Чужое? Хорошее? Хватай!

Эх, жизнь! Всегда найдется кто-то, кто живет лучше тебя… Вот и конкуренты зашевелились -продажи у них растут, марка становится популярной, -словом, и крокодил ловится, и кокос растет.

Как бы сделать так, чтобы и в вашей фирме было все то же самое, только лучше? Японцы, умело использующие чужие достижения, подарили миру гениальную штуку — бенчмаркинг.

Бенчмаркинг — это, конечно, английское слово. В основе его лежит «benchmark» — «зарубка», «точка отсчета». Официально бенчмаркингом называется изучение и внедрение на собственном производстве лучших чужих методов ведения бизнеса. 

Проще говоря, если вам понравилось, как идут дела в соседней фирме, то, может быть, стоит узнать, в чем причина успеха и освоить ее? Это позволяет весьма быстро и с небольшими затратами оптимизировать бизнес. Если одна компания придумает эффектный ход, а вторая повторит его, то вероятность успеха весьма высока. Достаточно вспомнить чередующиеся призывы «Кока-колы» и «Пепси»: «Загляни под крышку! » Уже не вспомнить, кто первый начал, да народу это и не важно: главное — возможность выиграть приз.

Бенчмаркинг легко спутать с промышленным шпионажем, но на самом деле в этом методе никакого криминала нет. Здесь изучается чужой опыт, который, может быть, и не является достоянием общественности, но и под грифом «секретно» тоже не проходит. Конечно, конкуренты крайне редко готовы поделиться информацией о методах ведения дел, но опытный аналитик на основе анализа рекламных кампаний, прайс-листов, специальных предложений и т. п. может сделать вывод о тех действиях, которые послужили причиной успеха.А иногда речь идет вовсе и не о конкурентах и даже не о компаниях, работающих в одной области.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Так, например, конкуренция среди американских авиакомпаний достаточно высока, особенно после печальных событий 11 сентября, когда люди вообще перестали садиться на самолет без острой на то необходимости. Компания Southwest Airlines задумалась: чем можно привлечь интерес клиентов? Удобным расписанием и большим количеством рейсов. При этом парк самолетов управляющим увеличивать не хотелось. Значит, нужно было сократить время пребывания самолета на земле, не нарушая правил техники безопасности. Правда, исследовав данные других авиакомпаний, в Southwest Airlines убедились, что по этому показателю они и так впереди всех. И тут кто-то из служащих пошутил, что, мол, самые быстрые механики работают на «Формуле-1», а не в аэропортах. Мысль была услышана, техника командной работы механиков изучена и внедрена в авиакомпании. Время обслуживания самолетов сократилось с 45 до 15 минут, что позволило увеличить количество рейсов и повысить таким образом финансовые показатели компании.

Ничего никому не скажу...

Честный и откровенный обмен информацией между компаниями сходного профиля — это пока что удел Запада. В Японии и США бенчмаркинг всячески приветствуется и даже поддерживается государством. Там созданы специальные сайты, работают так называемые индустриальные бюро знакомств, где компания любого уровня может найти партнера по обмену идеями. Конечно, перенимать опыт у матерых бизнес-монстров — это легко и удобно. Тем более что многие готовы поделиться опытом: выступать в качестве фирмы-образца престижно, тем более что более мелкие компании обычно не скрывают «авторство» заимствованной идеи. Это повышает привлекательность компании как для инвесторов, так и для крупных клиентов. Кроме того, японцы, например, уверены в своей народной мудрости, привнесенной в бизнес: «Если я кого-то учу, я развиваюсь и сам». В России подобный опыт имеется, но он не слишком успешен: однажды более десятка крупных компаний-производителей окон пытались обменяться идеями. Ни для кого не секрет, что качество самих окон сегодня у всех компаний примерно одинаковое, а вот с монтажом возникают проблемы — причем у всех разные. Фирмам было предложено встретиться и поделиться опытом. Встреча состоялась, а вот с обменом опытом вышла проблема: помешал родной менталитет: «Вдруг я все расскажу и конкурент сделает лучше, а я останусь ни с чем? » В итоге каждый производитель остался при своих окнах и своих проблемах.

Но даже в нашей стране бенчмаркинг позволяет предсказывать будущее. Так, в крупных городах США на супер- и гипермаркеты приходится около 90% объема розничной торговли, в Петербурге же через них проходит не более 15 — 20% покупателей. Но розничные сети с мировыми именами пришли и к нам, и уже появились их успешные подражатели: у нас есть IKEA, есть «Metro», но есть и «Лента», «О'кей», «Форум» и т. п. Значит, само качество розничной торговли будет меняться и приближаться к западным образцам.

Автор: Софья Вечтомова

Источник: Метро (Санкт-Петербург) 29.03.2004 г. №24 стр.6

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса