Устав рядового информационной войны

Устав позволит вам дольше сохранить жизнь и здоровье. Несложно выучить 12 правил, сложно поверить, что они — правила, а еще сложнее им следовать…

1. Если вам предложили что-то возглавить…

Итак, когда вам предлагают что-то возглавить, к примеру, завод, газету или телевидение, прежде всего надо со всех сторон осмотреть «офицера связи», посланца, этого самого «ангела», который принес вам благую весть. Каковы его полномочия? Кто его реальный хозяин? Сколько денег хотят отмыть за вашей спиной? И не собираются ли вас со временем наградить правом финансовой подписи, чтобы потом списать на вас большие грехи?

2. Вы приняли решение возглавить…

На каких условиях?

Если издание не задумано как бизнес, у него не предусмотрены генеральные рекламодатели, если оно не входит в холдинг, оно может умереть в любой момент, как только закончится грант. Нанимаясь на работу, надо сразу же оговаривать наступление форс-мажорных обстоятельств, скажем, прекращение финансирования. Кто тогда должен возглавить ликвидационную комиссию? За какие деньги? Нужно обязательно выторговывать бонус на случай внезапного расторжения контракта. В противном случае, на вас могут навесить бизнес, который вы будете потом ликвидировать на свои собственные деньги.

3. Немаловажно: «брэндовый чувак» или лицо издания.

Одно из условий успеха: во главе всякого хорошего дела должен стоять брэндовый человек, если по-старому, то свадебный генерал. Если вы таковым не являетесь, то позаботьтесь о том, чтобы такого найти.

4. Инвестор надеется на слишком быструю прибыль…

Вы уже обезопасили себя договором, по которому вам полагается выплата неустойки за досрочное расторжение договора. Теперь объясните инвестору, что все медийные проекты — это не совсем бизнес, а скорее пиар. Инвестор должен быть готов к затратам. Только вхождение в медийный рынок, только приучение читателя и распространителя к новому брэнду стоит от ОДНОГО до ТРЕХ миллионов долларов.

Зато в этом бизнесе много теневого оборота. СМИ являются идеальным средством отмывания бюджетов.

И вот вы — в информационном поле…

5. Альтернатива: аплодисменты или деньги?

Конечно, деньги!

Вы одержимы честолюбием и желаете раскручивать не свое издание, а себя лично. Правильно ли это? В личном плане известность журналисту очень опасна. Это должен знать каждый рядовой информационной войны. Если тебя знают — ты мишень. Никогда не убивают малоизвестных журналистов. Убийство журналиста всегда носит ритуальный характер. Это не месть. Это управление через страх.

Раньше журналист рисковал жизнью, как акробат на проволоке — на глазах у публики. Он был кумиром толпы. Сейчас социологические исследования открывают страшную тайну: 50 % российского населения страдает особым видом кретинизма — не может прочитать длинный текст, понять его, проанализировать и сделать выводы. То есть буквы знает каждый, а почерпнуть информацию из печатного источника может только каждый второй. Стоит ли метать бисер?

6. Разместить информацию в интернете или в печатном СМИ?

Поясню: печатные СМИ считаются в России более серьезными источниками, чем интернет, потому что печатные СМИ подчиняются закону «О СМИ», а большая часть сайтов не являются субъектами права. Кроме того, в большинстве официальных организаций, властных офисов, промышленных предприятий нет доступа к Сети. Поэтому бумажные издания — более приемлемое чтиво для чиновников и так называемых обычных граждан. В то время, как интернет — это источник информации для молодежи.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

7. Что предпочесть: информацию или анализ?

Информация очень редко вызывает бурную реакцию, она часто проходит незамеченной. Информация почти безобидна. Исключением является отрицательная информация о деятельности банков, авиационных компаний, риелторских компаний, одним словом, пирамидальных построений, чья зависимость от клиентуры велика.

Напротив, обобщение и анализ — всегда заметны. Обобщением и анализом часто бывают не довольны государственные органы. В России за обобщение и анализ данных из открытой печати можно сесть в тюрьму. Пример — физик Сутягин, которому инкриминировали шпионаж.

8. Вы чувствуете, что вам врут…

Когда тебе врут, ты уже ничем не обязан тем, кто тебе врет. Вранье со стороны твоего информационного источника или партнера полностью освобождает тебя от всяких обязательств перед ним. Это надо уметь объяснить прямо и точно. Для рядового информационной войны главное — очень хорошо понимать, где тебя разводят. И когда ты поймешь, где это происходит, в этом случае «ты можешь хранить молчание, не отвечать на вопросы». Ты не обязан обслуживать вранье.

Адвокаты, которые защищают наркоторговцев, убийц и аферистов, требуют с их стороны абсолютной откровенности. Получив в свой актив чистую правду, адвокаты раздумывают над тем, как построить стратегию защиты своего клиента. У адвокатов очень хорошо разработаны кодексы психологической самозащиты. Адвокаты часто называют себя правозащитниками и научились облекать свои коммерческие проекты в форму борьбы за права человека.

У журналистов, которые ввязываются в информационные войны, до сих пор нет собственного кодекса, устава деятельности. Можете считать эти пункты первой попыткой создать такой устав.

9. Вас хотят использовать «по дружбе»

Попытка использовать журналиста на дружеских основах в мелких корпоративных целях полностью освобождает его от обязательств чисто дружеского характера. Когда заканчивается откровенность, заканчивается и дружба, и имеют место уже чисто клиентские отношения на коммерческой основе.

10. Вы решили в одиночку плыть против течения? Это ошибка!

Не вздумай когда-нибудь в одиночку (в прессе, в компании или в прямом эфире) одернуть «даму в законе» или подобного ей мужчину из мейнстрима. Это плохо кончится. Надо обязательно дождаться, когда мейнстрим разделится, когда ослабнет общий хор, и только тогда можно будет вклиниться.

Если вы все-таки решили дать бой, то надо позаботиться о сообщниках. Ваше выступление должно быть не одиночным. Его надо подкрепить серией подобных. В противном случае, вас запишут в маргиналы.

11. Не давайте возможности наклеивать на вас ярлыки

Избегайте людей, которые имеют привычку давать характеристики или представлять вас незнакомому человеку, исходя из собственных привычек и взглядов. В профессиональной среде в изобилии водятся желающие взгромоздиться на чужую шею путем навешивания ярлыка. К примеру: «Познакомьтесь, это Петров, он черный пиаровец. Способен на все! » Или: «Это Петрова. Она ужасная женщина, желтая журналистка, везде пролезет без мыла! » Вряд ли такая лестная характеристика пойдет вам на пользу. При первой же попытке подобного реванша со стороны коллеги вы должны либо уклониться от удара, либо дать адекватный ответ. Лучше всего подойдет: «Большое спасибо. Но такой специальности в современной журналистике уже нет».

12. Будьте нападающим. Кто вбрасывает информацию, тот руководит процессом

Нападать в информационных войнах всегда выгоднее, чем защищаться. И тут совершенно не имеет никакого значения, из какого «окопа» сделан первый выстрел. Пусть он прозвучал даже из слухового окна на чердаке старого дома. Информационное пространство-то сквозное! При желании в интернете можно раскрутить любую информацию до уровня сенсации.

***

Правила для бизнесменов, которые могут стать объектами информационного нападения

  1. Фактически информационные войны — антикризисное управление информационными потоками, и оптимальное решение в подобной ситуации — доверить эту работу профессионалам, которые выберут правильную стратегию поведения.
  2. Тщеславие — враг олигарха. Никогда не попадайтесь на удочку «акулы пера», как попался Мордашев на удочку Пола Хлебникова. Если вам льстит, когда раскрученный журналист, который обычно разоблачает «прихватизаторов» и других специалистов вашего профиля, изъявляет желание взять у вас интервью, ущипните себя за ляжку. Затем не откажите себе в удовольствии почитать или посмотреть по ТВ, как этот журналист распоряжается информацией, в виде ли прямого интервью без комментариев или в виде пересказа. Посмотрите, что он писал или показывал по ТВ обо всех других крупных бизнесменах. И, возможно, если логика еще не отказала вам, вы откажете ему в интервью.
  3. Не воображайте себе, что если вы богаче всех, то вы намного умнее других. Среди людей умеренно богатых умных куда больше.
  4. Никогда не поворачивайтесь спиной к бывшему партнеру, даже самому незначительному. Никогда не оставайтесь должником в финансовом плане. Помните: человек, который на вас работал, много о вас знает. Это особенно относится к журналистам. Не унижайте журналиста. Он отомстит.

Источник: «Журналист» № 9, 05.09.2005

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса