Евгений Ющук: «Чтобы все изменить, достаточно одной идеи»

Идея человеческого разума может преображать города. Одна единственная идея способна переписать правила и все изменить.
(из фильма «Начало»)

УрГЭУ — первый вуз в России, который открывает официальную магистерскую программу по конкурентной разведке в международном бизнесе. Это не семинары, не краткосрочные курсы, а полноценная двухгодичная программа с львиной долей практики. О специфике учебы рассказывает директор ООО «Маркетинг рисков и возможностей», член Международного общества профессионалов конкурентной разведки SCIP, консультант Российского Общества профессионалов конкурентной разведки (РОПКР), член Сообщества Практиков Конкурентной разведки (СПКР), профессор кафедры мировой экономики УрГЭУ Евгений Ющук.

Кто она?
Конкурентная разведка, она же коммерческая, деловая, бизнес-разведка — это методы государственной разведки, без криминальной составляющей, адаптированные к бизнесу.

Она уверенно перешагнула за пределы узких рамок службы безопасности компании и стала инструментом специалистов отделов маркетинга, сбыта, стратегического планирования, равно как и инструментом топ-менеджера, от решения которого зависит успех или провал предприятия на рынке и даже само его выживание.

В такой разведке главное не «погони», и не просто сбор информации. Анализ, интерпретация информации – это самая главная часть работы разведки. И так называемые активные мероприятия. Их суть сводится к тому, чтобы внедрить в голову тех, от кого зависит принятие решения, выгодную нам идею или заставить отказаться от нее.

На кого она рассчитана?
Данная программа подходит внимательным, четким, педантичным людям. Им интересно, а не противно заниматься мелочами, подмечать их, анализировать, раскручивать, распутывать. Эта работа во многом аналитическая. Без логики здесь не обойтись, без романтики – очень желательно. Образность мышления приветствуется, но это не главное.
Такого рода специалисту постоянно придется сталкиваться с решением проблем на этическом уровне. Неминуемо придется вмешиваться в психологические мероприятия других людей, поэтому нужен жизненный опыт и… «тормоза».

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Что изучают?

  • Теория работы с информацией (законы информации, виды информации по доступности, разведывательный цикл, инструменты по работе с информацией).
  • Профессиональный поиск в Интернете (работа с поисковыми машинами в поиске текстовой и нетекстовой информации, мониторинг информации).
  • Структура, виды и особенности источников информации в Интернете.
  • Работа с людьми как источниками информации. Границы законности, общие принципы, методы и приемы работы с людьми, законное и этичное выстраивание долговременных отношений.
  • Работа с людьми как источниками информации (в первую очередь — в Интернете).
  • Анализ текстовой информации.
  • Основы информационной войны, особенности ее ведения в Интернете (в т.ч. боевой блогинг, привлечение сторонников в социальных сетях, блогах и на интернет-форумах, и их координация, выяснение истинных причин деятельности деструктивно настроенных пользователей, принятие решения о форме снижения их активности и его реализация);
  • Ведение корпоративных блогов компании и работа в социальных сетях от имени компании и в ее интересах.

Кто учит?
В конкурентную разведку обычно приходят либо из спецслужб, либо из бизнеса. Но и те и другие или плохо разбираются в вопросах бизнеса, или «плавают» в специфических методах спецслужб. Специалистов, которые ориентируются и в том и в другом, и при этом могут преподавать, в России достаточно мало.

Так сложилось, что те, кто учил руководителя данной магистерской программы, кандидата экономических наук, профессора, занимали очень высокое положение в госспецслужбах. Причем полевое положение. Так, Евгений Ющук учился у человека, который выходил в отставку в должности открытого резидента российской внешней разведки в Великобритании. Но вопросами конкурентной разведки начал Евгений Ющук заниматься в 1994 году, когда вся страна, по его словам «никуда не переезжая, оказалась в совершенно другом государстве». До этого времени он 5 лет проработал врачом-пульмонологом, имеет высшее медицинское образование. В 2000 году окончил экономический факультет УГТУ-УПИ и получил квалификацию инженера-экономиста, менеджера.

Зачем это надо, или примеры «бизнес-кейсов»

  1. Две конкурирующие фирмы стояли на перепутье. Чтобы они не мешали друг другу, не пошли по одной и той же дороге, их надо было развести. Нам понадобился посредник, «человек в теме» — торговый представитель, лояльный к обеим сторонам. Решено было, что он намеренно забудет документацию по ключевым клиентам конкурирующей компании в компании-сопернице. После, как информация будет изучена, заберет их. В итоге компания приняла решение, которое устроило всех.
  2. Есть компании, которым с тендера нужно убрать компанию, которая заведомо, по их данным, жульничает. Но компании не могут объяснить это организаторам тендера, им надо собрать подтверждающую их опасения информацию, если таковая имеется.
  3. Кому-то надо убедиться в надежности потенциального партнера. Что за ним стоит, правда ли то, что у него есть, по его утверждению, стабильно работающие филиалы, хорошо налаженные связи за рубежом и пр.
  4. У компании снижается количество клиентов. Либо менеджер повел себя некорректно — и нам надо разбираться с ним. Либо это покупательский экстремизм и люди хотят стрясти с нас скидку, которая им абсолютно не положена. Либо они просто ангажированы нашими конкурентами. Абсолютно три разные ситуации по нашей реакции, по последствиям.

Источник: usue.ru

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса