С точки зрения сферы образования подготовка профессионалов в области информации связана со сложным процессом формирования особого вида системного аналитического и при этом творческого (креативного) мышления, а также способности воспринимать и реализовывать современные мировые стандарты информационной и организационной культуры.
Национальное высшее образование в Украине развивается, в настоящее время, в контексте становления информационного общества и участия в Болонском процессе. При этом в странах ЕЭС сегодня в информационной сфере готовятся и широко используются специалисты в областях «Knowledge Management» и «Business Intelligence». Отсутствие таких специалистов в Украине, обладающих современным менталитетом, способных осознать роль организационных систем в мировом сообществе и внутри своей страны, обуславливает существование множества социально-экономических проблем в Украине. В том числе это отрицательно сказывается на эффективности инвестиций в экономику Украины со стороны европейских партнеров.
Названные специалисты осуществляют информационно-аналитическое сопровождение управления, используя продукты и услуги традиционных информационно-вспомогательных служб. Но, в отличие от этих служб, они выполняют «задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев) деятельностью». При этом осуществляется организационное отделение подобной информационно-аналитической деятельности от управленческой, важным компонентом которой она была в течении многих столетий.
Необходимость такого отделения обусловлена:
- во-первых, важностью и ответственностью управленческих решений, особенно в сфере государственного управления, ошибочность которых может стоить очень дорого или вообще приводить к катастрофе;
- во-вторых, огромным, в настоящее время, объемом информации, которую необходимо обрабатывать для выбора и обоснования правильного решения, особенно на верхних уровнях управления;
- в-третьих, отсутствием времени у руководителей, особенно в сфере государственного управления, которые работают в условиях хронического перенапряжения;
- в-четвертых, тем, что, государственные служащие и управленцы, как правило, «не являются профессионалами в информационной области и не владеют приемами сбора, обработки и анализа данных».
Процесс организационного оформления (институционализации) информационно-аналитической деятельности как самостоятельной профессии в Европе и Америке привел уже белее 20-ти лет тому назад к формированию профессионального сообщества, системы подготовки кадров и выработки основных квалификационных требований к профессии аналитика. Международное сообщество таких профессионалов: «The Society of Competitive Intelligence Professionals (SCIP)», насчитывающее более 7000 членов из 64 стран мира существует с 1986 года. А в России в августе 2002 года создано аналогичное «Российское Общество Профессионалов Конкурентной Разведки (РОПКР)».
Для описания данной профессиональной деятельности SCIP использует термин «Intelligence Process/Cycle (IC)», которым обозначается процесс преобразования данных в информацию, затем — в знания и, наконец — в «интеллидженс» (см. рис. 1). IC, с точки зрения SCIP, состоит из четырех шагов: 1 — выявление исходных требований и данных; 2 — формирование информационных ресурсов; 3 — извлечение и приобретение знаний; 4 — доведение информации. Кроме того, используется термин «Competitive Intelligence (CI)» для обозначения «ведущей (направляющей) информации и знаний об участниках и предмете производства, которые максимизируют конкурентное преимущество». Эти информация и знания представляют собой законченный продукт деятельности аналитиков информации, другими словами аналитический документ для руководства, который содержит «осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных и истолкованных фактах, изложенных таким образом, что ясно видно их значение для решения какой-либо конкретной задачи».
Рис. 1. Процесс преобразования данных (информации) в «интеллидженс»
С точки зрения сферы образования подготовка таких специалистов связана со сложным процессом формирования особого вида системного аналитического и при этом творческого (креативного) мышления, а также способности воспринимать и реализовывать современные мировые стандарты информационной и организационной культуры.
Требуемые стиль мышления и способности у выпускников украинских университетов сформированы слабо. Это, в частности, связано с недавней длительной обособленностью Украины от европейского сообщества. При этом существующие образовательные программы ориентированы в основном на подготовку узких специалистов. Помимо менеджеров и экономистов, они позволяют готовить только инженерно-технических работников, не приспособленных к решению проблем в главной в настоящее время — информационной сфере деятельности. Такие проблемы не в состоянии решать, в том числе, и специалисты по компьютерной или программной инжинирии. Необходимы специалисты по информационному менеджменту, инжинирии и менеджменту знаний.
В результате анализа данной ситуации сотрудниками кафедры Социальной информатики (СИ) и научно-учебной лаборатории Приобретения знаний (НУЛ ПЗ) Харьковского национального университета радиоэлектроники (ХНУРЭ) в сотрудничестве с УкрИНТЭИ и Национальным университетом «Львовская политехника» при поддержке Отдела стандартизации Научно-методического Центра МОН Украины и НИИ Социально-трудовых отношений было предложено и осуществлено введение в Классификатор профессий Украины нового подкласса 2433 и группы 2433.2 — «Профессионалы в области информации и информационные аналитики» (изменение №5 2002г.). Это позволило Министерству образования и науки с согласия Кабинета Министров Украины принять образовательную квалификационную характеристику (ОКХ) новой специальности «Консолидированная информация» (8.000012), которая разработана сотрудниками НУЛ ПЗ и кафедры СИ (Приказ МОН №277 от 8.05.2003). Объектом деятельности этих специалистов в соответствии с присваиваемой квалификацией (2433.2) является: «Информационно-аналитическое и системно-организационное сопровождение деятельности юридических лиц с целью ее радикального усовершенствования на основе знаниеориентированного формирования и прогнозирования вариантов оперативных и стратегических решений».
Понимание основоположниками отечественной теоретической информатики процесса консолидации информации как «фазового перехода знаний в силу» позволяет рассматривать термин «консолидация информации», как литературный перевод термина «intelligence process/cycle», а термин «консолидированная информация», как перевод термина «competitive intelligence».
Такое понимание терминов позволяет сравнить профессиональную характеристику Competitive Intelligence Professionals (www.scip.org/education) и проект характеристики отечественных Информационных Аналитиков (2433.2, ДК003-95). Сравнение показывает, что содержательно это совершенно одинаковые профессии (см. табл. 1). Из этого следует, что введение в Украинский классификатор нового подкласса профессий является шагом, способствующим интеграции отечественного рынка труда в европейский. А это, как известно, являются неотъемлемой составной частью всего Болонского процесса. Кроме того, это позволит на новом организационном и научном уровне поддержать управленческую деятельность, в первую очередь госслужащих, сложность и динамика которой постоянно возрастает и нерациональность которой может привести, в настоящее время, к чрезвычайным негативным последствиям.
Одним из основных способов информационно-аналитического обеспечения управления является моделирование деятельности функциональных и административных структур. Специалисты по анализу информации, информационным технологиям и управлению уже поняли: перед тем как приступать к созданию систем управления, необходимо провести моделирование деятельности объекта управления, потом — оптимизацию и только после этого — переходить к самому управлению. В связи с этим актуальной задачей информационных аналитиков в области госуправления является задача создания моделей организационных социальных систем и инструментальных средств их поддержки, а также разработка способов обеспечения эффективного функционирования и устойчивого развития этих систем.
Сотрудниками НУЛ ПЗ кафедры СИ ХНУРЕ создана, апробирована и развивается оригинальная перспективная технология моделирования и анализа организационных систем, материальных и информационных процессов, которые в них протекают. Данная технология позволяет справиться со сложными задачами наведения порядка в действующей организации, проектирования новой организации, а также прогнозирования ее развития. В частности, она обеспечивает построение моделей, которые позволяют:
- автоматизированным способом определить целостность и корректность нормативных документов с точки зрения возможности построить по заложенным в них описаниям и требованиям работающую организацию;
- формальным образом выделить подразделения и службы, не связанные с деятельностью организации в целом;
- определить конкретный вклад подразделения или службы в общий результат работы;
- автоматизированным способом выработать рекомендации по обеспечению функционального баланса при взаимодействии подразделений и сотрудников.
Данная технология использует методологический аппарат системологии (системного подхода ноосферного этапа развития науки), математический аппарат теории паттернов и оригинальное целостное (не теоретико-множественное) представление организационной системы с помощью трех характеристик: «Узловой», «Функциональной» и «Объектной» (УФО-анализ). Для автоматизации моделирования с помощью УФО-анализа спроектировано и реализовано программное инструментальное CASE-средство — «UFO-toolkіt» (авторское свидетельство №7941). Данное средство обеспечивает концептуальное моделирование знаний о предметной области в виде классификации материальных и информационных связей/потоков и библиотек УФО-элементов, а также автоматизированное визуальное диаграммное и имитационное моделирования системы с учетом внешних (функциональных) и внутренних (поддерживаемых) связей.
Кафедре СИ ХНУРЭ, кроме подготовки магистров по упомянутой новой специальности (8.000012), поручено вести также подготовку бакалавров, специалистов и магистров по специальности 6/7/8.080204 — «Социальная информатика» (бакалаврат «Прикладная математика»). Это потребовало сравнительного анализа названных специальностей в целях согласования и оптимизации их учебных планов. Проведение такого анализа, с учетом перспективы участия этих специальностей в Болонском процессе, позволило установить их концептуальное единство. Обе специальности оказываются тесно связанными с принятой в Европе и США «Алмазной моделью управления бизнесом» и соответствуют двум ее взаимодополняющим аспектам: «Business Intelligence» и «Knowledge Management» соответственно (см. рис. 2).
Рис. 2. Соотношение специальностей на «алмазной модели бизнеса».
Связи (стрелки) на данной модели имеют следующий смысл. Верхний элемент модели — БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ — определяют левый элемент — ТРУДОВЫЕ ЗАДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ, так как виды и способы работы определяют характеристики трудовых заданий и то, как люди, выполняющие эти задания, сгруппированы и организованы. Сотрудники, выполняющие работу в определенных организационных структурах, нанимаются, оцениваются и оплачиваются посредством соответствующих управленческих систем. Поэтому левый элемент модели определяет нижний элемент — СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ, которую используют на предприятии. Эта система управления и оценки является главным фактором, определяющим ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ сотрудников, которые составляют правый элемент модели и которые, в свою очередь, поддерживают осуществление БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. Для успешного функционирования организации все четыре аспекта бизнеса должны быть согласованны!
При этом левая часть «алмаза», связывающая бизнес-процессы и систему управления ими посредством организации и распределения трудовых заданий, имеет тесную связь с таким направлением информационной деятельности, как Business Intelligence (BI). Это объясняется тем, что проектирование и организацию бизнес-процессов, а также управление ими на западе с некоторых пор принято поддерживать BI-средствами.
К сожалению, термин BI не имеет однозначного перевода. Впервые он был введен в обращение аналитиками Gartner Group в конце 1980-х годов. Согласно первоначальному определению, BI «это процесс анализа информации, выработки интуиции и понимания для улучшенного и неформального принятия решений бизнес-пользователями, а также инструменты для извлечения из данных значимой для бизнеса информации».
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК
[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]Отечественные специалисты предлагают понимать BI как:
- процесс превращения данных в информацию и знания о бизнесе для поддержки принятия неформальных решений";
- информационные технологии (методы и средства) сбора данных, консолидации информации и обеспечения доступа бизнес-пользователей к знаниям";
- знания о бизнесе, добытые в результате углубленного анализа детальных данных и консолидированной информации".
Такое понимание BI позволяет однозначно соотнести соответствующие этому термину процессы, технологии и знания с ОКХ новой специальности «Консолидированная информация». Это, в свою очередь, обеспечивает отечественным университетам ясное и четкое направление интеграции данной специальности в европейское пространство высшего образования.
Правая же часть «алмаза», связывающая систему управления и оценивания с управляемыми бизнес-процессами посредством социальных отношений и когнитивных структур, имеет тесную связь с другим направлением информационной деятельности, именуемым Knowledge Management (KM). Это объясняется тем, что когнитивные структуры (корпоративная культура, менталитет, знания), а также социальные отношения в организации есть ее интеллектуальный капитал, образующийся в результате процесса «управления знаниями», т.е. KM, независимо от того насколько организованно или стихийно этот процесс осуществляется.
«KM начал бурно развиваться в 90-х годах прошлого века, что было связано со сменой приоритетов в бизнесе и жизни общества, а также продолжающейся научно-технической революцией, в основе которой лежит использование новейших информационных технологий во всех областях человеческой деятельности». «Все это привело к четкому осознанию того, что ценностями организации являются не только ее активы, выпускаемая продукция и имущество, но и ее опыт, квалификация сотрудников и их лояльность, ноу-хау, культура, т.е. все то, что входит в понятие „интеллектуальный капитал“».
В настоящее время и зарубежными и отечественными специалистами особо выделяется важность и ведущая роль социального аспекта KM. Немецкими специалистами, например, в работе, подчеркивается, что «менеджмент знаний наряду с информационно-технологическим инструментарием требует учета социальной стороны дела». В работе упоминается, что «первоначальные представления о менеджменте знаний на предприятии были сильно подвержены влиянию идей и методов классической экономической и инженерной науки». Это привело к тому, что «дал о себе знать социально-психологический момент, который грозил перечеркнуть все расчеты архитекторов информационной технологии». Автор упомянутой работы обращает внимание на начало новой фазы KM, «основанной на учете и повышенном внимании к ранее игнорировавшемуся социальному аспекту». В качестве основной причины такого поворота событий называется тот факт, что «производство и обработка знаний в социальных системах осуществляются по своей специфической логике». «Для успешного менеджмента знаний уже недостаточно мыслить в категориях компьютеров, нужно помнить о „головах“ людей, т.е. иметь в виду параметры коллективной памяти».
Отечественные специалисты, например, в работе, отмечают, что «отождествление управления знаниями с технологическими решениями для сохранения информации привело к тому, что многие интересные проекты потерпели фиаско».
Кроме того, следует отметить, что оба обсуждаемых информационных направления (и BI, и KM) давно и тесно связаны между собой настолько, что в настоящее время обсуждается вопрос о возникновении на их основе нового интегрального направления New Business Intelligence.
Анализ опыта подготовки студентов по специальности «Социальная информатика» в Европейских университетах показал, что эта специальность является междисциплинарной. Обучение студентов направлено на вопросы «проектирования, использования и влияния информационных коммуникационных технологий (ИКТ) с учетом их взаимодействия с организационным и культурным контекстом». Программы подготовки всегда включают в себя значительное количество курсов, связанных с изучением информационного менеджмента, когнитивных структур и процессов, а также организационного аспекта этих предметов.
Таким образом, в качестве основы подготовки отечественных специалистов по «Социальной информатике», с учетом интеграции данной специальности в европейское пространство высшего образования, следует рассматривать подготовку в области KM.
Представленное понимание соотношения специальностей 8.000012 и 8.080204 позволяет уточнить объекты деятельности соответствующих специалистов следующим образом (см. табл. 2):
Таблица 2.
Следовательно, выпускники специальности «Консолидированная информация», с одной стороны, должны определять характеристики ТРУДОВЫХ ЗАДАНИЙ и то, как люди, выполняющие эти задания, сгруппированы и организованы, в зависимости от вида и способа работы (БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ). С другой стороны, эти выпускники должны способствовать эффективному УПРАВЛЕНИЮ соответствующей трудовой деятельностью и организационными структурами. Это и означает, что объект их деятельности соответствует левой части «Алмазной модели».
Выпускники же специальности «Социальная информатика», с одной стороны должны способствовать формированию системы социальных и интеллектуальных ЦЕННОСТЕЙ И УБЕЖДЕНИЙ сотрудников в зависимости от УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ ОЦЕНОК. С другой стороны, эти выпускники должны поддерживать осуществление БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ путем обеспечения эффективности социальных процессов (коммуникации) и социальной информации (интеллектуальных ресурсов). Объект их деятельности, таким образом, соответствует правой части «Алмазной модели».
Так как, для успешного функционирования организации обе стороны модели должны быть согласованы (как уже было сказано выше) и все процессы, соответствующие этой модели, являются поддерживающими для одной целостной системы, то следует выпускать специалистов по 8.000012 и 8.080204 с единой квалификацией 2433.2.
Отличительная черта этих специальностей состоит в том, что объектом деятельности соответствующих специалистов является, во-первых, информация, а не технические или программные системы и, во-вторых, ее содержательный, а не формальный аспект. Именно данный аспект работы с информацией, обеспечивающий эффективность принятия решений, составляет ядро информационных наук на западе.
Анализ вводимых в последнее время учебных специальностей и перспективных направлений исследований в Европейских университетах показал, что наиболее существенное внимание уделяется так называемым «информационным» специальностям и наукам. В настоящее время во всех Европейских университетах осуществляется подготовка и бакалавров, и магистров информационных наук. Более того, давно имеет место практика присвоения ученых степеней по информационным наукам. При этом к информационным наукам в Европе (а также в США) традиционно относят области знаний и деятельности, не связанные непосредственно с техническими проблемами, например: обеспечение научно-технической информацией, социальную информатику, инжинирию знаний, проектный менеджмент и т.п. Ключевые роли в информационных науках на западе играют такие направления как «Knowledge Management» и «Business Intelligence».
Для обеспечения полноценного участия Украины в Болонском процессе целесообразно уделить и в наших университетах такое же внимание этим областям знаний путем введения соответствующего образовательного направления «Информационные науки». В соответствии с европейскими образовательными стандартами ядром соответствующего бакалаврата могут стать рассмотренные выше специальности «Консолидированная информация» и «Социальная информатика».
Следует отметить, что упомянутые специальности имеют принципиально иную направленность по сравнению со всеми другими, в том числе и по сравнению со специальностями бакалавратов «Компьютерные науки» и «Прикладная математика», из которых они выросли. Специальности данных бакалавратов направлены на создание и эксплуатацию инструментальных средств решения различных задач (технических, программных, математических и т.д. ). Специальности же «Консолидированная информация» и «Социальная информатика» направлены на решение самих задач и проблем, возникающих в различных сферах человеческой деятельности. Введение данных специальностей фактически реализует переход к гуманистично-инновационному образованию в соответствии с требованиями Национальной доктрины развития образования (Указ Президента Украины №347/2002 от 17.04.2002).
Кроме того, следует еще раз подчеркнуть важность подготовки специалистов в информационной сфере в настоящее время. Дело в том, что наше отставание в материальной сфере, определяющее низкий уровень нашей жизни, может быть когда-нибудь и будет преодолено. Отставание же в информационной сфере может обернуться отставанием навсегда. «В условиях постиндустриального общества, принадлежность к которому декларируют страны Запада, стратегически важно занять нишу на рынке высоких технологий, избавиться от создания материалоемкой и рискованной с экологической точки зрения продукции. Те страны, которые не смогут этого сделать, навсегда останутся аутсайдерами в будущей мировой экономике» .
Литература:
- Сляднева Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // https://it2b.ru/archive/843/
- Лифляндчик Б.И., Лиходедов Н.П. Бизнес-разведка // https://it2b.ru/archive/588/
- Забелло Я.Ю. Подготовка специалистов для конкурентной разведки: проблемы и перспективы //https://it2b.ru/
- Прескотт Джон Е., Миллер Стивен Х. Конкурентная разведка: Уроки из окопов. М.: Альпина Паблишер, 2003. 336с.
- Баяндин Н. Конкурентная разведка: анализ делу венец //https://it2b.ru/archive/167/
- Каныгин Ю.М., Калитич Г.И. Основы теоретической информатики. К.: Наук. думка, 1990. 232с.
- Маторин С.И. Анализ и моделирование бизнес-систем: системологическая объектно-ориентированная технология. Под ред. М.Ф. Бондаренко. Харьков. ХНУРЭ. 2002. 322с.
- Бондаренко М.Ф., Маторин С.И., Соловьева Е.А. Моделирование и проектирование бизнес-систем: методы, стандарты, технологии. Предисл. Э.В. Попова. Харьков: ООО «Компания СМИТ», 2004. 272с.
- Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. 336с.
- Артемьев В. Что такое Business Intelligence? // Открытые системы. 2003, №4
- Балашов Е.А. Менеджмент знаний: подход к внедрению
- Хайко Хильзе Вклад корпорационных университетов в менеджмент знаний на предприятиях
- Мариничева М. Основы Управления Знаниями
- Черняк Л. Что Business Intelligence предлагает бизнесу // Открытые системы. 2003, №4
- Rob Kling Learning from Social Informatics: Information and Communication Technologies in Human Contexts // The Center for Social Informatics
Автор: Бондаренко М.Ф., Маторин С.И., Соловьева Е.А.
Источник: предоставлено авторами для it2b