Источники легальной информации для корпоративной войны

Наполеону приписывают высказывание: «Всякий генерал, действующий не в пустыне, а в населенном крае, и недостаточно осведомленный о противнике, — не знаток своего дела». Реалии современного российского бизнеса показывают, что это можно сказать и тогда, когда речь идет о противнике в корпоративной войне, подготавливаемой или уже развязанной. В последнем случае также применимо высказывание другого, тоже (хотя, конечно, в меньшей степени) знаменитого генерала и военного теоретика Карла фон Клаузевица: «Бой — это платеж наличными». В числе прочего к «наличным» относится и информация о противнике. Тщательно подготовленная и своевременно использованная, она может в некоторых ситуациях даже изменить ход корпоративной войны.

Еще сравнительно недавно возможности легального сбора легальной информации о потенциальном или реальном корпоративном противнике были очень малы и, по сути, сводились к тому, что противник сам предоставлял «миру».

Но с недавних пор (в основном, за последние два года) ситуация кардинально изменилась. Возможности легального сбора информации о корпоративном противнике многократно расширились, качество и надежность легально собранной информации значительно возросли, а затраты по сбору существенно снизились.

В этой статье конспективно перечисляются легальные источники информации, которые могут быть использованы для сбора информации о корпоративном противнике. Среди них первое место нужно отдать федеральным информационным ресурсам (естественно, тем из них, что открыты для свободного доступа).

К числу таких ресурсов относятся Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, ведущиеся в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (посл. ред. от 23 декабря 2003г.). Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» (ред. от 26 февраля 2004 г.).

Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № № 438 и 439» (ред. от 26 февраля 2004 г.).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган), каковым согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 (ред. от 16 сентября 2003 г.) является Министерство РФ по налогам и сборам (указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 МНС России преобразовывается в Федеральную налоговую службу).

Единый государственный реестр налогоплательщиков содержит огромный объем информации, но доступно из него немногое. Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110.

Государственным информационным ресурсом являются также сведения государственного земельного кадастра, о которых идет речь в Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 918 «Об утверждении правил предоставления сведений Государственного земельного кадастра».

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Еще один государственный ресурс информации создан в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним утверждены постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 (ред. от 3 сентября 2003 г.). Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах утверждена приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. № 226.

Сведения о лицензиях, выданных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, могут быть получены не только из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, но и из реестров лицензий, которые, согласно ст. 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 23 декабря 2003 г.), ведут лицензирующие органы.

Большое количество важной информации о хозяйственном обществе (акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью) может быть получено непосредственно от этого общества, если стать его участником. Соответствующие возможности легко прочитываются из Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 24 февраля 2004 г.), Федерального закона от 8февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 21марта 2002г.), Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30 июня 2003 г.), актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ныне Федеральной службы по финансовым рынкам) применительно к акционерным обществам. Правда, стать участником общества может быть нелегко, а в некоторых случаях и невозможно (например, уставом общества с ограниченной ответственностью может быть запрещена продажа или уступка иным образом участником своей доли в уставном капитале третьим лицам).

Немало информации может быть собрано через частных детективов. Их деятельность регулируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 10 января 2003 г.); постановлением Правительства РФ от 14августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (ред. от 6 февраля 2004 г.). Но это всегда дорогие услуги.

В печатных средствах массовой информации тоже можно найти много ценной информации, но этот способ весьма трудоемок; облегчить сбор может обращение к организации (бюро вырезок), профессионально оказывающей услуги по сбору вырезок из газет.

В свободной продаже «с рук» имеется немало компакт-дисков с разного рода базами данных, содержащими информацию о юридических и физических лицах, включая сведения о принадлежащих им недвижимости и транспортных средствах, об учредителях, уставном капитале и экспортно-импортных операциях юридических лиц. Это всегда пиратские компакт-диски, содержащие информацию, украденную из баз данных органов исполнительной власти. Разумеется, эта информация к легальной не относится. К чести налоговых органов, компакт-диски с информацией из баз данных, ведущихся этими органами, в продаже не встречаются (по крайней мере, автор никогда об этом не слышал и не читал).

Информация о судебной практике противника может найтись в правовых базах данных «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс». Но, за небольшим исключением, это информация сводится к постановлениям Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов (информации о решениях первых инстанций и постановлениях апелляционных инстанций арбитражных судов по конкретным делам в этих базах данных очень мало).

Возможно, в скором будущем появится еще один важный источник информации — кредитные бюро, но пока неясно, будет ли их информация доступна вне банковского сословия (за рубежом кредитные бюро существуют уже давно и доступ к информации многих из них не ограничен банками). В заключение отметим, что, собирая информацию о корпоративном противнике, нужно всегда помнить об административной и уголовной ответственности, установленной российским законодательством за незаконные разглашение и сбор информации, и не выходить за рамки дозволенного законом.

Автор: Е. Мосин | Источник: «Директор» 7-8 (69), 10.09.2004

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса