Диагностика материальных активов. Часть №1

При покупке бизнеса покупателем всегда проводится всестороння проверка приобретаемой компании. Так как на практике основными причинами возникновения рисков сторон подобных сделок является отсутствие информации (полной и (или) достоверной) о приобретаемом активе и неправильное структурирование сделки по приобретению бизнеса.

В отношении покупаемого бизнеса разумно проводить две проверки. Первая ориентирована на то, чтобы узнать с кем надо будет работать. Причем продавцу необходимо проверить покупателя на благонадежность, а покупателя кроме самой надежности продавца будет интересовать получение информации, которую продавец ему никогда не предоставит и которую не сможет выявить анализ бизнеса (Due Diligence), проводимый уже перед структурированием сделки. Это проверка с целью узнать, насколько новый партнер надежен, можно ли верить его доводам, его цифрам, его документам. Плюс такая проверка является хорошим поводом получить дополнительный туз в рукаве, который сыграет немаловажную роль в дальнейшем и в процессе переговоров и в установлении цены сделки.

Тип собираемой информации

  • основные акционеры
  • менеджмент
  • неформальные лидеры
  • активы
  • партнеры
  • контрагенты
  • административный ресурс
  • корпоративная структура
  • сделки компании
  • история приватизации компании
  • учредительные документы
  • регламенты и положения
  • сделки с акциями
  • обстоятельства дополнительных эмиссий
  • решения органов управления
  • процедурные и иные вопросы

Экспертное мнение

Руководитель предприятия как заказчик информации должен назвать конкретные параметры, которые ему необходимо знать и по которым он может принять решение о дальнейшем сотрудничеством с фирмой N.

Ярочкин В.И., Бузанова Я.В.
Корпоративная разведка


Эксклюзивное мнение эксперта:

И.Ю. Нежданов, Эксперт по деловой разведке и безопасности бизнеса ООО «Р-Техно»


При проверки благонадежности юридического лица важно выявить следующие факторы:
продолжительность и стабильность существования данного предприятияналичие/отсутствие долговременных партнеров предприятия и их отзывы о сотрудничестве
наличие в собственности достаточного количества ТМЦ у изучаемого предприятия
наличие/отсутствие дочерних и материнских предприятийналичие/отсутствие случаев мошенничества в прошлой истории предприятия либо прошлом опыте руководителейстабильность/изменения фактического адресастабильность/изменения состава руководствастабильность/изменения состава учредителейналичие/отсутствие судебных либо административных разбирательств с участием исследуемого предприятия, либо его руководителей и их сутьналичие/отсутствие устойчивой связи с криминаломснятие с банковского счета сумм значительно превышающих фонд заработной платытенденция ухудшения финансового состояния исследуемого предприятия (уменьшение основных и оборотных фондов, уменьшение финансов на счете)не целевое использование кредитных средствнеоправданное затягивание выплаты долгов либо переговоров

Работу по сбору информации о благонадежности юридического лица можно систематизировать следующим образом:

Первый способ сбора информации.

Им является подача запросов в органы государственной власти, которые обязаны вести информационные реестры. Обычно такие реестры носят открытый характер. Но в ряде случаев компания может получить данные только сама о себе. Правда необходимо заметить, что при подачи запроса требуется заявление о выдачи информации, на котором находится подпись директора и печать. Но сверять подпись государственному органу не с чем, а любую печать делают по оттиску за час. Так что запрет на получение информации о другой организации можно легко обойти, хоть и не совсем законным способом.

Среди государственных органов, чьи реестры доступны, наиболее ценны следующие:

Налоговые органы.


Так информацию о любом юридическом лице можно запросить из налогового органа. Согласно ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения и документы в Едином государственном реестре юридических лиц являются открытыми и общедоступными.

При этом не выдаются только сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем паспорт, а также сведения о банковских счетах юридических лиц. Выдаваться из реестра могут как выписки, так и копии соответствующих документов. Согласно статье 5 вышеупомянутого закона в реестре содержатся следующие сведения:

  • наименование;
  • адрес;
  • учредители (участники) юридического лица;
  • учредительные документы;
  • размер уставного капитала;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица директора, а также паспортные данные такого лица;
  • лицензии, полученные юридическим лицом;
  • филиалы и представительства;
  • ИНН/КПП и дата постановки на учет;
  • коды по ОКВЭД;
  • номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
    • в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
    • в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
  • сведения о банковских счетах.

Мосрегистрация.


Согласно п. 4 ст. 131 Гражданского кодекса РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Такая информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости.

Выписки из Единого государственного реестра прав содержат:

  • описание объекта недвижимости;
  • зарегистрированные права на него;
  • ограничения (обременения) прав;
  • сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Также существует множество реестров, которые носят отраслевой характер: реестр по кредитным учреждениям, по предприятиям розничной торговли, организациям работающим в сфере ценных бумаг и т.д. К примеру, если предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность, то информация о ней содержится еще у таможенных органов.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Таможенные органы.


Согласно п. 3 ст. 387 Таможенного кодекса РФ доступ к имеющейся у таможенных органов документированной информации могут получить любые организации, но лишь в отношении себя.

Таможенные органы накапливают информацию, включающую следующие сведения:

  • об учредителях организации;
  • о государственной регистрации юридического лица;
  • о составе имущества;
  • об открытых банковских счетах;
  • о деятельности в сфере ВЭД;
  • о местонахождении организации;
  • о постановке на учет в налоговом органе и ИНН;
  • о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Второй способ сбора информации.

Другим способом получить необходимую информацию является подача запроса от миноритарного акционера. Несмотря на то, что данный миноритарий может в дальнейшем и не участвовать в самой сделке по покупке бизнеса, привлечение его на свою сторону не выглядит проблемой. Тем более что и самим миноритарным акционерам (если они вообще останутся после слияния или поглощения) выгодно наладить тесные отношения с будущем владельцем контрольного пакета.

Как правило, такие акционеры пассивны в деятельности общества, так как существенно влиять на саму работу организации они не могут, а вот потребовать документы общества они вправе. Также требовать предоставления документов могут не сами акционеры, а их представители по доверенности. Таким образом, возможность получить данным способом информацию становится для покупателя более доступной.

Так акционер может узнать сведения из реестра акционеров, данные об эмитенте, его учредителях, о размере уставного капитала общества. Все это можно затребовать у реестродержателя, владея пакетом всего лишь от 1 % акций. Возможность использования миноритарием такого источника информации следует из п. 7.9.1 Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 г. № 27 «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг».

Согласно п. 1 ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить акционерам доступ к следующим документам:

  • договор о создании общества;
  • устав общества;
  • документ о государственной регистрации общества;
  • документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
  • внутренние документы общества;
  • положение о филиале или представительстве общества;
  • годовые отчеты;
  • документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • протоколы общих собраний акционеров;
  • отчеты независимых оценщиков;
  • списки аффилированных лиц общества;
  • списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
  • проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы;
  • иные документы.

Единственным исключением по доступу к документам является ограничение возможности получения акционерами документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа. Такая возможность предоставляется лишь акционерам, имеющим в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Третий способ сбора информации.

Еще одним источником информации являются данные, полученные от госорганов после проведения внеочередных «заказных» проверок, если они были связаны с выемкой документов или истребованием копий корпоративных и финансово-хозяйственных документов. В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан предоставить налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае если документы не предоставляются организацией добровольно, выемка документов производится принудительно. Причем если копий документов недостаточно или оригиналы могут быть уничтожены, скрыты или исправлены, то налоговый орган может изъять подлинные документы (п. 8 ст. 94 Налогового кодекса РФ).

Еще одним примером получения документов является проверка милиции. Согласно п. 4 ст. 11 Закона «О милиции» ей предоставляется право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них. Контрольно-надзорные органы вправе получать от предприятий информацию и документы в рамках возложенных на них обязанностей.

Но в такой ситуации есть возможность противоборствовать такому получению документов. Любая выемка должна производится на основании мотивированного постановления должностного лица. Учитывая, что данное постановление должно быть утверждено его руководителем (ст. 25 Закона «О милиции», ст. 94 Налогового кодекса РФ). Также сам объем выемки ограничен целью проводимой проверки. Документы могут быть изъяты только те, которые имеют к существу проверки непосредственное отношение. Таким образом, кроме документов, уполномочивающих государственные органы на производство выемки, изымаемые документы должны соответствовать существу проверки.

Четвертый способ сбора информации.

Получить новые документы от предприятия можно в рамках судебного процесса. Причем нет необходимости участвовать в данном процессе, достаточно установить в нем связь с оппонентом. Сам же факт наличия у предприятия спора есть негативный фактор, связанный с риском. И с таким оппонентом все равно необходимо налаживать тесные контакты, чтобы указанный риск должным образом оценить. Если подать на организацию в суд (пусть и по вымышленным основаниям), то можно совершенно легально истребовать через суд важные документы и информацию. Это позволяет п. 2 ст. 57 ГПК РФ и п. 4 ст. 66 АПК РФ. Единственное, что необходимо в данном случае будет доказать, что данные документы не могут быть получены стороной по делу самостоятельно и что они необходимы для рассмотрения дела в суде. Например, в подобном процессе можно получить полный реестр акционеров или последний бухгалтерский баланс.

Диагностика материальных активов. Часть 2 

Авторы: А. А. Орлов, С. А. Рыбаков

Источник: Глава из книги «Покупка и продажа бизнеса. Российская практика»

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса