У бизнес-разведки – глубокие корни. Часть №1

Шпионаж – это вечная ценность.

Маркус Вольф, руководитель разведки ГДР

Практика сбора как отдельными фирмами, так и государственными спецслужбами научно-технической и экономической разведывательной информации имеет глубокие корни. И одним из первых разведчиков на этом направлении можно смело назвать нашего соотечественника — ученого с мировым именем Д. И. Менделеева. Так, еще в 1876 году он с успехом выполнил подобные задачи в ходе участия в международной выставке технических новинок, посвященной 100-летию принятия Декларации независимости США.

Следует отметить, что его поездка на указанный форум в Соединенные Штаты была организована, имеющими свои интересы, или, как сейчас говориться — информационные потребности, российским военным ведомством, министерством финансов и Русским техническим обществом. По их просьбе Д. И. Менделеев получил информацию в отношении передовых американских технологий в области добычи и переработки нефти и связанными с этим финансовыми аспектами. А также, выполняя заказ российских военных, сумел воспроизвести засекреченные американцами формулы бездымного пороха и на их основе создать новое поколение отечественных боеприпасов.

Сегодня, как и ранее, конкурентная борьба, «торговые войны» и соответственно экономическая разведка ведутся не только против потенциальных политических противников, но между союзниками и дружественными государствами. Ведь, как говориться, у спецслужб не бывает друзей — есть свои интересы.

Особенно острый характер в последнее время приобрело противоборство в области получения крупных контрактов в авиастроении, энергетике, вооружений, возможности участия в приватизации и акционировании иностранных предприятий топливно-энергетического комплекса, разработки перспективных месторождений полезных ископаемых и др.

При этом, вспоминая изречение иезуитов о том, что кому дозволена цель, тому дозволены и средства, многие компании используют не только возможности своих подразделений конкурентной или бизнес-разведки, но прибегают к помощи государственных спецслужб и другим самым разнообразным методам, включающим в себя и промышленный шпионаж.


Примечание: Масштабы ведения промышленного шпионажа, в частности, в США ярко продемонстрировало исследование, подготовленное Американским обществом по обеспечению безопасности в промышленности (American Sosiety for Indastrial Security — ASIS).

В нем утверждается, что в настоящее время экономический и промышленный шпионаж продолжает представлять серьезную угрозу для американских компаний. По мнению экспертов, совокупный ущерб от хищений американской интеллектуальной собственности, совершенных спецслужбами иностранных государств и конкурирующих фирм, ежегодно составляет несколько десятков миллиардов долларов. При этом крупнейшими компаниями США каждый год регистрируется около 1000 — 1200 случаев хищений коммерческих секретов, а в среднем в 500 случаях утраты различной документации службы безопасности и ФБР получают основания подозревать промышленный шпионаж.

В указанном исследовании отмечается, что наиболее привлекательными для разведок иностранных государств и частных фирм являются американские компании по выпуску полупроводников и вычислительной техники, расположенные в Силиконовой долине. Большой интерес для них также представляют сведения о стратегических направлениях и полученных результатах проводимых научно-исследовательских работ во всех сферах экономики и промышленности, производственные и торговые планы и многое другое.

Согласно данным ФБР США, ведением экономической разведки в отношении американских компаний занимаются спецслужбы 23 государств. Наибольшую активность в этом вопросе проявляют разведки Франции, Германии, КНР и Южной Кореи. Ежегодно ФБР по фактам экономического шпионажа ведет расследование около 600 — 700 дел.

В свою очередь политическое руководство развитых западных стран напрямую ориентирует свои спецслужбы на разведывательно-информационную поддержку частного бизнеса, в особенности, в его борьбе за крупные международные контракты, а вопросы экономического характера рассматривает в контексте обеспечения национальной безопасности.

Как никогда прозрачно в этом отношении сказал бывший канцлер ФРГ Г. Коль. Так, в ответ на вопрос журналистов, как он оценивает деятельность французской разведки, из-за которой ряд американских компаний отказались участвовать в авиационной выставке в Ле Бурже, он заявил следующее. Его удивляет не то, что некоторые страны ведут разведывательную деятельность, а то, что ряд политических деятелей утверждает, что их государства этим не занимаются.

К сожалению, на этом поле в последнее время Россия и другие страны СНГ все чаще терпят поражения (вспомним потери своей доли мирового рынка рядом отраслей российской промышленности и ВПК, упущенные выгодные контракты в области продажи нашего оружия, самолетов и многое другое). Как один из поучительных уроков отметим и подписание руководством Киргизии в начале 90-х годов договора о разработке золоторудного месторождения «Кумтор» канадской компанией «Камеко».

Тогда в ходе переговоров канадская сторона предъявила полное технико-экономическое обоснование разработки месторождения, подготовленное еще советскими специалистами. Парадокс в том, что подобной документации, оказавшейся в руках у канадцев, не было даже в самой Киргизии. Она находилась и после распада Союза осталась в профильном министерстве в Москве. При этом ей был присвоен наивысший гриф секретности — особой важности (для сведения: в советском секретном делопроизводстве имелись следующие грифы: для служебного пользования, секретно, совершенно секретно и особой важности). В результате «приобретения» канадцами указанной документации договор киргизской стороной был подписан на невыгодных условиях, а «Камеко» сумела существенно улучшить свое положение как в финансовом плане, так и на международном рынке золотодобычи.

Подобных историй в отношении умелого владения западными предпринимателями, действующими на постсоветском пространстве, разведывательной информацией, а также получения ими соответствующих выгодных контрактов на основе применения «неэтичной» практики «откатов» местным политическим элитам предостаточно.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Между тем многие аспекты деятельности экономической разведки, проводимой спецслужбами тех или иных государств, и бизнес-разведки частных компаний в плане основных целей, задач, объектов проникновения и исследования зачастую совпадают. Ведь как у государственных спецслужб, так и у подразделений частных компаний основная цель — собрать сведения, которые могут обеспечить решающее конкурентное преимущество твоей фирме или государству, а также сэкономить значительные средства при разработке и выпуске новой продукции, в том числе и путем «неэтичного» приобретения ноу-хау.

Более того, зачастую государство и частные компании во многом имеют сходные структуры, в них действуют одни и те же силы, встают похожие проблемы, да и работают те же специалисты, как правило, прошедшие школу спецслужб.

При этом, несмотря на то, что представители конкурентной разведки провозглашают, что промышленный шпионаж не имеет ничего общего с их деятельностью, базирующейся на анализе открытых источников информации в соответствии с этическими нормами, многие транснациональные корпорации не всегда следуют этому принципу.

Исходя из того, что сегодня нет готовых решений «под ключ» и жестких установок при организации бизнес-разведки, так как это процесс творческий и индивидуальный, мы постараемся отобразить основные особенности ведения экономической разведки развитыми странами. С тем, чтобы, памятуя известное изречение, что, учиться дозволено и у врага, взять на вооружение положительный опыт.


Итак, в путь...

Для начала вспомним общие положения. Как известно, экономическая разведка в большинстве спецслужб, в том числе и в российской СВР выделена в отдельное направление разведывательной деятельности. В ее задачу входят:

  • добывание и анализ открытой и закрытой информации экономической направленности с последующим информированием политического руководства страны в целях обеспечения экономической безопасности и оказания содействия экономическому курсу государства;
  • получение сведений о ведущих отраслях промышленности стран-конкурентов, тенденциях развития мировой экономики и конкретных областей бизнеса, рынков сырья, металлов, валюты и др.;
  • добывание закрытой информации и проведение акций содействия переговорным процессам в области международных валютных связей, заключения крупных международных контрактов, развития эффективного и выгодного внешнеэкономического сотрудничества и др.;
  • содействие частному бизнесу в получении информации о рыночной конъюнктуре, финансовом положении конкурентов и т. д;
  • проведение мероприятий по выявлению уязвимых мест и защите своих предприятий от промышленного шпионажа и других угроз.

Объектами проникновения экономической разведки, как правило, обозначаются:

  • подразделения национальных, международных учреждений и организаций экономической направленности;
  • научно-исследовательские центры по вопросам бизнеса и экономики;
  • консультационные фирмы, готовящие рекомендации для правительственных и деловых кругов;
  • ведущие транснациональные корпорации;
  • национальные компании, банки, вузы, статистические бюро и системы обработки данных;
  • информационные компании экономической ориентации, спецслужбы и т. д.

Как мы видим, работу подразделений экономической разведки любых государств, объединяет одно — ее формы и методы, которые не изменились с доисторических времен. В их числе, наряду с вышеизложенным — учет особенностей в использовании «человеческого фактора», усиленное внимание к «human intelligence» (агентурной разведке) или как говорили в советских спецслужбах — опоре на агентуру при добывании закрытых сведений экономического характера.

Однако, при общности методов эксперты отмечают некоторые отличия в подходах, связанных с национальной принадлежностью экономической разведки. А, например, американский специалист Ж. М. Бонтхаус вообще предлагает смотреть на любую разведку через призму национальных культур.

По его мнению, неудачи ряда фирм на международных рынках и отсутствие у них достоверной информации об экономической конъюнктуре других государств и регионов было обусловлено, прежде всего, недостаточным знанием культуры других стран. В этой связи, по его оценке, в дальнейшем влияние национальных культур на разведку будет осуществляться сильнее, так как язык и культура определяют процесс восприятия человеком самого себя, окружающего мира и его подход к познанию.

Мы же, исходя из того обстоятельства, что в последнее время такое государство как Франция существенно наращивает свой потенциал по ведению экономической разведки, для начала рассмотрим французский подход в этой области.

У бизнес-разведки – глубокие корни. Часть 2

Автор: Игорь Невдашов

Источник: журнал «Частный охранный бизнес» № 1 (9-10), январь 2006 г.

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса