Применение методов конкурентной разведки в информационно-аналитической деятельности налоговой полиции

Тезисы

1. Важнейшей проблемой обеспечения экономической безопасности страны становится борьба с «теневой» экономикой, т.е. такой экономикой, в которой налоги не собираются полностью или частично. Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) дает такое определение «теневой» (неконтролируемой) экономике: «совокупность в принципе легальных, но не выявляемых открытыми проверочными методами финансово-хозяйственных операций». Основной причиной торможения реформ с точки зрения бюджета является низкая собираемость налогов. Если в структуре платежей преобладают наличные расчеты, собрать налоги можно только с оставшейся доли безналичных расчетов, так как только они ведутся с использованием банковских счетов и могут быть оценены налоговыми органами. Важнейшим инструментом, позволяющим оценивать реальные доходы хозяйствующих субъектов является система сбора и анализа информации. Такая информационная система федеральных органов налоговой полиции (ИСИНПОЛ) начала создаваться с участием французской фирмы Bull в девяностые годы прошлого века. Вместе с тем, на наш взгляд, для получения более полной информации необходимой для борьбы с налоговыми преступлениями следует использовать все возможные источники и способы ее получения. Сюда входят не только данные, получаемые сотрудниками ФСНП оперативным путем, но и сведения, которые могут быть получены из открытых источников информации, в первую очередь из сети Интернет и профессиональных баз данных.

2. К сожалению, процесс трансформации российской экономики в рыночную привел к разрушению существовавшей централизованной системы сбора информации о реальных доходах предприятий, и как следствие, о величине уплачиваемых налогов. В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств (несовершенство законодательства, появление на рынке огромного количества зарегистрированных и не зарегистрированных юридических лиц, нежелание предпринимателей представлять истинную информацию, отсутствие технологической базы, недостаток профессиональных кадров и др.) государственные органы не обладают такой полнотой информации, чтобы отслеживать всю деятельность каждого хозяйствующего субъекта.

3. Налоговая полиция как спецслужба вынуждена заниматься не просто нарушениями налогового законодательства, а налоговыми преступлениями. Подготовка к преступлению прослеживается путем проведения анализа информации о всей совокупности деятельности конкретного налогоплательщика. Информацию об этой деятельности сотрудники ФСНП могут получать как в результате оперативно-розыскных мероприятий (в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»), так и используя методы конкурентной разведки по сбору и анализу открытой деловой информации.

4. Использование открытых мировых информационных ресурсов в качестве источников информации позволит получить сведения по финансово-экономической деятельности российских фирм, участвующих во внешнеэкономической деятельности, и по налоговому законодательству зарубежных стран. Lexis — Nexis. Создание в качестве отдельного компонента открытой информации в рамках ИСИНПОЛ поисковой информационно-аналитической системы (типа «Галактика- Zoom »), обеспечивающей мониторинг СМИ позволило бы расширить возможности по сбору информации об исследуемом объекте.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

5. Не останавливаясь на вопросах получения оперативной конфиденциальной информации, рассмотрим возможности получения открытой деловой информации или другими словами методы конкурентной разведки. Преступник оставляет следы своей деятельности в финансовых и отчетных документах. Он обращается ко многим государственным и коммерческим структурам, которые его обслуживают. В этой цепочке прослеживаются все звенья, принадлежащие как государственным, так и частным организациям. Все чаще такую информацию можно получить, используя мониторинг финансовых и экономических документов, представленных в сети Internet. Такая полнота информации позволяет ответить на вопрос: сколько можно было бы взять налогов в зависимости от того, как полно мы выявили нарушителя налогового законодательства на основе сопоставления всей этой информации.

6. Важнейшей задачей российских предпринимательских структур становится формирование информационных ресурсов для деятельности органов налоговой полиции. Участие предпринимательских объединений в их формировании могло бы создать предпосылки использования открытых информационных ресурсов налоговой систем для включения их в собственные бизнес-процессы.

7. Решение вопроса по обеспечению доступа к открытой деловой информации, накопленной налоговой полицией, могло бы существенно облегчить условия деятельности предпринимателя в рыночной среде. Это положение становится особенно актуальным в связи с возможным вступлением России в ВТО.

Автор: Баяндин Николай Иванович (профессор Академии безопасности, обороны и правопорядка) | Источник: fahsi.net

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса