10 задач CIO: теория против практики

Обсуждение роли директора по ИТ на конференции «Корпоративные ИТ Стратегии в России» привело к совершенно неожиданным выводам: с одной стороны ИТ стали восприниматься как что-то вполне обычное, с другой – CIO становится все более значимой руководящей должностью в компании. Отсюда и сдвиг в реальных задачах директора по ИТ.

По мнению Дина Лэйна, исполнительного директора компании Varitrak, современный директор по ИТ должен руководствоваться четырьмя основополагающими принципами: 1) бизнес постоянно развивается, или он закончится; 2) глобальная экономика приносит все новые перемены; 3) проявляй лидерские качества или устареешь; 4) CIO должен превратиться в CEO ИТ-подразделения. Таким образом, к внутренним для компании факторам, влияющим на положение директора по ИТ, добавляются и внешние (две первых позиции), влияющие на компанию и, через нее, на CIO.

Очень интересным оказалось рассмотрение Дином Лэйном задач, стоящих перед директором по ИТ. Выглядит оно следующим образом.

Десять основных задач, стоящих перед директором по ИТ


Реальные задачи Теоретические задачи
1 Обеспечение роста биржевой стоимости акций компании Недопущение устойчивых неполадок на системном уровне
2 Правильная расстановка сил и стимулирование сотрудничества Определение приоритетности проектов
3 Руководство ИТ-подразделением и обеспечение его финансирования Бюджетирование
4 Интеграция бизнеса Обеспечение стабильности и масштабируемости информационной инфраструктуры
5 Обеспечение компании информационными технологиями Избавление от «лоскутной автоматизации»
6 Мониторинг эффективности ИТ-подразделения Руководство ИТ-подразделением
7 Обеспечение информационной и экономической безопасности, оценка рисков Обеспечение информационной безопасности
8 Учет всех правовых аспектов, связанных с ИТ Сервисно-ориентированная архитектура
9 «Выращивание» талантливых специалистов Поиск и привлечение квалифицированных кадров
10 Обеспечение большего, чем просто обслуживание инфраструктуры компании Бизнес-разведка

Источник: Дин Лейн, книга «CIO Wisdom: Best Practices from Silicon Valley»

Разница, показанная в этом сопоставлении, довольно существенная, и директору по ИТ ее всегда необходимо учитывать. В дополнение к этому, Дин Лейн привел в возрастающем по важности порядке десять самых важных качеств хорошего CIO. На десятом месте находится способность нанимать, развивать и удерживать высокопрофессиональных ИТ-специалистов. Девятую позицию занимает наличие опыта работы в международных или глобальных компаниях. Восьмое место отдано знаниям и опыту в отрасли, в которой работает компания. Седьмым по важности качеством является способность стимулировать и направлять изменения в компании. На шестом месте навыки коммуникации. На пятом навыки управленца. Четвертая позиция содержит умение правильно выстраивать взаимоотношения. Третье место занимает деловая хватка CIO. Вторым по важности являются компетентность и опыт в выборе и оптимальном использовании информационных технологий для обеспечения компании рыночных преимуществ. И на первом месте особо выделены качества лидера. Такие требования к директору по ИТ объективно сложились сегодня за рубежом и формируются сейчас в России.

Можно сказать, что указанные качества директора по ИТ стали пользоваться спросом как в силу перехода информационных технологий в разряд традиционных средств поддержки бизнеса, так и в силу повышения стабильности и интеграции самих решений в области ИТ, что вместе позволило CIO разорвать жесткую связь с технологической составляющей своей деятельности и выйти на новый уровень, предполагающий системное видение стоящих перед компанией проблем сквозь призму информационных технологий.

Теряется аура «высоких» технологий

Информационные технологии сегодня все больше теряют ауру «высоких», становясь привычной частью инфраструктуры компании. На это обращали внимание многие ИТ-менеджеры, выступая на прошедшей конференции «Корпоративные ИТ-стратегии в России». Подход к обеспечению бесперебойной работы информационной системы предприятия все более напоминает отношение к электроснабжению или фиксированной телефонии. То есть с вопросов обеспечения бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры современные компании переносят внимание на качество и эффективность ее работы. Подобный дрейф оценок свидетельствует о наступлении качественного перелома в информационных технологиях и в их применении. С одной стороны, критичность ИТ для бизнеса резко возросла, и в целом ряде случаев утрата информационной системы поддержки деятельности компании стала равнозначной потере позиций на рынке или даже прекращению деятельности. С другой стороны, информационные системы «повзрослели», стали привычными и практически перешли в одну категорию с коммунальными услугами, что отразилось на отношении к ИТ-специалистам.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

В этом контексте в нескольких выступлениях обсуждалась роль CIO (директора по ИТ) в современной компании. Сегодня в положении директора по ИТ произошли (и продолжаются) изменения по двум направлениям. Изменения первого рода заключаются в признании роли CIO в развитии компании, что выражается в его переходе в разряд высшего менеджмента (таким образом, расшифровка аббревиатуры CIO, как «Career Is Over» утратила свою актуальность). В современных зарубежных и отечественных компаниях директор по ИТ, как правило, входит в совет директоров или является вице-президентом. В данном случае обращает на себя внимание противоположность в развитии оценок ИТ-инфраструктуры и директора по ИТ на уровне компании: когда информационные технологии были «самыми высокими», роль директора по ИТ в управлении компанией была минимальной, когда же ИТ стали «ближе к земле», положение CIO, наоборот, поднялось.

Другим изменением в положении директора по ИТ стало смещение акцентов с технической стороны деятельности CIO в направлении организационной и экономической сторон. Сейчас директор по ИТ, в отличие от времен 90-х годов прошлого века, вовсе не обязан уметь сам протянуть сеть или «поднять» сервер. Намного важнее для него обладание навыками организатора, способность наладить бесперебойную работу ИТ-службы и ИТ-инфраструктуры, но самое важное — способность превратить информационные технологии в конкурентное преимущество компании.

Как нетрудно заметить, указанные перемены в положении директора по ИТ сильно взаимосвязаны: переход CIO в категорию топ-менеджмента естественным образом смещает его интересы от технического обеспечения компании в сторону бизнеса в целом, а стабилизация информационных технологий и процессов их поддержания обеспечивает директору по ИТ такую возможность. Современный CIO должен владеть основами бизнеса не хуже, чем информационными технологиями, чтобы помочь компании превратить ИТ из пассива, регулярно генерирующего издержки, в актив, приносящий компании дополнительную прибыль. На сегодняшний момент директор по ИТ является самым информированным человеком в компании, так как он может отслеживать все информационные потоки, перемещающиеся по «принадлежащей ему» инфраструктуре. Это накладывает на него также и требование владения навыками бизнес-разведки и аналитики.

Сбор и анализ информации о бизнес-процессах компании, эффективности их реализации, «узких местах» и возможностях потенциального роста позволяет директору по ИТ контролировать внутреннее состояние компании и заблаговременно информировать ее высшее руководство, а отслеживание информации из внешних источников позволяет оценивать положение компании на рынке, выявлять различные внешние факторы, способные оказать влияние на бизнес, а также находить новые области деятельности, способные стимулировать дальнейшее развитие компании.

Автор: Сергей Середа

Источник: CNews, 03.04.06

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса