Охота на конкурента

Являетесь ли вы собственником небольшого здания в ЦАО или владеете парой гектар на МКАД — вы всегда имеете конкурентов: девелоперов, ставших или не ставших рейдерами, и рейдеров, которые уже никогда не станут девелоперами. Они смотрят на вашу маленькую пагоду и облизываются. Как защитить свои активы?

Причиной недружественных действий конкурентов, как правило, становится желание получить полный контроль над чужими активами, чтобы либо помешать развитию бизнеса соперника (обанкротить его, заставить уступить участок) либо, наоборот, разделить с ним доходы в успешном проекте. Нетрудно догадаться, что в обоих вариантах жертва не будет помогать нападающей стороне, а наоборот, станет активно сопротивляться. Поэтому максимум действий нападающий старается проводить без шума, не привлекая внимания жертвы.


Полцарства за баланс

Перед любым нападением на чужие активы конкуренты начнут собирать информацию. Первоисточником будут служить открытые государственные реестры: выписка из налоговой и устав, справка по объекту из Росрегистрации и т. д. После этого идет сбор сведений в Интернете. Многие компании выкладывают свои бизнес-планы на сайте.

Раскрывают будущие маркетинговые ходы. Допускают много других ошибок. Кроме того, Интернет содержит все публикации в прессе, где упоминалась компания-конкурент, что поможет агрессору сориентироваться. Если полученного оказалось недостаточно, покупается информация из закрытых источников.

По закрытым источникам, к которым относятся базы данных ГИБДД, налоговых органов и т. п. (см. таблицу 1), можно составить весьма полную справку о компании или физическом лице. Однако если сбор данных о конкуренте не является острой необходимостью, проще и дешевле заказать справку в специализированном агентстве, это обойдется в $200-500 в зависимости от серьезности и объема информации об интересующей заказчика компании.

В справке, помимо данных об учредителях, аффилированных лицах, в том числе родственниках, взаимосвязях лиц и активов, могут быть представлены и баланс, операции по счетам, перечень счетов, клиентов, поставщиков.

Иногда конкуренты идут на такое уголовно наказуемое деяние, как взлом сервера. Стоимость такой услуги на черном рынке — от $5000 до $20 000. Причем стоимость повышается в зависимости не от сложности работы, а от опасности быть найденным после операции. Когда полная информация о конкуренте собрана, можно начинать давление.


Плохой PR

На первом этапе давлениебудет выражаться не криминально, а вполне легальным способом привлечения внимания к спорным с точки зрения общественной полезности действиям жертвы.

Простейший способ — инициировать народное возмущение по поводу начавшейся стройки. Само по себе это мероприятие не бесплатное, но доказать «заказ» и вычислить организатора шансов мало. Зато неприятностей от инициативных групп и подогреваемых ими публичных конфликтов компания-застройщик получает предостаточно: депутатские запросы, митинги на площадке, душераздирающие репортажи о «строителях-хапугах, крадущих землю из-под ног и свет из окон». В результате объект задерживается по срокам строительства на полгода и даже больше, застройщик терпит убытки и может лишиться как участка, так и всего бизнеса.

Манипуляция общественным мнением становится грозным оружием в конкурентной борьбе девелоперов. Но нельзя забывать, что оружие это обоюдоострое. И вычислив «заказчика», пострадавшая сторона может предпринять аналогичные ответные действия на его объектах.

Третьей стороной в таких конфликтах, как правило, выступают СМИ, причем уже не только печатные, но и электронные. Они формируют позицию общества по вопросам противостояния предпринимателей (при условии, что эти предприятия достойны упоминания в СМИ). Особенно эффективны кампании в СМИ, инициатором которых становится не само предприятие, а общественные деятели, артисты или иные известные и уважаемые граждане.


По-взрослому

Если общественное возмущение по каким-то причинам организовать невозможно, действия нападающего направляются по пути причинения конкуренту максимальных проблем и неудобств.

Например, организовав банальное давление на компанию через проверки налоговой, можно легко и сразу добиться результата. Однако с крепко стоящими на ногах компаниями этот фокус не пройдет. И для планомерной войны с гарантией победы потребуется выработать продуманный план, со сроками и отдельным бюджетом.

В качестве первой меры конкурент может подать на компанию в суд, попытаться установить над ней контроль через формирование задолженности, объявить ее банкротом и многое другое. Причем для этого не требуется административного ресурса.

Суды вообще являются величайшим ресурсом любого предпринимателя. В суд могут быть поданы самые различные иски: о спорах по товарному знаку, по некоторым сделкам, о возмещении вреда жизни и здоровью и т. д.

Предмет таких исков будет полностью зависеть от полученной конкурентом информации.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Суд может признать право собственности на активы за конкурентом и запретить проигравшей стороне пользоваться своим имуществом. Он может признать незаконными сделки и аннулировать контракты. В свете важности судебной системы для конкурентных войн огромное значение имеет тот факт, в каком суде будет рассматриваться дело. Наиболее благоприятный для компании, подвергшейся давлению, вариант — рассматривать дело в своем «родном» суде, а не в далеком регионе. Здесь играют роль затраты на командировки и неизвестность компании за пределами определенной территории. А в «родном» суде компания может быть известна как добропорядочная фирма и честный налогоплательщик, что сыграет ей на руку и может защитить от нападок конкурентов лучше всех правовых оснований. Однако существует ряд схем, позволяющих нападающей стороне выбирать предстоящую арену для битвы. Пусть и с риском прослыть за это процессуальным «хулиганом». Такие схемы давно известны и не отличаются нравственностью с точки зрения деловой этики.

Также следует помнить, что некоторые конкуренты рассматривают и силовые методы воздействия как адекватные. Так что следует быть крайне внимательными, особенно если у конкурента есть налаженные связи с частными службами безопасности и охранными предприятиями.


Государство: враг или друг?

Следующим весомым аргументом в глазах конкурента будет давление на компанию через государственные органы. Органы исполнительной власти вообще являются активным и, наверное, основным участником в недружественных действиях конкурента.

Исполнительные органы могут действовать как посредством издания ненормативных правовых актов, так и в порядке исполнения своих контрольно-надзорных функций.

Ненормативный акт исполнительного органа касается не всех предприятий, а только определенного круга лиц.

Так, могут быть зарезервированы земельные участки под нужды города там, где компания планировала начать свое строительство. Дорога может быть проложена вдалеке от ее офисного центра, вследствие чего стоимость активов упадет в цене. По формальным основаниям компании могут отказать в участии в тендерах и аукционах. Предоставленные ранее для строительства земельные участки могут быть изъяты исполнительным органом по причине нарушения процедуры предоставления самим же исполнительным органом. Отказом в базировании предприятия может послужить отсутствие необходимых энергетических мощностей региона.


Схема защиты бизнеса в случае давления на компанию

  1. Выявить заказчика нападения;
  2. Определить его цели, средства и возможности;
  3. Разработать стратегию защиты:
    • конкретные контрмеры,
    • устранение слабых мест вобороне;

  4. Нападение на конкурента:
    • перехват инициативы,
    • использование методов агрессора,
    • подключение общественности.

В Распоряжении мэра г. Москвы № 736-РМ «Об увеличении объемов применения в массовом городском строительстве окон, изготовляемых на предприятиях ОАО „Моспромстрой материалы“» содержится указание для ОАО «Москапстрой» и других заказчиков совместно с Москомархитектурой при подготовке и согласовании заданий на разработку адресной проектной документации предусматривать применение типов окон, производимых предприятиями ОАО «Моспромстройматериалы». В соответствии с этим распоряжением ни один из заказчиков строительства жилых зданий не может по своему усмотрению выбрать тип окон, который, с его точки зрения, более выгоден и целесообразен.


Тотальная проверка

Предприятие может стать объектом пристального внимания со стороны контрольно-надзорных органов. Эти органы во множестве своем существуют во всех сферах деятельности предприятий. Причем существуют они и на федеральном уровне, и на уровне субъектов. Функции же этих органов зачастую дублируются, создавая путаницу и добавляя головной боли предпринимателям, так как им приходится держать ответ за одни и те же действия перед различными уполномоченными лицами. Конечно, если такие проверки осуществляются в общем порядке деятельности соответствующих органов, это не является следствием конкурентной войны. Конкурент может только злорадствовать, но контролировать ситуацию не в силах. Однако зачастую такие проверки намеренно инициируются. Например, ситуация проверки может возникнуть из-за жалобы определенного лица в соответствующий орган о нарушениях предприятием законодательства — земельного, трудового и т. д. Такая жалоба попадает на стол уполномоченного сотрудника. Он обязан на нее отреагировать. В этих целях проводится проверка деятельности предприятия.

Как сообщало информагентство Regnum, за 2005 год около 700 астраханцев подали письменные жалобы на своих работодателей. Основная причина заявлений — низкая официальная заработная плата. Почти 90% претензий были обоснованными. В результате проверок государственные инспекторы совместно с сотрудниками прокуратуры и представителями профсоюзов направили в суды материалы более 60 дел, связанных с нелегальной системой оплаты труда. Конечно, такой ситуацией конкурента на спину не повалишь, но начать расшатывать его положение можно и с таких мелочей. И если нарушения выявляются, то в действие вступает институт санкций: административная и уголовная ответственность. Если же проверка нарушений не выявляет, то дело прекращается, не начавшись.

Второй вариант — «заказные» проверки, когда проверяющие приходят именно для того, чтобы найти нарушения.

Чаще всего это удается. Слишком уж много норм и правил, которым в обязательном порядке должен следовать российский предприниматель.

Последствия же проверок для предприятий могут быть самыми печальными. Начиная от крупных штрафов, которые негативно сказываются на работе всего предприятия, заканчивая уголовной ответственностью руководителя.

Всего ФНС России за 2005 год провела 155 000 выездных налоговых проверок организаций, при этом по результатам 97% проведенных проверок выявлены нарушения. Источник: www.nalog.ru

Следствием проверки могут быть и суды, причем санкции за нарушения только увеличиваются. Может быть изъят земельный участок, дисквалифицирован руководитель, остановлена деятельность предприятия, закрыт доступ на его территорию. Могут быть запрещены все продажи товаров предприятия, если, к примеру, предметом атаки стал товарный знак. Многие предприятия после такого пристального внимания к себе либо сами предлагали конкурентам купить их бизнес по бросовым ценам, либо уходили в процедуру банкротства.


Взять изнутри

Обороняя внешние границы, компании, переживающей нападение, не стоит забывать о необходимости исключения ситуации предательства, внутреннего бунта и саморазвала компании по тщательно подготовленным противником причинам. Ведь обратить агрессию внутрь коллектива — это надежный способ открыть для конкурента второй фронт. Если при этом у сотрудников есть пакеты акций, то попытка давления может неожиданно и быстро перерасти в недружественное поглощение.

Автор: Александр Орлов

Источник: Московская коллегия адвокатов

330

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса