Профессия — частный детектив. Часть №2

Профессия — частный детектив. Часть 1

Способности осуществлять частную детективную деятельность

Считается, что детективом может быть человек, достигший 21 года и не имеющий каких-либо биологических и психических аномалий, которые могли бы препятствовать объективному восприятию им окружающей действительности. Об этих личностных особенностях законодатель в косвенной форме упоминает в перечне стандартов, которым должны соответствовать кандидаты в частные детективы, исключая из круга частных сыщиков лиц, имеющих различного рода дефекты, влекущие деградацию интеллектуально-психологических качеств (психические заболевания, алкоголизм, наркомания).

Частному детективу должны быть свойственны интеллектуально-психологические качества, позволяющие добывать и предварительно оценивать информацию теми методами, которые он вправе использовать для оказания услуг в сфере сыска. Помимо вербальных и визуальных методов он должен быть способен применять те технические средства, которые он может применять согласно закону о частной правоохранной деятельности.

Особой категорией частных детективов являются аналитики. В качестве таковых могут работать только лица, имеющие способности к логическому мышлению, анализу и синтезу, выдвижению гипотез и т. п.

Практика показывает, что любая категория частных детективов (и сыщики-практики, и аналитики, и технические специалисты) должна отличаться следующими качествами: настойчивостью, умением преодолевать трудности, а не капитулировать перед ними; стремлением работать именно в данном качестве и испытывать удовлетворение от этой работы; изобретательностью, инициативой в адаптации конкретных теоретических приемов сыска к потребностям в разрешении разнообразных практических задач; объективностью; тщательностью в работе; внимательностью и любознательностью; основательностью в изучении конкретной проблемы; филигранностью в обработке деталей; точностью в обращении с добываемыми фактами.

Таким образом, человек, претендующий работать в качестве частного детектива, должен соответствовать комплексу требований, предъявляемых к этим гражданам. В практике сложился и действует перечень стандартов, согласно которому частный детектив должен быть порядочным человеком, имеющим безупречную репутацию. Другая группа стандартов касается соответствующего уровня и вида образования, а также квалификации, подтверждаемой опытом работы в сфере укрепления законности и правопорядка в обществе. Помимо этого человек, стремящийся работать частным детективом, должен обладать определенными личностными свойствами, указывающими на его природные качества, объективно благоприятствующие осуществлению частнодетективной деятельности.

Процедура приобретения гражданином правового положения частного детектива складывается из двух этапов. На первом из них гражданин, претендующий на занятие таким видом деятельности, приобретает статус кандидата в частные детективы. На втором же этапе этот статус качественно видоизменяется и гражданин либо обретает правовое положение частного детектива, либо его статус не изменяется и остается общегражданским.

Гражданин, претендующий на осуществление полномочий частного детектива, обязан представить в орган внутренних дел документы, предусмотренные ч. 11 ст. 6 Закона «О частнодетективной и охранной деятельности», содержащие информацию, достаточную для решения вопроса о выдаче ему соответствующей лицензии. Здесь необходимо отметить, что кандидат в частные детективы перед подачей таких документов должен произвести самоидентификацию с теми признаками, которые определены в ч. 4 ст. 5 упомянутого выше законодательного акта.

Кандидат, у которого приняты соответствующие документы, обязан подвергнуться проверке, проводимой в соответствии с ч. 11 ст. 6 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», а также представить в орган внутренних дел документы, которые указанное учреждение может от него истребовать.

Помимо обязанностей кандидат в частные детективы становится обладателем комплекса прав, реализация которых призвана воспрепятствовать произволу со стороны лицензирующего органа. Прежде всего, кандидат имеет право по истечении одного месяца со дня подачи заявления и соответствующих документов в орган внутренних дел получить ответ относительно решения о выдаче ему лицензии. Рассматриваемая категория граждан также имеет право на получение от органа внутренних дел в письменной форме решения об отказе в выдаче лицензии, которое он в случае несогласия вправе обжаловать в вышестоящий орган внутренних дел или в суд.

Поскольку законодатель делегировал органам внутренних дел полномочия лицензировать и контролировать частную правоохранительную деятельность, то в системе МВД РФ учреждена специальная структура, предназначенная для предварительного разрешения вопросов, связанных с лицензированием в сфере частной правоохраны. В этих подразделениях работают должностные лица, уполномоченные принимать решения о выдаче всех видов лицензий на указанную деятельность или об отказе в их выдаче. Им предоставляется право устанавливать достоверность сведений, сообщаемых о себе кандидатами, а также дополнительно изучать указанных лиц для установления их соответствия стандартам, которые определены для данной категории негосударственных субъектов правоохранительной деятельности. По результатам изучения и проверки кандидата в частные детективы, а также представляемых ими документов принимается обоснованное решение.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Установление достоверности сведений, сообщаемых о себе кандидатом в частные детективы

Российский закон о частной правоохранной деятельности предусматривает перечень документов, которые представляет претендент в частные детективы или охранники в орган внутренних дел для решения вопроса о выдаче ему соответствующей лицензии. Они содержат исходную информацию, указывающую на соответствие этого кандидата тем стандартам, которые определены для данной категории граждан. Одновременно законодатель обязывает органы внутренних дел осуществить изучение и проверку данных об указанных лицах, установив достоверность сведений, изложенных в представленных ими документах.

В процессе проведения работы по установлению достоверности исходной информации о претенденте в частные детективы или охранники сотрудники милиции общественной безопасности соответствующего органа внутренних дел используют полномочия, предоставленные им ст. 11 Закона РФ «О милиции», которые позволяют:

  • навести справки о кандидате, направив запросы в соответствующие службы органов внутренних дел и иные учреждения, организации и предприятия, выдавшие указанному лицу документы, достоверность и подлинность которых устанавливается;
  • провести собеседование с лицом, претендующим на получение лицензии.

Так, наведение справок через соответствующие информационные системы МВД России о наличии у заявителя судимости или факте предъявления ему обвинения позволяет установить достоверность сведений, сообщенных о себе кандидатом. Кандидат в частные детективы или охранники может быть идентифицирован и по иным учетам, которые ведутся службами, входящими в состав органа внутренних дел, например паспортным аппаратом, участковым инспектором милиции, дежурными частями органов внутренних дел.

Особым аспектом наведения справок об указанном кандидате является его проверка и изучение на основании п. 6 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Для сбора информации об этом лице сотрудник милиции общественной безопасности, принявший от него заявление, обращается за содействием к оперативным подразделениям органов внутренних дел, которые могут представить в соответствующее подразделение лицензионно-разрешительной работы сведения о том, являлся ли проверяемый объектом оперативно-розыскной деятельности, состоял или состоит ли на оперативном учете и по какой причине. Сотрудники оперативных подразделений вправе посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (исключая те, которые предусмотрены пп. 8-11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») собрать дополнительные сведения о проверяемом кандидате в частные детективы. Вся эта оперативно-розыскная информация согласно ч. 4 ст. 11 данного закона учитывается при решении вопроса о допуске указанной категории лиц к частной детективной или охранной деятельности.

Кроме того, справки о кандидате в частные детективы или охранники наводятся в наркологических и психоневрологических диспансерах (для выяснения вопроса о нахождении заявителя на соответствующем учете); в учреждениях, организациях, которые выдали кандидату документы, подтверждающие его гражданство, юридическое образование или прохождение специальной подготовки; в налоговых органах (о факте государственной регистрации кандидата в частные детективы в качестве индивидуального предпринимателя).

Если кандидат ранее работал в правоохранительных органах или спецслужбах, то справки о нем наводятся в соответствующем кадровом аппарате. Если же он не проходил службу в указанных структурах, однако работал в различных учреждениях, предприятиях, организациях, то в соответствующих отделах кадров собираются сведения, которые могут быть использованы для решения вопроса о выдаче ему лицензии.

После сбора и изучения документальных источников информации о кандидате сотрудник лицензионно-разрешительной структуры, производивший проверку и анализ сведений об указанном лице, обязан лично встретиться и побеседовать с ним. В ходе такой встречи работник милиции идентифицирует личность кандидата, а затем выясняет вопросы, ответы на которые можно получить лично от претендента. Встреча с кандидатом возможна для того, чтобы обязать его представить документы, потребность в которых возникла в ходе лицензионной проверки. Одновременно такой претендент предупреждается, что невыполнение этого требования повлечет за собой отказ в выдаче ему лицензии. Встреча с кандидатом, проводимая по итогам его проверки и изучения, позволяет сотруднику милиции составить личное представление о нем и завершить этот этап процедурой выдачи лицензии.

Оценивая материалы, характеризующие кандидата в частные детективы, сотрудник милиции, завершивший лицензионную проверку, приходит к выводу о соответствии или несоответствии указанного физического лица стандартам, установленным для него законодательством. Об этом он ставит в известность начальника соответствующего органа внутренних дел или его заместителя по милиции общественной безопасности и представляет им материалы, собранные в ходе проверки претендента.

Указанные должностные лица рассматривают эти материалы, выслушивают устный доклад исполнителя проверки и принимают окончательное решение по данному вопросу. Это может быть решение о выдаче соответствующей лицензии. В этом случае компетентный руководитель дает указание об оформлении бланка именной лицензии на частную детективную деятельность, а для частного детектива — об оформлении для него именного удостоверения личности. Указанный руководитель органов внутренних дел или его заместитель по милиции общественной безопасности подписывает лицензию и удостоверение личности. Выдаются же они соответствующим физическим или юридическим лицам только после представления этими заявителями документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. Срок действия лицензии — три года. По истечении этого периода времени законодатель предоставляет право лицензиатам продлить его еще на пять лет по их заявлению, поданному за два месяца до истечения срока действия ранее выданных лицензий.

Процедура продления срока действия лицензии не является механической, а предполагает оценку сведений о деятельности соответствующих субъектов частной правоохранной деятельности, истребование у них определенных документов, а также наведение о них в случае необходимости справок, позволяющих принять решение по данному вопросу.

Автор: Л. Кваша (профессор кафедры правоохранительной деятельности Академии экономической безопасности МВД РФ, к.ю.н., доцент)

Источник: «Юридический мир» № 7, 18.07.2005

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса