Информационный бизнес далек и от оптимизма, и от пессимизма


Российский информационный бизнес, если судить по комментариям экспертов, сегодня на распутье. Ситуация в перспективе должна измениться — к лучшему или к худшему. Ожидания положительных перемен связывают с экономическим подъемом, стимулирующим спрос, и появлением нового поколения предпринимателей, отрицательных — с политикой государства, которое в лице властных и околовластных структур в последнее время все активнее стремится доминировать на информационном рынке

Рост медленный, но пока верный

— В современной России наиболее платежеспособный покупатель информационных услуг — это крупные компании, которые, как правило, имеют собственные аналитические структуры и получают большую часть необходимых сведений своими силами, — поясняет президент группы компаний BPS Юрий Завьялов. — Малый бизнес по определению не может позволить себе обращаться к информационно-аналитическим агентствам. Перспективный рынок — средние фирмы, однако, как показывает опыт, их руководители и хозяева обращаются за помощью лишь после того, как сами несколько раз обожгутся. Слишком силен еще фактор русского авось, кроме того, предприниматели нередко излишне полагаются на знакомства в правоохранительных органах или спецслужбах, которые есть у многих.

О том, что спрос на информационные услуги со стороны отечественного бизнеса до сих пор стимулирует, прежде всего, горький опыт, говорят практически все участники рынка.

`Есть немало примеров, когда мы вначале предлагали свои услуги и получали отказ, а потом через какое-то время несостоявшийся клиент приходил сам и просил о помощи. Примечательно, что на чужих ошибках пока никто не учится. А расширение клиентской базы в основном обеспечивают молодые предприниматели, которые думают по-другому, нежели старшее поколение`, — рассказывает генеральный директор компании `Кредитреформа-СПб` Андрей Литов.

С такой оценкой согласен и Юрий Завьялов. `Разумеется, через несколько лет облик информационного рынка изменится, — утверждает он. — Новые тенденции спроса будут задавать молодые специалисты, получившие образование за рубежом, и их клиенты`.

Есть и другие примеры, показывающие, что тенденции развития информационного рынка достаточно противоречивы и неоднозначны. Например, по словам Андрея Литова, с середины 1990-х годов у некоторых петербургских информационно-аналитических компаний продажи увеличились на сотни процентов, прежде всего потому, что бизнес-сообщество мало-помалу становится более сознательным.

`Это проявляется и в отношении предпринимателей к нашей работе: если еще семь-восемь лет назад простые вопросы, никакого отношения не имеющие к коммерческой тайне, вызывали у деловых людей нервозную реакцию, то сегодня это воспринимается спокойнее`, — говорит он.

Все становятся на свои места

Индикаторы реальных перемен можно увидеть в смене предпочтений клиентов как по формату информационных продуктов, которые они хотели бы получать, так и по содержанию. Прежде всего, специалисты отмечают, что в России все больше развиваются он-лайновые информационные услуги при одновременном снижении спроса на традиционные печатные носители.

Современные электронные системы позволяют не только производить поиск, но и проводить аналитическую обработку данных, они более гибки в использовании, дают возможность для дистанционной работы и оперативного пополнения свежей информацией.

Одновременно формируются новые формы информационных продуктов, которых несколько лет назад еще не было. И это открывает новые возможности для российского бизнеса.

— Задачи, с которыми приходится сталкиваться информационным компаниям, постепенно меняются, — говорит Юрий Завьялов. — В середине 1990-х в основном спрос был на так называемую пробивку тех или иных компаний и частных лиц и на базовые сведения, есть ли такой человек или фирма и что из себя представляет. Сегодня больше интересуются деловой репутацией, связями, партнерами, положением на рынке. В ближайшие пять лет ни одна из известных в России западных компаний (D&B, Creditreform и т. д.) не сможет давать компетентных ответов на эти вопросы. Это не заложено в технологию их работы. 95% клиентов представительств западных информационных компаний — это зарубежные фирмы. Российские с серьезными запросами к ним практически не обращаются, понимая недостаточность сведений, которые те могут дать. Да и сами западные предприниматели понимают, что, как только речь заходит о серьезных проектах, необходимо находить источники информации другого уровня.

Мнения представителей разных фирм подтверждают, что спрос на услуги российских информационных компаний в значительной мере стимулируется зарубежными клиентами, объем запросов которых за последние четыре года только увеличивается.

— Хочу заметить, что на Западе бизнесмены прекрасно понимают, что такое конкурентная или деловая разведка. И они прекрасно знают, у кого в России можно получить необходимую информацию, и совершенно не стесняются за ней обращаться. Не надо представлять их простаками, — комментирует Юрий Завьялов.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

— Информационный бизнес в России постепенно обретает более-менее понятный облик, — полагает Андрей Литов. — Если раньше компании пытались оказывать любые услуги, то сегодня идет разделение сфер. Одни ориентируются на бизнес-справки по международным стандартам, другие — на пресс-клиппинг, маркетинговые исследования, создание электронных архивов и баз данных. Деловая разведка переходит к детективным агентствам, как это принято на Западе.

Как пояснил нам учредитель фирмы `БИНК` Василий Стебельков, по финансовой мощи представительства иностранных фирм сильнее российских коллег, что во многом объясняется устойчивым потоком заказов от головных офисов. Это, однако, не мешает отечественным компаниям сотрудничать с конкурентами, например, совместно приобретать базы данных ради сокращения расходов. Появились уже и клиенты, которые пользуются услугами сразу нескольких информационных фирм — чтобы иметь возможность для сравнения полученных данных.

И все-таки большинство участников рынка говорят, что информационный бизнес в России до сих пор находится на стадии зарождения. Например, предпринимателей из Петербурга и Ленинградской области в основном интересует информация о петербургских фирмах, хотя бизнес продвигается и в другие регионы. Василий Стебельков, например, отмечает, что спрос петербургских предприятий на информацию о партнерах или конкурентах в других регионах России остается более-менее стабильным начиная с середины 1990-х. Причину он видит в том, что количество предприятий, работающих с другими регионами, примерно одинаково: одни умирают, другие появляются, и всплеска в ближайшие годы ожидать не приходится.

Государство напрягает

Но основным фактором беспокойства для информационных компаний остаются не колебания спроса, и даже не макроэкономическая ситуация, а политика государства. Власть, единственный реальный `супертяжеловес` на информационном рынке, сегодня имеет все необходимые рычаги, чтобы изменить ситуацию как в пользу частного бизнеса, так и в ущерб ему, причем удар может быть нанесен смертельный.

В этом плане показательны ожидания закона о кредитных бюро, проект которого обсуждается уже очень давно. В том, что на информационный рынок он повлияет, сомнений нет ни у кого. Но вот каким окажется это влияние, опять же никто не берется спрогнозировать. Все зависит от сути закона.

`Проект, который разрабатывался для прошлой Думы, можно назвать демократичным, — говорит Андрей Литов. — Но есть и альтернативный вариант, согласно которому должно быть только одно бюро — при Центробанке. Что получится в итоге, никто не знает`.

Естественно, появление монополиста значительно изменит расстановку сил. Ведь, как показывает зарубежный опыт, кредитные бюро относятся к числу основных потребителей информационных услуг, а в нынешней России информационные компании во многом заменяют эти пока не существующие структуры.

— Конкуренции со стороны кредитных бюро, если закон о них все-таки будет принят, мы не боимся. Скорее, появление этих фирм стимулирует спрос и приток к таким компаниям, как наша, новых клиентов. Полагаю, что, познакомившись поближе со стандартными услугами кредитных бюро, еще больше потенциальных клиентов смогут оценить реальную ценность услуг информационно-аналитических компаний. Ибо реальные потребности даже самих кредитных бюро едва ли сможет удовлетворить тот объем информации, который сегодня есть в открытом доступе, — считает Юрий Завьялов.

Таким образом, вопрос лишь в том, чтобы рынок кредитной информации не был волевым решением отдан под контроль одной-единственной структуры. О том, что такая угроза существует, говорят руководители многих компаний.

— Очевидные попытки монополизировать информационный рынок или хотя бы его отдельные сегменты, есть уже сейчас, — рассказывает Андрей Литов. — Например, доступ к базам данных ряда государственных структур, таких как налоговая инспекция или Госкомстат, ведется через посредничество коммерческих фирм. Тенденция, можно сказать, налицо.

Как говорит Василий Стебельков, российское законодательство фактически закрывает свободный доступ к тем данным, которые, по идее, должны находиться в свободном доступе. Ведь если следовать мировой практике, все сведения, которые сдаются предприятиями и организациями государственным контролирующим органам, являются открытыми. Однако в нашей стране об этом пока можно лишь мечтать.

У государства есть и другие возможности изменить расстановку сил в информационном бизнесе, например введя лицензирование на жестких условиях. Разговоры и слухи о том, что это возможно, тоже имеют место в деловом сообществе.

Автор: Владимир Хозиков

Источник: «Экономика и время» №32 (519) 07.02.05г.

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса