Конкурентная разведка: строго в рамках закона


Обеспечение экономической безопасности банка в конечном счете сводится к своевременному выявлению и нейтрализации угроз. Первую половину задачи решает информационно-аналитическое обеспечение системы безопасности, цель которого — предоставить руководству необходимые данные для принятия правильных решений. Иными словами, экономическое благополучие предприятия или банка самым непосредственным образом зависит от уровня организации конкурентной разведки.

Сплав экономики, юриспруденции и спецслужб

В условиях современной конкурентной борьбы первоочередное значение приобретает разведка намерений конкурентов, изучение основных тенденций бизнеса, анализ возможных рисков и т.д. Эта дисциплина получила на Западе название «конкурентная разведка» (competitive intelligence). У нас этот термин пока не устоялся, и в литературе можно встретить эквивалентные выражения «деловая разведка», «бизнес-разведка» и др.

Конкурентная разведка (КР) стала бурно развивающимся инструментом исследований рынка, возникшим на стыке экономики, юриспруденции и специальных дисциплин. В отличие от промышленного шпионажа, конкурентная разведка действует исключительно в рамках существующих законов. Появление новых информационных технологий (Internet, профессиональных баз данных, систем поиска информации) и относительная дешевизна доступа к информационным ресурсам позволяют аналитикам готовить качественные материалы, пригодные для принятия решений руководством компаний. При этом они работают только с открытыми источниками информации. Аналогичные технологии обработки открытой информации используют все спецслужбы мира. Но для КР важнейшим условием является соблюдение этических норм и принципов деятельности исключительно в рамках федеральных и местных законов.

Конкурентная разведка позволяет предвидеть изменения на рынках, выявлять и прогнозировать действия новых или потенциальных конкурентов, проводить мониторинг появления «взрывных» технологий и даже политических рисков. Возрастание роли конкурентной разведки определяют следующие факторы: быстрый рост темпов деловой жизни, информационная перегрузка, возрастающая глобальная конкуренция, увеличение агрессивности конкурентов, все возрастающее влияние политических изменений.

До недавнего времени российские менеджеры практически не пользовались методами КР, и распространение КР-грамотности нам еще только предстоит. В последние годы в некоторых бизнес-школах и экономических институтах открыты специальные курсы («Введение в деловую разведку», «Конкурентная разведка», «Бизнес-разведка», «Информационно-аналитическое обеспечение безопасности предпринимательства» и др.).

Национальные особенности

В США в 1996 г. принят Закон о свободе информации, который обязал федеральные ведомства обеспечить гражданам свободный доступ ко всей своей информации. Ограничения касаются лишь материалов, имеющих отношение к национальной обороне, личных и финансовых документов, а также документов правоохранительных органов. Отказ в доступе к информации можно обжаловать в суде. Информация должна быть представлена в десятидневный срок, а споры разрешаться в течение 20 дней. По статистике, большинство запросов исходит от фирм, которые хотят получить государственную информацию о конкурентах.

Существенную роль играет общественная организация «Точность в средствах массовой информации» (Accuracy in Media — AIM). Она объединяет 345 тысяч членов и осуществляет контроль за тем, чтобы публикуемые или передаваемые в эфир материалы соответствовали фактам.

Конкурентная разведка в США только начинает широко внедряться в жизнь общества. Ведут ее преимущественно частные фирмы и корпорации. В последнее время отмечается большая заинтересованность во внесении методов работы спецслужб в деятельность фирм. Созданное более 10 лет назад Общество профессионалов конкурентной разведки (Society of Competitive Intelligence Professionals SCIP) насчитывает около 6 тысяч членов, а его отделения имеются во многих странах мира.

В Японии, наоборот, уже давно созданы и хорошо действуют организованные системы конкурентной разведки — как на корпоративном, так и на государственном уровнях. Разветвленная система КР включает в себя службы крупных торговых домов и государственные организации, например «Организацию внешней торговли Японии» (Japanese External Trade Organisation -JETRO). Для сбора относящихся к бизнесу и конкуренции информационных материалов они размещают свои оперативные службы по всему миру. Скажем, в корпорации «Митцубиси» ежедневно более 13 тысяч служащих более чем в 200 офисах по всему миру собирают и обрабатывают свыше 30 тысяч информационных сообщений (законченных фрагментов).

Образованная в 1958 году JETRO — крупнейшее и единственное в мире агентство конкурентной разведки, поддерживаемое правительством. Большая часть предлагаемой им информации доступна для пользования, однако основной массив представлен на японском языке, что является одним из главных препятствий для широкого использования европейцами и американцами ресурсов JETRO.

В Европе к организации КР свой подход. В Германии и Швеции значительную роль в бизнесе играют банки с государственным участием, которые внимательно относятся к защите своих инвестиций. Эти банки традиционно используют свои мощь и влияние для сбора деловой информации о зарубежных компаниях и передают ее своим деловым партнерам. Во Франции активную роль в организации конкурентной разведки и сотрудничества с частными фирмами играют государственные спецслужбы, в частности французская внешняя разведка (Direction Generale de la Securite Exterienre — DGSE). Один из руководителей этого ведомства Пьер Марион заявил: «Было бы ненормально, если бы мы проводили разведывательные мероприятия против США в военной или политической областях. Здесь мы — союзники. Но в экономической и технологической отраслях, мы — конкуренты». В 1987—1989 годах около 20 сотрудников DGSE вели разведку против ведущих американских фирм IBM и Texas Instruments в интересах французских фирм-конкурентов.

Термин «разведка» подчеркивает сходство задач и методов, применяемых в деятельности государственных спецслужб и деловых структур. Не случайно в системе конкурентной разведки работает много ушедших на пенсию разведчиков.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о корпоративной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Немного технологии

Еще не так давно считалось, что достаточно иметь сведения о планах конкурента, пусть даже разрозненные и отрывочные, чтобы на их основе принимать решения. Теперь этот подход исчерпал себя. Невозможно по единичным фактам принять правильное решение, так как неизвестно, насколько они точны и исчерпывающи. Аналитическая информация (intelligence) — это подборка отфильтрованных и проанализированных фрагментов сырой информации, преобразованная в пригодный для принятия решений материал.

В основе работы лежит так называемый цикл разведки, в результате которого сырая информация превращается в аналитические материалы. Сведения, представляемые конкурентной разведкой, должны успевать за временем и к моменту их использования оставаться актуальными. Системы КР в первую очередь — системы реального времени.

Технологические стадии разведывательного цикла состоят из четырех основных этапов

Постановка задачи. Важнейший блок — планирование операций, включая выявление необходимых первоисточников.

Сбор информации. Большая ее часть может быть получена из общедоступных источников — газет, журналов, радио- и телепередач, ежегодных отчетов фирм, публичных выступлений, баз данных. Этот этап включает компьютерную обработку информации для ее хранения и распространения и дальнейшей обработки.

Анализ информации. Самый трудный этап — даже если анализ базируется на логических выводах и абсолютно достоверных данных, аналитику приходится предугадывать ситуацию и представлять обоснованные предположения возможных последствий тех или иных действий компании.

Представление аналитических материалов руководству. Основываясь на результатах исследований, аналитики предлагают возможные варианты действий. Обязательное условие: четко формулировать свои рекомендации и обоснованно защищать их перед руководством.

К основным задачам конкурентной разведки можно отнести:

  • маркетинговые исследования;
  • оценку потенциальных клиентов;
  • поиск ниш рынка;
  • изучение конкурентов;
  • подбор кадров.
  • открытые источники информации.

По оценкам американских аналитиков, не менее 80% используемой для целей разведки информации поступает из открытых источников. По сравнению с 80-ми годами резко возросло количество таких источников, в том числе ранее труднодоступных — материалы международных конгрессов и конференций, отчеты научно-технических центров, коммерческих фирм и т.д. Второй мощный фактор — интенсивное развитие национальных и глобальных информационных сетей, прежде всего Internet.

Однако следует учитывать и определенные слабые стороны сети Internet: прежде всего недостоверность сведений и даже дезинформация ряда источников, а также переизбыток информации, ее неструктурированность и сложность поиска необходимых данных. Но в целом возможности сети Internet оцениваются достаточно высоко.

Важным и еще недостаточно используемым ресурсом конкурентной разведки являются профессиональные базы данных. Они имеют громадный потенциал, реализация которого не связана с большими финансовыми затратами. Крупнейшая в мире полнотекстовая онлайновая информационная система Lexis-Nexis содержит более 2 миллиардов документов с глубоким архивом до 30 лет по бизнес-информации и более 200 лет по юридической информации. Каждую неделю к ним добавляется еще 14 млн. документов. В отличие от неструктурированных гигантских массивов Internet, пользователи Lexis-Nexis могут использовать мощные инструменты поиска для получения достоверной классифицированной информации.

Автор: Николай Баяндин | Источник: www.bdm.ru

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса