Шпионы — повсюду. Невидимый фронт бизнеса

Крупному российскому бизнесмену подарили на день рождения дорогую модель парусника. Он поставил ее у себя в кабинете, а через некоторое время вдруг ощутил, что конкуренты получили доступ к самой важной информации о деятельности компании. При проверке модели парусника выяснилось, что в обшивку корабля вмонтирован микрофон, такелаж — это антенна передающего устройства, а корпус набит элементами питания.

Все бизнесмены делают это

Известный скандал, связанный с обвинением службы безопасности «Медиа-Моста» в шпионской деятельности, обратил внимание общественности на то, что в бизнесе разведка применяется не меньше, чем в политической деятельности. Диск с материалами, которые якобы были украдены из недр службы безопасности «Медиа-Моста», свободно продавался на Митинском рынке, эти данные стали доступны на сайте агентства федеральных расследований FreeLance Bureau — www.flb.ru. Из документов, приписываемых «Медиа-Мосту», можно узнать о слежке за первыми лицами ТВЦ и связанных с ним структур. На www.flb.ru также предлагается длинный список бизнесменов, общественных и политических деятелей, телефонные разговоры которых прослушивались и за которыми была установлена слежка. «Все серьезные компании, которые работают на европейском уровне, занимаются разведывательной деятельностью регулярно, — говорит президент охранно-сыскной корпорации «Инекс» Александр Мейтин. — У них это заложено в бюджет». С ним соглашается заместитель генерального директора санкт-петербургской Лаборатории по противодействию промышленному шпионажу Сергей Гирин: «При крупных сделках, да и не только при крупных, разведывательные действия применяются довольно часто».

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Глава крупного продовольственного холдинга признался в беседе с корреспондентом «Ведомостей», что платит таможенникам, чтобы те передавали ему данные о том, что, когда и в каких объемах ввозят конкуренты.

Некоторым бизнес-журналистам приходилось получать предложения от западных «консалтинговых» компаний, суть которых сводилась к тому, чтобы под видом работы над статьей собрать информацию об интересующей фирме. Как правило, такая разведка проводится по заказу крупной западной компании, которая собирается выйти на российский рынок и хочет сориентироваться на местности. Задание, которое предлагают выполнить журналисту, подразумевает сбор информации о прибыли компании, о ее дистрибьюторских схемах (включая данные о количестве складов и обслуживающих их работников), о родственных и дружеских связях первых лиц компаний и др. За такую работу обычно предлагают гонорар в несколько тысяч долларов.

По словам сотрудника одного из ведущих телеканалов, ежемесячно в их офисе проводится проверка на наличие подслушивающих устройств. И каждый раз находят несколько «жучков». Этот человек работает в отделе, который занимается закупками кино- и видеопродукции, а также задействован в планировании эфира. Имея данные о планах конкурента, другой канал может обскакать их в программировании эфира. Очень часто разведка проводится при проведении тендеров. Недавно крупный банк проводил среди нескольких компаний тендер на предоставление кредита. Но, как это нередко бывает в России, изначально тендер был «продан», т. е. победитель был выбран заранее. Одна из компаний-участниц решила отомстить. По ее заказу провели разведку, в ходе которой в банке была похищена информация о том, что для выдачи кредита привлекаются заемные средства. Банк же имел право предоставлять лишь свои собственные деньги. Эта информация попала в СМИ. В результате тендер был сорван. «Особенно большая вероятность применения разведывательных действий возникает там, где очень высокая конкуренция, где большая прибыль, — говорит Сергей Гирин из Лаборатории по противодействию промышленному шпионажу. — Но сказать, что есть области бизнеса, где шпионажа не бывает, я не могу. Таких областей нет». Часто бизнесмены шпионят, чтобы добыть компромат на конкурентов (и помешать их бизнесу), на партнеров и клиентов (чтобы быть уверенными, что они не кинут), на должников. Александр Мейтин говорит, что бизнес подвергается разведвылазкам как со стороны товарищей по цеху, так и со стороны криминальных структур: «Это приблизительно 50 на 50». Правда, криминал больше интересуется теми, у кого рыльце в пуху. Некий российский банк занимался обналичиванием и конвертацией средств. Все это делалось по черным схемам. Банк, например, создавал для этих целей специальные компании-однодневки. Одна из преступных группировок разведала ситуацию. В том числе была сделана аудиозапись разговора руководителей банка. За этим последовал шантаж руководителей с требованием выплаты крупных сумм. Несколько раз банк платил, но давление не прекращалось. В результате бизнес был закрыт, а один из учредителей вынужден пуститься в бега. Довольно часто бизнесмены интересуются и государственными секретами — данные о квотах, об изменениях в законодательстве, о решениях руководства министерств и ведомств, которые способны повлиять на бизнес, — очень ценная информация.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Законный шпионаж

«У нас в стране нет закона о промышленном шпионаже. Есть закон о недобросовестной конкуренции, который не определяет, например, каким образом происходит незаконное получение и разглашение информации без согласия владельца бизнеса, — говорит специалист по безопасности, попросивший не называть его имени. — Там не определено также, что такое разглашение информации без согласия владельца. Хороший адвокат, например, может доказать, что разглашенная информация — не коммерческая тайна. Все эти особенности значительно снижают возможность наказания за промышленный шпионаж». «Я еще не помню ни одного процесса, где бы судили за промышленный шпионаж в сфере частного бизнеса. Этого человека, как правило, перевербовывают и используют для слива дезинформации. Другой вариант — его просто увольняют. Информация о шпионаже не оглашается, так как никто не заинтересован в публичной огласке. И никто никогда не сдаст конкретного человека правоохранительным органам», — говорит президент «Инекса» Александр Мейтин.

Много полезной информации собирается сотрудниками служб безопасности, действующими «под прикрытием». Они приходят под видом потенциальных покупателей или продавцов, электриков, сантехников, сотрудников сервисных центров по обслуживанию офисной техники. «Мои сотрудники, например, могут приходить под видом пожарных инспекторов», — признается руководитель одного солидного сыскного агентства. При этом «разведчики» практически ничем не рискуют, потому что голословно выдавать себя за другого наш закон не запрещает, наказуема лишь подделка государственных документов. Андрей Голиней, директор по маркетингу и развитию консалтинговой компании Abercade, рассказал, что для сбора информации специалисты Abercade посетили однажды крупное российское предприятие под видом студентов профильного вуза. В другом случае хедхантеры этой компании купили в редакции одной из крупнейших московских газет удостоверения журналистов и проникли на предприятие под видом репортеров. Служба безопасности этой организации запросила редакцию, но там подтвердили, что эти люди у них работают.

Молодая женщина — аналитик одной из крупнейших в России инвестиционных компаний — рассказала, что однажды, не получив никаких данных от руководства компании, она решила обрабатывать молодого человека, сотрудника одного из ключевых отделов. Она постаралась произвести на него впечатление и постепенно выведала очень важную информацию о работе компании.

Сергей Веневцев, исполнительный директор консалтингового центра «ЛЕКС», который специализируется на вопросах безопасности, считает, что человеческое общение — это наиболее легкий и дешевый способ сбора информации, которым пользуются все компании.

Автор: Федор Сваровский

Источник: «Ведомости» №47 (370), 19.03.2001

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса