Конкурентные войны в сети

Сегодня не только специализированные издания и исследователи Глобальной сети, но и самые обычные ее пользователи обратили внимание на постоянно растущую коммерциализацию Интернета. Этот процесс постоянно убыстряется. Впрочем, в этом нет абсолютно ничего удивительного: Глобальная сеть представляет собой крайне удобную информационную среду, не воспользоваться которой для ведения бизнеса просто-напросто невозможно. Некоторые компании применяют Интернет только для быстрой и дешевой связи с партнерами и собственными удаленными филиалами и подразделениями. Другие не хотят упускать преимуществ возможности быстрого и удобного доступа к информации, размещенной в Сети. И действительно, корпоративный сайт с подробными данными о компании, ее товарах и услугах, а также прайс-лист и контакты являются превосходной визиткой фирмы, привлекающей к ней внимание потенциальных клиентов. Третьи компании используют Интернет в качестве рекламной среды. И в этом опять же нет ничего удивительного. Стоимость онлайновых рекламных площадок гораздо ниже традиционных, а их эффективность постоянно возрастает. Да и вообще, сегодня уже довольно много фирм, занимающихся работой только в Интернете. Из всего этого можно сделать вывод, что Глобальная сеть постепенно превращается в бизнес-среду.

К сожалению, вместе с бизнесом в Интернет пришли и все его недостатки. Какие? Для примера можно взять конкурентные войны между компаниями. Все, кто знаком хотя бы с основными принципами рыночной экономики, знают, что именно конкуренция является настоящим двигателем прогресса. Она заставляет компании улучшать обслуживание клиентов, постоянно осваивать новые услуги и товары, снижать цену и делать многие другие вещи, чтобы привлечь людей и увеличить сбыт. Так что конкуренция — это хорошо. Но только до тех пор, пока она остается в рамках правил и законов. Между тем очень часто конкурентная война переходит все границы и может завершиться даже перестрелками на улицах и взрывами офисов соперников. Многие люди считают, что эта проблема чисто российская. Мол, у нас «бандитская страна, да и менталитет подходящий». Но это не так. Недобросовестная конкуренция есть везде, во всех странах мира, и борьба с ней — одна из основных задач всех правительств.

К сожалению, а может быть, и к счастью, в Интернете нет своего правительства. Более того, законодательства многих стран (в том числе и России) до сих пор еще никак не регламентируют деятельность в Глобальной сети. Таким образом, можно сказать, что в Интернете царит беззаконие. Ну а в сочетании с высокой анонимностью, которую обеспечивает Сеть, это развязывает руки многим сторонникам нечистоплотной конкуренции. Давайте мы с вами, уважаемые читатели, разберем, какие методы могут использоваться соперниками для вредительства друг другу.

Сетевая разведка

Под сетевой разведкой в данном случае понимается исследование веб-сайта конкурента и открытой информации, предоставляемой о нем счетчиками посещений и рейтинговыми системами, с целью выявления любых скрытых данных о компании и ее планах. Кстати, этот метод конкурентной борьбы часто оказывается весьма эффективным, но действует только в том случае, если компания-жертва регулярно работает со своим веб-проектом. Если говорить откровенно, то сетевую разведку нельзя назвать ни незаконным, ни даже просто неэтичным методом, поскольку в ней используется открытая для всеобщего доступа информация. Аналитические отделы, занимающиеся подобными же вещами в офлайновой среде, существуют в каждой серьезной компании и никого не удивляют. Впрочем, подробно останавливаться на сетевой разведке мы сегодня не будем. Поговорим лучше о незаконных и неэтичных методах соперничества.

Дискредитация

Одним из наиболее действенных приемов нечистоплотной конкурентной борьбы является дискредитация соперников. Для этого в Интернете у злоумышленников есть все возможности. Можно, например, зарегистрироваться на форуме или в гостевой книге на сайте противников и начать оставлять сообщения о том, что их обманули, оскорбили, подсунули бракованный товар и т. д. Причем, для того чтобы все эти жалобы выглядели более правдоподобными, обычно используется сразу несколько аккаунтов, между которыми развиваются целые диалоги, суть которых, наверное, пересказывать не нужно.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

И это только самый простой способ дискредитации. Есть и более сложные варианты. Например, человек может обратиться в какое-нибудь из онлайновых изданий и представиться сотрудником компании-конкурента. Естественно, при этом он будет использовать вымышленное имя и адрес электронной почты, зарегистрированный на бесплатном сервере. Объяснить это можно боязнью мести со стороны руководства фирмы. Ведь этот «сотрудник» расскажет о компании такие вещи… Впрочем, о сути его рассказа легко догадаться. В нем могут присутствовать обманы клиентов и работников, случаи «кидания» партнеров и т. п. В реальной жизни ни одно офлайновое средство массовой информации не рискнет публиковать подобное интервью, не имея никаких доказательств (за исключением, может быть, «желтой» прессы). Ведь в этом случае на него можно будет подать в суд за клевету. А решение судьи в этом случае будет однозначным — публикация извинений и значительная компенсация морального ущерба. В Интернете же максимум, чего может добиться жертва, — это удаления порочащей ее информации с сайта.

Мы с вами, уважаемые читатели, перечислили только самые очевидные способы дискредитации. Помимо них есть и другие, более экзотические варианты. Перечислять все мы не будем, отметим только, что многие злоумышленники отличаются прекрасной фантазией.

DDoS-атаки

Наверное, ни для кого уже не является секретом тот факт, что сегодня многие DDoS-атаки проводятся на заказ. Хакеры тоже хотят заработать. Так что услуги по «заваливанию» сайтов сегодня предлагаются многими. Кстати, для этого часто используется спам. Злоумышленники просто-напросто рассылают письма с предложениями организовать DDoS-атаку на любой сайт и примерными расценками. Если находится желающий воспользоваться такой услугой, он связывается с хакерами по электронной почте. Оплата, а точнее, предоплата (хакеры всегда требуют предоплату за свои услуги) также перечисляется через Интернет. Это позволяет злоумышленникам оставаться анонимными.

Впрочем, желающие навредить конкурентам компании сами рискуют остаться в дураках. Дело в том, что в последнее время за предложениями организации DDoS-атак все чаще и чаще стоят самые обыкновенные мошенники. Такие люди, получив от заказчика деньги, просто-напросто исчезают в неизвестном направлении, закрывая за собой все аккаунты (почтовый ящик, ICQ, счет в расчетной системе и т. д.). Но и это еще не все. Предлагающий свои услуги хакер действительно может попытаться «завалить» заказанный ему сайт. Вот только хватит ли для этого его квалификации? Однако сегодня, когда DDoS-атаки уже не являются редкостью, многие хостинг-провайдеры научились бороться с ними. Нет, конечно, полностью блокировать грамотно организованную атаку, в которой участвуют тысячи, а то и десятки тысяч компьютеров нереально. Однако большинство воздействий имеют гораздо меньшие масштабы. А поэтому своевременные действия провайдера могут заблокировать атаку. При этом посетители сайта заметят только снижение скорости доступа к нему, что в принципе не так уж и страшно. Кстати, группы быстрого реагирования, способные защитить от DDoS-атак, есть далеко не у каждого хостинг-провайдера. И это еще одна причина пользоваться услугами крупных компаний, имеющих хорошую репутацию.

Подводим итоги

Итак, конкурентная борьба в Интернете ведется всеми доступными средствами. Этому способствуют почти полное отсутствие законодательства, регламентирующего деятельность в Сети, и, что более важно, возможности правоохранительных органов обеспечивать выполнение принятых норм. Впрочем, постепенно ситуация начинает выправляться. Сегодня сотрудники специального отдела по борьбе с компьютерными правонарушениями МВД России не оставляют без внимания жалобы жертв DDoS-атак. Скрывая же факт попытки воздействия на свой сайт, компания косвенно способствует распространению хакеров в Интернете.

Автор: Марат Давлетханов 

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса