Министерство внешней торговли и Академия наук — каждый по 5%. Эту информацию широко использовали ученые и техники для создания ЭВМ, новых видов оружия, техники, в том числе и для потребностей народного хозяйства” [32].

США давно отдают предпочтение именно ей (Роберт М. Гейт, сказал в 1991 г., что в бытность его директором Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, запросы на экономические материалы из ЦРУ количественно превышали все остальные, и почти половина всех заданий разведке, поступающих из 20 главных государственных учреждений были экономическими по своему характеру [2, 775]).

Проигрывающий в конкуренции из-за превосходства США в космических средствах ведения разведки (кстати, Украина имеет возможность иметь собственную космическую разведку, поскольку имеет научный и производственный потенциал, опыт, ракеты-носители, однако, чаще всего она запускает спутники для других стран, оставаясь “сапожником без сапог”. “Иран, Греция, Кипр, Нигерия, Пакистан планируют создание систем спутниковой связи на основе собственных космических аппаратов. Украина также готова к этому” [З]. Европейский Союз неоднократно выражал протест и несогласие с глобальным отслеживанием спутниками США территории всех европейских стран [4], а украинские средства массовой информации по этому поводу высказывали как неуемную радость [5], так и полное несогласие [б].

Теперь небольшой экскурс в прошлое, в котором, по мнению ученых, следует искать корни сегодняшнего.

В СССР было много организаций, занимавшихся экономической разведкой с переменным успехом. Внешняя экономическая разведка обеспечивала информацией (получаемой в подавляющем своем большинстве через средства массовой информации других стран, от сотрудников посольств, торговых представительств, предприятий (к примеру, “Аэрофлота”), а также через иностранцев-выпускников учебных заведений СССР) аналитические центры, которыми являлись специализированные институты. Немалый объём информации поступал через подписные издания, приходящие из других стран, от корреспондентов и иностранных представительств и т.п. Большую часть сбора информации и практически всю аналитическую работу выполняли институты и организации системы Академии наук СССР:

  • институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) по результатам работы издавал специальные реферативные сборники (РФ) [7, 8, 9, 10, 11, 12], сборники научно-аналитических обзоров [13, 14], сборники обзоров [15], по всему спектру современных экономических проблем (значительная часть материалов издавалась под грифом “Для служебного пользования” и нумеровалась);
  • институт востоковедения выпускал сборники научных статей с полной характеристикой страны, по которой они издавались [16]; Институт мировой экономики, Институт США и Канады (ИСКАН) и др. занимались сбором и обработкой информации по направлениям их деятельности. Несколько особняком стояли Международный научно-исследовательский
  • институт проблем управления, который исследовал, в основном, проблемы управления народным хозяйством стран СЭВ [17,18,19], и Всесоюзный конъюнктурный институт Министерства внешнеэкономических связей СССР, специализировавшийся на этом направлении и публиковавший результаты в специальном бюллетене (“БИК”). Каждое предприятие страны могло обратиться в институт с просьбой о предоставлении соответствующих данных по отдельным странам или в целом по мировым рынкам. Но таких обращений было немного — внутренние рынки СССР были практически закрытыми для внешних производителей и полностью заняты сбытом отечественной продукции, которой постоянно не хватало. Ну, а если и возникало перепроизводство, никого оно особо не беспокоило — этим занимались Госплан и государство, производитель от этого не страдал: зарплаты и премии выплачивались в полном объеме, руководителей журили-корили, те каялись, ссылались на объективные трудности, им обещали помочь. И потому на складах накапливалось громадное количество неликвидных материалов и продукции, замораживались финансовые и материальные ресурсы, экономика работала неэффективно. Но время существования Советского Союза закончились и каждое вновь образованное из его останков государство перешло на полное самообеспечение. Эти страны окунулись в процесс перехода к рыночной экономике, в условиях которой экономическая разведка играет решающую роль. Опыта у новых национальных кадров практически не было, энтузиазм же в этом деле плохой помощник: нужны трезвые оценки, умение сформулировать и ставить задачу, обеспечить ее выполнение кадрами и материально-финансовыми ресурсами, техническими средствами, определить конкретную цель (чаще всего — добывание определенной информации), знать методы анализа полученных данных и быть способным сделать правильные выводы, чтобы затем предпринять практические шаги для эффективного использования результатов работы. При этом, как принято в демократических государствах, эту работу прежде всего следовало легализовать путем принятия законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность в этом направлении, обеспечить систему кадрами (торговыми и экономическими представительствами, сотрудниками посольств и т.п. ), выделить необходимые средства, увязать и постоянно координировать работу внутренней и внешней экономической разведки.

На начальной стадии в новообразованных странах были сильны устоявшиеся традиции:

  • представление о разведке, как об основном средстве предупреждения об опасности военного вторжения (нападения), поэтому все эти государства стартовали примерно одинаково. И только обстоятельства в определенной мере ускоряли становление. Украина, к примеру, первой попала под жесткий пресс экономических угроз, чем объясняется подготовка и издание в первого украинского учебника по экономической безопасности [26]. Но с течением времени на характере разведывательного процесса стал отражаться менталитет (сложное сочетание наследия исторического опыта, науки, культуры, религии, спорта, литературы, искусства, прямой наследственности (генов), наличие пассионариев [27]и их количества и т.д. ) каждой из стран. Россия, например, с повышенной возбудимостью, резкостью решений и исторически сложившимся менталитетом быстрого принятия радикальных решений, предельно ускорила разработку и принятие правовых основ работы ее разведывательных органов и экономической безопасности, и к концу 1996 г. документы о регламентации были приняты Государственной Думой и подкреплены соответствующими указами Президента и Постановлениями правительства России. Так была разработана и узаконена Стратегия экономической безопасности России в апреле 1996 г. [20], а в декабре того же года правительство Российской Федерации своим постановлением конкретизировало этапы реализации этой Стратегии [21]. В январе 2001 г. президент РФ утвердил новую, третью за время независимости, Концепцию национальной безопасности России [22].

Другие страны достигли этого позже. Казахстан регламентирует обеспечение своей экономической безопасности со средины октября 2000 г. (документ “Стратегия экономической безопасности Казахстана” [23]разработало Агентство по стратегическому планированию), Беларусь — в 2001 г. В Украине такой документ был утвержден Кабинетом Министров в ноябре 2001 г. [24], но он не получил юридической силы, ибо должен быть утвержден соответствующим указом Президента, а аппарат Совета национальной безопасности и обороны Украины принял решение о разработке иного проекта этого документа.

Вероятно, следует пояснить, почему уделяется столько внимания регламентации экономической безопасности в статье об особенностях работы экономической разведки. Дело в том, что этот вид разведки сориентирован преимущественно именно на обеспечение экономической безопасности, являясь, фактически, ее главным инструментом. При решении проблем экосестейта (сокращенное “economic security of state” — экономическая безопасность государства [26]) полностью используются все возможности и теоретические, и практические наработки внутренней и внешней разведки.

В Украине понимают важность и необходимость развития экономической разведки, о чем свидетельствует наращивание кадрового потенциала торгово-экономических представительств нашей страны за рубежом, усиление министерством иностранных дел дипломатического корпуса. “В иностранных дипломатических учреждениях Украины будет работать максимум 1645 человек, в торгово-экономических миссиях — 157 человек. Это определено распоряжением Кабинета Министров Украины от 30 августа, которым утверждена предельная численность работников иностранных дипучреждений Украины. Такое решение, отмечается в документе, принято с целью расширения и усиления дипломатического присутствия Украины в стратегически важных регионах мира, защиты ее национальных внешнеполитических и внешнеэкономических интересов” [25]. 18 сентября 2002 г. подписан протокол об установлении дипломатических отношений с Гондурасом, 170-й страной мира, с которыми наша страна имеет дипломатические отношения (всего стран-членов ООН после вступления в эту организацию Швейцарии, 190). И сама жизнь подталкивает к усилению работы в этой сфере деятельности: изначально в нашу страну хлынули потоки международных авантюристов и аферистов, а чиновники, стремящиеся нагреть руки на иностранных инвестициях, встретили их с распростертыми объятиями, отчего страна потеряла достаточно большие по тем временам валютные средства (один из контрактов “Укримпекс” с международным аферистом обошелся Украине в 40 млн. дол. США, при том, что помощь Канады для производства украинской национальной валюты в иностранных фирмах составляла 39,2 млн. канадских долларов, то есть примерно на пятую часть меньше потерянного). Командировка руководителей страны и отраслей за рубеж считалась успешной, если удавалось привлечь иностранный капитал (при этом условия предоставления, особенно поначалу, не учитывались. В результате Украина набрала значительное количество невыгодных кредитов), государство не сумело отмежеваться от недобросовестных предприятий, получивших кредиты под украинские государственные гарантии, в результате страна превратилась в хронического должника, а обслуживание ее государственного долга ежегодно требует значительных средств (2002 г. — 1,4 млрд. дол., 2003 г. — 1,6 млрд. дол.). И за эти долги до сих пор в других странах мира задерживают украинские плавсредства и летательные аппараты (в настоящее время 14 судов Украины арестованы в различных странах мира: в Италии — 4, в Испании — 5, в Болгарии — 1, в Мавритании — 2). — Эффективность украинской экономики искусственно занижается чиновниками. Например, Министр аграрной политики Украины С. Рыжук предупреждает, что государство получит от продаж в этом году на 100 млн. дол. меньше, чем в прошлом году, якобы, из-за снижения цен.

Заявление выглядит странным: в прошлом году Украина продала за границу 9 млн. т. пшеницы, а на этот год заключены контракты на поставку 10 млн. т. В то же время данные экономической разведки могли бы предостеречь от указанных опрометчивых поступков, заявлений и предумышленных экономических преступлений. Отдел продовольственной безопасности СБ Украины еще два года назад установил механизм выкачивания государственных средств при закупке пшеницы по государственному заказу, но для полноты доказательств необходимы сведения, которые может предоставить только экономическая разведка, в частности, данные о фирмах-покупателях украинской пшеницы за рубежом, анализ их хозяйственно-финансовой деятельности, связях и направлениях работы и пр.

Примеры приводятся не для того, чтобы показать те отрицательные явления, о которых знает каждый гражданин нашей страны, а для того, чтобы обозначить хотя бы малую толику задач экономической разведки Украины. Можно сослаться на полное отсутствие опыта ведения экономической разведки у молодого украинского государства: первой 7 сентября 1992 г. была узаконена военная разведка Украины, а “стратегические партнеры”, раздирая нашу страну в попытках заставить служить украинские спецслужбы их интересам, постоянно подбрасывали поводы для кадровых пертурбаций. Достаточно вспомнить, как были отправлены в отставку сразу два заместителя начальника главного управления разведки Министерства обороны Украины — генерал-лейтенант В. Легоминов и генерал-майор А. Магаляс — за то, что пытались получить по две квартиры: одну — из построенных за счет средств умершего австралийца украинского происхождения, завещавшего значительные средства украинской разведке (?!), вторую — в порядке очереди на получение жилья по списку Министерства обороны Украины. Очевидно они были сторонниками одного из “стратегических партнеров” Украины, что не удовлетворяло ее другого “стратегического партнера” [31]).

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Итак, кадровая база и дипломатическая поддержка есть, чего не хватает? Прежде всего политической воли, стремления создать экономическую разведку нового типа, которая будет (в отличие от разведок других стран мира) учитывать украинский менталитет и решать целый ряд задач, которые ранее не решались. Например, соберет информацию о сторонниках и противниках перехода Украины на биологическое топливо и полную замену всех используемых видов энергоресурсов. Причем сделает это как в нашей стране, так и за рубежом — ведь в энергоигле, на которой сейчас сидит украинская экономика, очень заинтересованы некоторые страны — поставщики энергоносителей.

Вторая глобальная задача — выявление и возврат в Украину всех ранее вывезенных валютных средств без введения амнистии на “теневой” и вывезенный капитал. Задача, как говорил В. И. Ленин, “архисложная”, но вполне выполнимая. Особенно с учетом того, что страна находится в переходном периоде формирования демократии, когда некоторые вольности в толковании международных соглашений, договоров и деклараций вполне допустимы и прощаются мировым сообществом (хотя другой стратегический партнер нашей страны, который пытается держать Украину в жесткой финансовой зависимости от находящихся под его контролем международных финансовых организаций, этому и будет противиться — для развития нашей экономики станут ненужными кредиты этих организаций и Украина обретет независимость от этого партнера).

Следующая задача — установление места пребывания расхитителей государственных средств Украины, иных уголовных и уголовно-политических элементов, нанесших Украине существенный экономический ущерб и их экстрадиция, с последующим судом над ними — наказание для обворовавших нашу страну должно стать неотвратимым.

Обращаем внимание читателей на то, что не разделяем задачи на задания для внешней и внутренней разведки, полагаясь на высокое качество координации их работы и полное взаимопонимание. Задач конечно, можно выделить много больше (к примеру, сбор информации о создании и использовании альтернативных видов энергоресурсов, о выращивании и урожайности сахарной свеклы, о средствах увеличения плодородия почвы и урожайности технических культур, об использовании сорных трав и иных растений, содержащих эруковую кислоту: сурепки, горчицы, рапса и пр. Это все лишь по одной из комплексных проблем. А таких проблем у каждой страны имеется множество).

Говоря об особенностях работы экономической разведки, не станем приводить ее структуру, подчиненность, регламентацию и прочие характеристики, назовем лишь ее отличительные черты от двух иных указанных разведок. Итак, чем же отличается экономическая разведка от военной и политической?

Прежде всего целью, направленностью и используемыми средствами ее ведения. Она обязана сосредоточить все внимание на информации (“продукте” всех направлений разведывательной деятельности), которая в той или иной мере позволяет оценивать состояние или изменение экономической обстановки. Ведь ее задача — наиболее рациональное использование ресурсов, потому она не может отвлекаться на несущественные (с точки зрения экономики) события. Один из украинских авторов работ по разведке, свидетельствует:
“Вместе с тем бытует и мнение, что разведка — это очень дорогое удовольствие для любого государства. Действительно, дешевой разведки просто нет, но по сравнению с деньгами, которые в нее вкладываются, разведка экономит на несколько порядков больше. Вот один из примеров. Идея создания глобальной противоракетной обороны территории США, о которой так много говорят сегодня, возникла давно. В рамках этой программы, называвшейся тогда C0I, 10 июня 1984 г. в Тихом океане испытали ракету-перехватчик, которая успешно поразила цель. Эти испытания были хорошо замаскированным ходом, имевшим своей целью втянуть СССР в новый виток гонки вооружений и заставить тратить миллиарды рублей. Хитрость заблаговременно раскрыла военная разведка, о чем рассказывает в книге “Империя ГРУ” А. Колпакиди. Американцы в условиях усиленной секретности установили на ракету-мишень радиомаяк, который и позволяет ракете-перехватчику поразить цель. Если бы разведка своевременно не раскрыла этот ход, Советскому Союзу пришлось бы идти на значительные расходы для поддержания военного баланса. Аналогичные шаги были предприняты американцами и в конце 70-х годов, когда в США якобы начались работы по усилению защиты шахт стратегических ракет. Советские спутники фиксировали на всей территории Соединенных Штатов работы по строительству крупных бетонных защитных сооружений над этими шахтами. Среди специалистов тогда ходили слухи, что подобные сооружения могут выдерживать попадание ядерного заряда средней мощности, что давало определенные преимущества в случае обмена ядерными ударами.

В СССР на государственном уровне решали вопрос о необходимости создания аналогичной защиты над советскими шахтными установками. Сотни тонн железобетонных конструкций нужно было вывезти и установить в наиболее труднодоступных местах страны, на что предстояло потратить миллионы и миллионы рублей. И вновь разведка оказалась на высоте. В США только имитировали работы по дополнительной защите шахтных пусковых установок и делали это именно с целью заставить СССР пойти на адекватные шаги и понести экономические убытки” [32]). Это — первая особенность.

Вторая особенность экономической разведки — отсутствие предпочтительного носителя информации. Для военной разведки получение образца новой военной техники, карты расположения войск, чертежей приспособлений и оборонительных сооружений или иных материальных носителей информации — самая большая удача. Политическая разведка большой находкой считает получение оригинала или хотя бы ксерокопии документа, который может быть использован как доказательство или с целью шантажа противника. Для экономической разведки важна информация, а не носители, на которых она предоставляется. От политической экономическая разведка отличается еще и тем, что она не основывает свою деятельность на активных межличностных контактах (для экономической разведки это вторично), мало использует интриги, шантаж и прочие наиболее действенные методы политической разведки. В этом ее третья особенность.

Экономическая разведка работает против конкурентов (напомним, что по шестому постулату логики бизнеса интересы определяют взаимоотношения: если пересекаются — конкуренты, совпадают — партнеры, идут параллельно — посторонние. Изменение экономической ситуации приводит к тому, что вчерашние конкуренты сегодня становятся партнерами, а партнеры сегодня — завтрашними конкурентами. И лучше знать конкурента, чем получить взамен нового, неизвестного. В этом основная причина терпимого отношения к конкурентам, в то время как военная и политическая разведки работают против противников (врагов). Отсюда терпимость первой, жесткость и жестокость двух последних. Это — четвертая особенность.

Основную массу информации (примерно, 90%) экономическая разведка получает из открытых источников. Поэтому ее разведывательная сеть тоже существенно отличается не только уровнем подготовленности, мышления и применяемыми средствами, но, прежде всего, практически полным отсутствием насильственных (силовых) воздействий, сведением до необходимого минимума времени слежки, иных “контактных” методов ведения разведки — это пятая особенность.

Особое значение приобретает гибкость мышления и владение специальными методами проведения аналитической работы, культурой разведчиков, их знанием и умением понять суть культуры другой страны, нации [16]. Это — шестая особенность.

Следующей особенностью является совершенно новое видение процесса обработки и использования полученной информации (к примеру, недавно некоторые из приемов применения одного из самых результативных методов ведения аналитической работы были освещены в ведущем экономическом журнале Украины [4], но это прошло незамеченным. Читатели не увидели того, что было очевидным — Украина переходит к более активному использованию экономических средств защиты своего жизненного пространства. Пока что, правда, сообщалось только об использовании метода побочных оценок в работе внутренней разведки (или, как привыкли её называть, “контрразведки”). Вероятно, в ближайшее время станут известны примеры применения этого метода и в работе внешней разведки). Теперь важно не только получить, но и правильно использовать информацию (информационная работа стратегической разведки, в отличие от способов ее самого эффективного использования, достаточно полно и давно освещена в литературе [33]). Это — седьмая особенность.

Не менее существенными являются особенности, связанные с необходимостью использования и противодействия все чаще применяемому ныне экономическому оружию (поскольку объем статьи ограничен, рекомендуем желающим получить интересующую их информацию об экономическом оружии, его видах, применении и противодействии их [34]).

Итак:

1. Экономическая разведка — основное оружие обеспечения экономической безопасности.
2. Особенностями работы экономической разведки являются: цель (получение и использование только той информации, которая позволяет повлиять на экономику); отсутствие предпочтительного носителя информации; малая значимость межличностных контактов и потому почти полный отказ от шантажа, интриг и иного инструментария контактного воздействия для получения необходимой информации; неприятие использования силовых методов воздействия (завтра нынешний конкурент может стать партнером); сведение к минимуму использования слежки и других методов военной и политической разведки (получение максимально возможной информации из открытых источников); использование знания и понимания культуры другой страны; наличие специальных методов аналитической обработки информации; использование общегосударственных превентивных средств для защиты экономики в случае применения против нее экономического оружия (в частности, перевод экономики в закрытый режим функционирования; временная приостановка работы фондовых и валютных бирж, введение специального режима въезда в страну и т.п. ).
3. Результаты работ экономической разведки имеют повышенную значимость для развития экономики страны.
4. Для работы в экономической разведке необходимы специально подготовленные кадры.
5. Работа Центра политического анализа и прогнозирования при Президенте Украины и разведсообщества Украины должна преимущественно направляться на усовершенствование и улучшение экономической разведки и на обеспечение экономической безопасности Украины.
В Киевском экономическом институте менеджмента студенты (по их выбору) изучают предмет “Економічна безпека держави”. В их дипломные проекты включается раздел, в котором расчеты доказывают эффективность предложенного с точки зрения обеспечения экономической безопасности Украины. Получившие диплом с отличием имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре института по указанной тематике (шифр 21.04.01 — Економічна безпека держави) под руководством ведущих специалистов нашей страны в области экономической безопасности государства с последующей защитой диссертации на заседании специализированного Ученого совета Национального института стратегических исследований администрации Президента Украины и Национального института проблем международной безопасности Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Несколько странным выглядит отношение ведущих высших учебных заведений Украины к подготовке кадров с названной специализацией. Ведь потребность в них не удовлетворена, учебники по предмету и учебная программа есть. И вряд ли нужно доказывать, насколько важно обеспечение спецслужб Украины квалифицированными кадрами в сфере обеспечения экономической безопасности.

1. Девятов А. Китайская специфика: как понял её я в разведке и бизнесе. — М.: Муравей, 2002.
2. Полмар Н., Аллен Т. Б. Энциклопедия шпионажа. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.
3. Кто владеет спутниками связи, тот управляет миром и доходами. Интервью с генеральным директором ГКБ “Южное” Станиславом Конюховым // Голос Украины. — 4.09.2002. — С. 9.
4. Лондон. Европе надоел шпионаж. По сообщениям корреспондентов “ГУ” и зарубежных информагентств // Голос Украины. — 12.08.1998. — С. 5.
5. Квитка Г. Види на врожай з космічної висоти // Голос України. — 24.03.1999. — С. 6.
6. Пастернак-Таранушенко Г. Добре, що хата згоріла, тепер не треба стpixy лагодити. Економічна безпека i інформаційний простір України // Голос України.— 29.09.1999-С. 5.
7. Япония в современном капиталистическом мире: Реферативный сборник. -4.2. — М.: ИНИОН АН СССР, 1987.
8. Япония в современном капиталистическом мире: Реферативный сборник. — Ч. 1. — М.: ИНИОН АН СССР, 1986.
9. Научно-технический прогресс и структурные сдвиги в экономике современного капитализма: Реферативный сборник. — М.: ИНИОН АН СССР, 1987.
10. Империалистическая борьба за сферы влияния в мировом капиталистическом хозяйстве: Реферативный сборник. — М,: ИНИОН АН СССР, 1986.
11. Проблемы эффективности и производительности труда в капиталистической экономике (по зарубежным материалам): Реферативный сборник. — М.: ИНИОН АН СССР, 1984.
12. Научно-технический прогресс и структурные сдвиги в экономике современного капитализма: Реферативный сборник. — М.: ИНИОН АН СССР, 1987.
13. Государственная собственность в Японии: Научно-аналитический обзор. — М.: ИНИОН АН СССР, 1986.
14. Структурный кризис капиталистической экономики и современные проблемы занятости: Сб. научно-аналитических обзоров — М.: ИНИОН АН СССР, 1987.
15. Состояние и перспективы экономических отношений Восток-Запад. Вып. VI: Сб. обзоров. Для служебного пользования. — М.: ИНИОН АН СССР, 1987.

16. Научно-технический прогресс в Японии на рубеже 70—80-х годов: Сб. статей. Институт востоковедения Академии наук СССР. — М.: Наука, 1983.
17. Моделирование социально-экономического развития стран-членов СЭВ. Интенсификация экономики и проблемы макроэкономического моделирования фондообразующих отраслей в системе народного хозяйства // НО.— №6-88.— М.: Международный научно-исследовательский институт проблем управления, 1988.
18. Вопросы макроэкономического анализа развития транспортного сектора в странах-членах СЭВ (на примере транспортной отрасли ГДР) // НО.— №5-88. — М.: Международный научно-исследовательский институт проблем управления, 1988.
19. Моделирование социально-экономического развития стран-членов СЭВ. Методика анализа и исследования эффективности производства народнохозяйственных комплексов (на примере машиностроительного производства) // НО.— №6-87. — М.: Международный научно-исследовательский институт проблем управления, 1987.
20. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.
21. О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Постановление правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. №1569.
22. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24).
23. Агентство по стратегическому планированию: Не надо зря раскачивать маятник // Панорама.— 13.10.2000.
24. Економічна безпека має стратегію // Урядовий кур'єр. — 10.01.2002. — С. 7.
25. Збільшиться штат дипломатів // Урядовий куp'єp- 4.09.2002 — С. 3.
26. Пастернак-Таранушенко Г. Економічна безпека держави: Підручник для ociб, що навчаються за фахом “Службовець державного управління” /За ред. Б. Кравченка. — К.: Інститут державного управління i самоврядування при Кабшеті Miнicтpiв України, 1994.
27. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — Ленинград: Наука, 1990.
30. Карточки оплаты за электроэнергию фирмы “Токе дэнрёку, К.К” / Перевод Шидловского С. А. — К.: Торгово-промышленная палата УССР, 1987.
31. За квартиры вне очереди из украинской армии увольняют. Тоже — вне очереди // Зеркало недели.— №2.— 1998.
32. Манчуленко Г. Монополия на невидимый фронт? Украинская разведка — международный опыт и мировые реалии // Голос Украины.— 4.10.2000.— С. 4.
33. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. Основные принципы. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.
34. Пастернак-Таранушенко Г. Безпека: система, підсистема, оцінки, нова зброя // Економіка України.— №12-2000. — С. 53-57.

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса