О доступности информационных ресурсов. Часть №1

Реализация эффективной деятельности в любой проблемной области: науке, производстве, экономике, управлении, обучении, военном деле, предупреждении и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий и других областях — требует определенного уровня профессионализма, который определяется уровнем знаний, умений, навыков специалиста, накапливаемых в процессе его повседневной деятельности, и наличием достаточного объема надежной и достоверной информации, отражающей состояние и тенденции развития ситуации в конкретной проблемной области и смежных областях деятельности на данный момент времени.

Слово «информация» и производные от него в настоящее время являются одними из самых употребительных (дезинформация, средства массовой информации, информационная безопасность, информационная война, информационная политика, информационная блокада и т.д. ).

Учитывая, что существуют достаточно много определений этому понятию, воспользуемся определением, данным в ООНовской программе ЮНИСИС: информация — это вся совокупность знаний, накопленных человечеством и полученных в результате практических и научной деятельности об окружающем нас мире и включенных непосредственно в коммуникативный процесс.

Исходным моментом включения знания в сферу обращения по различным социальным каналам является его фиксация на тех или иных видах носителей — документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях), ибо только в этом случае оно может быть передано между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.

С момента фиксации знания на том или ином носителе оно становится информацией, и только эта информация может рассматриваться как информационный ресурс. Но «новый носитель — это… новые способы регистрации, сбора, передачи, хранения и обработки информации и, следовательно, новые способы управления».

При этом следует подчеркнуть ограниченность подхода, принятого в законе об информации и связанных с ним законов при определении информационного ресурса. В этих законах используется следующее определение: информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных других видах информационных систем). [Федеральный закон от 20.02.1995. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Ст.2).]. Ибо при таком подходе невозможно полноценно определить информационные ресурсы экономики, производства, технологий, криминалистики, геологии, медицины, топогеодезии, биологии и ряда других видов деятельности.

Каждый новый тип носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени и пространстве. Свойства носителя существенным образом влияют на место каждого класса информационных ресурсов в процессах материальной и духовной деятельности людей и общества в целом.

С появлением новых классов носителей порождаются новые классы информационных ресурсов. Влияние нового класса начинает проявляться в тот момент, когда на нем накапливается некоторый «критический объём» информационных ресурсов. Разработчики информационных систем различного назначения считают, что таковой величиной является от 20 до 80 процентов информации, используемой при решении конкретной проблемы. Эффективные национальные системы ставили перед собой задачу иметь не менее 50-90 процентов доступной информации по проблемам, связанными с областями их интересов.

Поэтому правильнее принять следующее определение:

Информационные ресурсы — это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (научных, производственных, управленческих и других).

Особо следует обратить внимание на положение о том, что информационным ресурсом является вся накопленная информация, в том числе:

  • информация недостоверная («дефектологическая»);
  • информация, представленная сомнительными фактами, ложными положениями и неэффективными подходами;
  • устаревшая информация;
  • несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам;
  • информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных «теоретических» построений;
  • заведомая «дезинформация», поступившая в информационные потоки;
  • сбалансированная информация;
  • любая другая информация, способная привести к самым неэффективным решениям с непредсказуемыми, кризисными и опасными результатами.

Только такой подход к определению информационных ресурсов создает предпосылки для выявления противоречивых данных, исключает случаи пропуска «неудобной» информации и сложных ситуаций.

Под сложной ситуацией понимается информация о «необычном», «невозможном» использовании известных средств и методов, «принципиально невозможных» явлениях и действиях, т.е. всего того, что не укладывается в тезаурус отдельного исполнителя и/или целого коллектива исполнителей.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Необходимо помнить, что любая информация, которая опубликована в виде отчетности, всегда подана с «задней мыслью», что обязательно всегда учитывать при решении вопроса «верить» или «не верить» любой информации, в том числе полученной из самых надежных источников.

Учет фактора «дезинформирования» (возможности поступления к пользователю информации с любыми искажениями), требует включения в процессы информационной деятельности специальных процедур анализа и оценки информации на соответствие параметрам и критериям, принятым при решении конкретных задач. В противном случае создаются предпосылки к формированию информационных ресурсов, создающих условия принятия неэффективных, а в ряде случаев, и ошибочных решений, наносящих существенный ущерб.

Одновременно следует подчеркнуть, что информация, не удовлетворяющая принятым параметрам и критериям, не должна уничтожаться. Тем более, что слишком часто решения об уничтожении информационных ресурсов различного уровня принимались и принимаются лицами, в принципе не способными принимать правильные решения в данной сфере.

Некачественная информация должна локализовываться, обособляться, и на ее основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня (организаций и объединений, национальных и международных).

Выделенная некачественная информация должна непрерывно переоцениваться, уточняться, и одновременно должны подвергаться переоценке решения, принятые ранее на основании такой информации.

Практика информационной деятельности показывает, что возможны ситуации, когда в процессе анализа и переоценки информации, происходит изменение статуса информации: информация, считавшаяся недостоверной, становится достоверной, но возможны противоположные решения — выявляются дефекты в информации, считавшейся качественной.

Сбор всей информации и требование сохранности «дефектной» информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения.

На недопустимость уничтожения документов, содержащих недостоверную информацию, обращают особое внимание как историки, так и разведчики: «нельзя выбрасывать поддельные документы. Они интересны не сами по себе, а в связи с той целью, ради которой они были сфабрикованы, в связи с той политической обстановкой, в которой их использовали».

Исследователь (аналитик) должен правильно вскрыть, какие тенденции (цели) — политические, экономические, военные или любые иные — привели к появлению данной информации.

Полнота и эффективность использования информационных ресурсов в настоящее время недостаточна и определяется уровнем достигнутого баланса соглашений на международной, региональной, двух- и многосторонней основе между различными источниками и пользователями информационных ресурсов.

В реальной деятельности каждая из сторон обладает своим подмножеством информации, ограниченным по проблемам, полноте, качеству и актуальности для решения стоящих перед ней задач. Этот ресурс определяется как информационный ресурс конкретного пользователя (отдельного лица, группы лиц, предприятия, объединения, ведомства, региона, государства, информационной системы и т.п. ).

Автор: Веревченко А.П.

Продолжение: О доступности информационных ресурсов (часть 2) 

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса