Ведомственная внешнеэкономическая разведка Минэкономразвития России как новая национальная спецслужба: некоторые аргументы «За» и «Против» (В порядке обсуждения)

Оценивая на начало 2002 г. ситуацию с подготовкой присоединения России к ВТО, нельзя не отметить, что многие принципиальные проблемы более эффективного вхождения в ВТО не только не решены на уровне Правительства РФ, но и еще даже не поставлены для обсуждения. При этом ряд крупных проблем не может быть освещен в открытой печати без урона национальной безопасности России. Тем не менее, именно широкое гласное обсуждение некоторых новых проблем национальной безопасности России может принести лучшие результаты. Как известно, при секретных управленческих технологиях потери от непродуманных решений (круг экспертов всегда искусственно сужен) бывают особенно велики.

Заметим, что два влиятельных объединения предпринимательских кругов России в лице Российского Союза товаропроизводителей Н. И. Рыжкова и Российского Союза промышленников и предпринимателей А. И. Вольского в 2001—2002 гг. периодически вставали на «боксерский ринг» и пока еще находятся в хорошей форме.

РСТ мудро советует «не спешить», а РСПП — «не медлить».

В чем-то (т. е. «диалектически») обе точки зрения верны.

В начале 2002 г. новой влиятельной предпринимательской структурой, подключившейся к проблеме более эффективного вхождения в ВТО, стала Торгово-Промышленная Палата РФ (ТПП РФ). Опубликованная в «Российской газете» (февраль, 2002 г.) Концепция «Присоединение России к ВТО» своевременно ориентирует Правительство РФ и Минэкономразвития РФ на создание перспективной промышленной (отраслевой и инновационной) политики, которая и должна дать обоснованные приоритеты для «переговорщиков» с ВТО.

Опытным экспертам, длительное время поработавшим в секретных структурах страны (ВПК, Минобороны, МВД, спецслужбы), сегодня импонирует изложенная в конце 2001 г. позиция российских научных академических кругов из РАН (к. э. н. Л. В. Краснов, Центр внешнеэкономических исследований РАН). Она заключается в том, что ориентация на открытость экономики не может быть единственным императивом, определяющим современную российскую внешнеэкономическую политику (см.: «Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже ХХI века: Москва, „Наука“, 2000).

Справедливо, что одной из основных задач грамотного управления Россией на современном этапе становится поддержание в условиях возросшей открытости к внешнему миру необходимого уровня экономической безопасности. Вырабатываемые решения по вопросам торговой политики должны учитывать положения утвержденной в начале 2000 г. Концепции национальной безопасности, с тем, чтобы гарантировать благоприятные условия для развития отечественного производства и не допускать опасной зависимости от внешнеэкономических факторов. С таких же позиций целесообразно было бы подходить и к отношениям с международными экономическими и финансовыми организациями, в том числе при вступлении в ВТО.

Важное значение в понимании сложной в стратегическом отношении политико-экономической ситуации, возникающей в России в связи с поспешным и непродуманным присоединением к ВТО, имела Всероссийская конференция „Россия и ВТО“ (Москва, 27 февраля 2002 г.).

В решении Конференции было подчеркнуто, что „российская экономика пока не готова к работе в условиях жесткой конкуренции“ по целому ряду известных причин. В их числе была названа и такая: „Создать систему доведения внешнеэкономической информации до отечественного бизнеса, ориентирующую его в нормах и правилах ВТО, процедурах разрешения торговых споров в рамках ВТО, конъюнктуре основных товарных рынков, ценах и условиях торговли важнейшими товарами отечественного экспорта и импорта“.

На наш взгляд, предстоящее присоединение России к ВТО перед всем деловым миром России ставит не только новые „открытые“, но и „тайные“ задачи более эффективного бизнеса, которые становятся более понятными при осмыслении специфического закона РФ „О государственной тайне“ (1993 г. и новой редакции 1997 г.), ряда опубликованных в открытой печати последующих постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных актов, прошедших регистрацию в Минюсте России (см. „Тосударственная тайна в Российской Федерации“: учебно-методическое пособие, изд. 2-е /Под ред. М. А. Вуса, СПб, СПГУ, 2000, 409 с.).

Отсюда важный стратегический принцип новой внутриполитической политики современной России — обеспечить существенный рост влияния российских спецслужб на новую экономическую политику и формируемую социально-ориентированную рыночную экономику (в духе классической социал-демократии). Очевидно, что здесь „рукой подать“ до перехода к формированию в России „полицейского государства“. Но во всем нужна мера. Есть несомненные демократические завоевания по сравнению с бывшим СССР, которые все мы — вне спецслужб и традиционной „пропрезидентской“ бюрократии — должны сберечь и осовременить.

Известный санкт-петербургский специалист по информационной безопасности и эксперт ФСБ РФ М. А. Вус в своей другой книге „Информационное общество: информационные войны, информационное управление, информационная безопасность“ (Изд. СПбГУ, 1999, с. 174) дает такую характеристику тайной деятельности в современном мире:

»Тайны как элемент системы выживания сопровождают человечество на всем пути его развития, они определяют условия отношений между индивидами и их группами. Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти".

Казалось бы, какое отношение «тайная деятельность» имеет к «прозрачной» системе ВТО по регламентированию мировой торговли и организации производства большого числа совершенно «несекретных» товаров гражданского назначения, промышленного оборудования для их производства и др.?

Самое прямое, если обратиться к технологиям промышленного шпионажа, научно-технической и внешнеэкономической разведки, усиленно развиваемой нашими сильными конкурентами по ВТО (США, страны ЕС, Япония, Израиль, КНР и др.)

По оценкам специалистов российских спецслужб, в 90-е годы в нашей стране возникло множество различных коммерческих структур с участием иностранного капитала, которые имеют «двойное дно» высокоэффективных разведывательных структур. При этом идет совмещение самых разных видов шпионажа. Здесь, как всегда на стратегических направлениях, лидируют США, где в последние годы совокупный бюджет ЦРУ, АНБ, РУМО (военная разведка) и других разведывательных спецслужб составлял 10% военного бюджета, т. е. более 30 млрд. долл.

Напротив, Россия в 90-е годы, по некоторым оценкам в открытой печати, достаточной обеспечивающей инфраструктуры в интересах развития перспективных производств (особенно вне нужд ВПК) за границей не создала.

Конечно, данные вопросы имеют «деликатный характер», однако, они широко и обстоятельно обсуждаются в открытой специализированной российской печати (здесь подчеркнем большой вклад и журнала «МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ»).

Из интервью «Независимому военному обозрению» (2001, № 14, с. 7) первого начальника Академии ФСБ РФ, генерал-лейтенанта в отставке Дьякова С. В.:

«Шпионаж под своим именем вообще никогда не проводится, поэтому сама „крыша“, под которой он совершается, может быть различной, в том числе и коммерческой. Проблема здесь не в квалификации, а в сложности доказывания. Коммерческая деятельность и ее осуществление в условиях конкурентных отношений, стремления каждой из сторон иметь информацию о другой стороне, по своей технологии нередко напоминает каноны разведывательной деятельности… Работа под коммерческим, научным, журналистским прикрытием или иным прикрытием просто усложняет деятельность контрразведки. Но работа спецслужбы никогда не была простым и легким делом — это ее особенность».

К сожалению, уже в ходе подготовки присоединения России к ВТО вновь реорганизованное Минэкономразвития РФ (праволиберальное ведомство Г. О. Грефа) пошло в целях экономии средств и продолжения пути рыночного либерализма на резкое свертывание сети торговых представительств этого министерства за границей. Это нанесло значительный урон внешней разведке России.

Сегодня такое свертывание сети торговых представительств справедливо критикуется со стороны многоопытной деловой Торгово-Промышленной палаты РФ.

Очевидно, что скорое присоединение России к ВТО также имеет свой информационный аспект в конфигурации «айсберга», подводная часть которого в России «плавает» в правовых нормах закона РФ «О государственной тайне».

Остановимся лишь на одном «тайном» аспекте более эффективного присоединения России к ВТО, имеющем явный политический аспект (предстоящем «закрытии» общества и обесценивании некоторых элементов концепции «открытого демократического общества» в России).

ЭТО — ВЕДОМСТВЕННАЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА В СИСТЕМЕ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ КАК НОВАЯ СПЕЦСЛУЖВА РОССИИ.

Выдвинем смелую гипотезу о стратегической важности для российского бизнеса, особенно малого «наукоемкого» и среднего бизнеса, скорейшей организации Россией в структуре Минэкономразвития РФ собственной внешнеэкономической разведки (по образу и подобию ГРУ Генштаба Минобороны РФ).

Для лучшего понимания наших национальных проблем и оценки «идеи» остановимся на «прогрессивном» зарубежном опыте.

Новый круг проблем засекречивания в России актуален в связи со все большим использованием зарубежными конкурентами (особенно США и странами НАТО) глобальных разведывательных систем военного и специального назначения (типа «Эшелон») для обеспечения экономической конкурентоспособности национальных товаропроизводителей в гражданской сфере экономики. В частности, по оценке экспертов ЕС, в 90-е годы экономические потери западноевропейских стран от промышленного шпионажа составляли в среднем около 20 млрд. евро в год. На треть своих мощностей «Эшелон» работает против конкурентов из стран ЕС.

За сутки «Эшелоном» перехватывается, переводится на английский и анализируется специальной аппаратурой свыше двух миллиардов разговоров и сообщений, переданных по телефону, факсу, электронной почтой, по Интернету и так далее. Все это обрабатывается, сортируется и рассылается по степени важности президенту США, соответствующим службам, заинтересованным предприятиям и фирмам. Вот так США, член ВТО, обеспечивают информационную конкурентоспособность своих товаропроизводителей под эгидой норм и принципов авторитетной международной организации.

Казалось бы, что именно в такую ВТО, неоднозначную по своим открытым и тайным целям международную структуру подлинной организации мирового бизнеса, России не стоило бы спешить без особой подготовки.

На фоне агрессивного, в том числе и тайного поведения наших новых «партнеров» из США, всему стратегически важному российскому бизнесу надо соответствующим образом «корректировать» предлагаемые новые концепции мирового информационного порядка.

Оставим открытым вопрос эффективности возможного сохранения аналогичной российской станции подслушивания на Кубе. Ввиду слабых внешнеэкономических контактов между Россией и США (важен фактор географической удаленности двух стран), возможно, важнее форсировать радиоэлектронную разведку России в отношении более близких стран ЕС, АТЭС, арабских стран, а также стран Балтии и СНГ. Но надо отметить, что огромные финансовые средства и многие глобальные проекты геополитического и коммерческого видоизменения мира по «американской модели» сконцентрированы как раз в США. Не случайно, что именно США несут главную ответственность за вхождение России в величайший экономический и структурный кризис в экономике и особенно в ВПК.

С другой стороны, несколько сокращая по понятным причинам систему военной разведки России (по линии ГРУ Генштаба Минобороны РФ или СВР РФ), уместно предпринять новые значимые инициативы активизации, например, внешнеэкономической разведки в интересах Минэкономразвития РФ и близких к нему структур федеральной власти (проблема активизации борьбы с терроризмом нами не рассматривается).

Анализ мировой практики говорит о том, что внешняя разведка может быть централизованной, децентрализованной, т. е. ведомственной и смешанного типа.

По нашему мнению, многие задачи интенсификации инновационной, промышленной и экономической политики при присоединении России к ВТО ставят перед «гражданскими» министерствами и ведомствами России вопрос о необходимости создания своей специализированной структуры ведомственной разведки (в том числе с учетом эффективной практики ГРУ Генштаба Минобороны РФ).

Учитывая сказанное, начинаешь понимать, что и для влиятельного Минэкономразвития РФ встает проблема организации собственной внешнеэкономической разведки.

В словаре авторитетных аналитиков ФСБ РФ Лекарева С. В. и Порка В. А. «Бизнес и безопасность»(М., 1995, с. 64)дается следующее определение термина «ведомственная разведка»: «Специальное подразделение ведомства, функциональными обязанностями которого являются конспиративный сбор за рубежом и в своей стране разведывательными средствами и методами, а также путем использования открытых источников информации, представляющей интерес для ведомства, и осуществление по указанию руководства ведомства секретных мероприятий».

Специалисты отмечают три основных вида получения доступа к закрытой информации, используемых спецслужбами:

  1. агентурная разведка;
  2. техническое проникновение к секретам;
  3. сбор информации с легальных позиций (на основе работы с публикациями в открытой научно-технической или деловой прессе).

Современный научно-технический прогресс используется во всех этих видах.

Разведывательная информация добывается комплексно и комбинированно. Примечательно, что иногда трудно провести грань между легальными способами добывания информации и агентурным проникновением.

Очевидно, все это затрагивает направления возможного реформирования Службы внешней разведки РФ (требуется повышение координационной функции) и других спецслужб.

Предстоящее присоединение России к ВТО, на наш взгляд, также требует активизации деятельности контрразведывательных структур ФСБ, ФАПСИ, Гостехкомиссии с ее чрезвычайно закрытой Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Но на этой стороне деятельности спецслужб России не станем задерживаться.

Интересно другое.

Крупные товаропроизводители России, в том числе акционированные и даже частные (ОАО, ООО, ЗАО и др.), наиболее тесно связанные с ВПК, «традиционно» уже включены в систему применения информации, документов или даже изделий, получаемых в рамках секретной разведывательной деятельности (СВР, ГРУ, ФАПСИ и др.). Есть факты, что такие особо богатые и дальновидные структуры уже пошли по пути формирования собственной внешнеэкономической разведки.

Но в этом отношении в России хуже ситуация для среднего и малого бизнеса и тем более вне ВПК.

Весь этот «прикладной» анализ имеет практическое значение в том аспекте, что с развитием в России рыночной экономики и острой конкуренции, в том числе за рынки сбыта товаров за рубежом, в последние годы начали интенсивно развиваться такие неоднозначные по своим последствиям явления, как «промышленный шпионаж» или «деловая разведка» (вне или попутно с аналогичной деятельностью уполномоченных государственных спецслужб). Формой их проявления является несанкционированный доступ к конфиденциально важной информации с помощью разведывательных (наступающих или атакующих) технических систем, скрытно устанавливаемых или подбрасываемых в оборудованные офисы фирм-конкурентов.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

В рамках децентрализованной собственной ведомственной внешней разведки крупных ТНК США, стран ЕС, Японии и др. известные конкурентные позиции российских предприятий и организаций оказываются тем более ослабленными, если нет соответствующей помощи со стороны специализированных государственных структур России, включая и ФСБ РФ по линии обеспечения экономической безопасности и контрразведки.

Здесь надо обратить внимание российского делового читателя (особенно из структур вне ВПК), уже продвинутого в сфере международного экономического сотрудничества, на современные виды классического промышленного (и информационного) шпионажа (они заслуженно преследуются по УК РФ и других стран), которые весьма многообразны (см. последние публикации в журнале «МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ» о промышленном и информационном шпионаже).

Предстоящее скорое присоединение России к Всемирной торговой организации должно усилить конкурентную борьбу иностранных компаний и фирм с нашими промышленниками и экспортерами. Все это требует больших капиталовложений в средства и методы защиты коммерческой и государственной тайны в России. Перед всем деловым миром России встают не только новые «открытые», но и «тайные» задачи более эффективного бизнеса.

Однако не следовало бы переоценивать конкретные возможности отдельных сильных российских товаропроизводителей и экспортеров в области внешнеэкономической разведки и промышленного шпионажа.

Сама жизнь в этом «деликатном» деле требует глубокой специализации, профессионализма и высокого технического оснащения. Потому все более четко вырисовывается ситуация, в которой свое веское слово должны сказать Совет Безопасности РФ и сам Президент России.

Ставя на обсуждение «деликатные» проблемы перед рядом известных «гражданских» министерств России (в сущности, и Минэкономразвития, и Минпромнауки, и Минфин России в своем современном облике — это структуры «двойного» назначения), а также крупных ОАО, нельзя не рекомендовать «трансфер» проверенного опыта и традиций военно-промышленного шпионажа, особо ГРУ Генштаба Минобороны России в качестве базового учебного образца.

Примечательно, что опытный и авторитетный аналитик ПГУ КГБ СССР и далее ФСБ России и постоянный автор журнала «МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ» С. В. Лекарев признает несомненные качества именно ГРУ по сравнению с СВР России. Это обусловлено тем, что методы разведки военной (часто оперативной) и политической разведки также несколько отличаются между собой (см.: С. Лекарев «Два вида российской разведки унифицируются. СВР поглощает ГРУ Генштаба и получает монопольное право на агентурную информацию — »Независимое военное обозрение", 2001, № 32, с. 7).

Научно-техническая или военно-техническая разведка с присутствием постоянного риска для жизни принципиально отличны от политической разведки, например, в системе МИДа, которая часто ведется на дипломатических приемах или теннисных кортах с участием тех же самых дипломатов. В этой связи типичным (по С. В. Лекареву) является тот факт, что «практически во всех странах мира сотрудники военной разведки с трудом находят общий язык со своими коллегами из политической спецслужбы».

Разведка внешнеэкономического или делового типа (в отношении всех сторон реализации крупномасштабных или дорогостоящих коммерческих проектов) также имеет свои особенности и отлична, в свою очередь, от военной или политической разведки. В отличие от С. В. Лекарева, сегодня мы склонны в данной статье придать большее значение не современным технологиям шпионажа, а его организационной реализации в современной России на «макроуровне», т. е. уровне ряда влиятельных гражданских министерств и ведомств (вне СВР РФ).

Вопрос о тех функциях, которые могла бы выполнять новая разведывательная структура, упирается в поиски компромисса между продекларированными управленческими задачами в «Положении о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г., М-" 990) и известными направлениями, формами и методами государственной поддержки российского предпринимательства и повышения эффективности (в том числе и наукоемкости) деятельности национального товаропроизводителя. Здесь еще есть неясные проблемы (информационные, технические, отраслевые, региональные, страновые и др.).

Однако если обратить внимание на конкретные задачи экономической политики, закрепленные за Минэконом-развития РФ, то важность получения данных по линии своей внешнеэкономической разведки несомненна, прежде всего, для следующих задач:

п. 6.13 «Обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешний рынок, для увеличения объемов экспорта российских товаров, включая разработку и реализацию мер по обеспечению эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику»;

п. 6.16 «Организация научного и информационно-аналитического обеспечения в области внешнеторговой деятельности, торгово-экономических связей с иностранными государствами и внутренней торговли».

Решение «деликатных» задач необходимо начать с подготовки кадров нового профиля. Соответственно, при создании структуры собственной внешней разведки в Минэкономразвития РФ особое значение имеет организация собственного специального учебного заведения как нечто среднего между МГИМО МИД РФ и классической разведшколой в системе СВР РФ (т. е. известного бывшего Краснознаменного института, а ныне Академии внешней разведки СВР).

Предстоящая интенсификация секретных управленческих технологий в России должна вписаться в процесс присоединения к ВТО и последующую наступательную промышленную политику России. В ближайшие годы, несмотря на острый дефицит государственного бюджета, необходимо усилить финансирование внешней разведки вне «традиционных» направлений ВПК.

В сложившихся традициях новейшего политологического внутриполитического анализа можно обратить внимание на следующие особенности возможного развития сложившейся ситуации в реформировании внешней разведки России.

Наше предложение об экономической целесообразности создания в структуре Минэкономразвития РФ собственной ведомственной внешнеэкономической разведки по образу и подобию ГРУ Генштаба Минобороны РФ, несмотря на полученное автором личное одобрение ряда информированных бывших и настоящих сотрудников СВР, ГРУ и МИДа РФ (я сожалею, что в текучке дел и острого дефицита времени не обсудил такую проблему лично с уважаемым С. В. Лекаревым), в сложных внутриполитических российских условиях приобретает особую важность и актуальность именно в качестве специфической подготовительной меры по присоединению России к ВТО.

В свете традиционных политологических публикаций в российской открытой прессе и сформировавшихся приемов оценок и прогнозов можно было бы следующим образом оценить характеризуемую проблему.

Усиление в Администрации Президента РФ В. В. Путина, в Правительстве РФ и других руководящих структурах страны «питерской» команды, особенно из структур различных спецслужб, конечно, является фактором ускоренной реализации в жизнь нашего предложения. Все «новые» должны быть «за» появление еще одной спецслужбы России.

При этом надо учесть фактор личной весомости и близости к Президенту РФ В. В. Путину руководителя Минэкономразвития РФ Г. О. Грефа как сторонника дальнейшего либерально-демократического реформирования России. Это также фактор «ЗА» (но при условии понимания Г. О. Грефом роли внешней разведки в конкурентной борьбе стран — членов ВТО и сильных товаропроизводителей). С другой стороны, уже четко просматриваются аргументы «ПРОТИВ» создания своей внешнеэкономической разведки в Минэкономразвития РФ со стороны ряда влиятельных российских министерств и ведомств.

Организация новой структуры прямо бьет по статусу и финансовым интересам ОВР РФ, поскольку ослабляет эту спецслужбу, особенно тесно связанную с МИДом РФ.

Как известно, МИД РФ традиционно занимает более консервативную внутриполитическую позицию, исходя из лучшего понимания (чем Минэкономразвития РФ) стратегически важных геополитических интересов России. Одностороннее усиление политического и экономического влияния «либерального» Минэкономразвития РФ ослабляет некоторые важные позиции МИДа РФ.

Относительно меньшее внимание, которое в будущем руководство страны будет уделять чисто военно-технической разведке, усилив роль внешнеэкономической и финансовой разведки как фактора лучшего обеспечения конкурентоспособности России среди высокоразвитых стран мира (прежде всего, по отношению к большой «семерке»), не может вызвать особого энтузиазма в ГРУ Генштаба Минобороны РФ.

В связи же с тем, что именно Минобороне РФ принадлежат и им эксплуатируются космические спутники-шпионы, отныне его специалисты должны будут более тесно работать по заказам Минэкономразвития РФ. Это не способствует реализации в жизнь традиционных ведомственных интересов Минобороны РФ.

Проведенный нами анализ расстановки сил показывает сложность вполне понятной и целесообразной, особенно в условиях присоединения России к ВТО, задачи формирования в России специфической службы внешнеэкономической разведки.

На этом противоречивом внутриполитическом фоне Кремлем может быть принято компромиссное решение о создании новой спецслужбы при Правительстве РФ (но в этом теперь уже не будет заинтересован сам Г. О. Греф).

Пока трудно дать прогноз развития этой коллизии.

В складывающейся ситуации более активной подготовки России для присоединения к ВТО все это должно быть правильно понято в российских спецслужбах, а также предпринимательских кругах, включая РСТ Н. И. Рыжкова и РСПП А. И. Вольского.

Российский бизнес прямо заинтересован в повышении своей наукоемкости. Именно это средство выживания экономики России в острой конкуренции с развитыми странами мира. Конечно, более эффективная внешняя разведка России — это не средство спасения от всех бед. Эффективное присоединение России к ВТО более всего упирается в развитие российской фундаментальной (в частности, для нужд ТЭК, разведки ресурсно-сырьевой базы полезных ископаемых и др.) и прикладной науки. Однако речь должна идти не о научно-технической разведке, а об удовлетворении новых потребностей российского предпринимателя, его лучшей интегрированности в мировую экономику при поддержке новой российской спецслужбы.

Показательно и то, что в высокоразвитых странах мира (США, Франция, Израиль и др.) шпионаж все более приобретает гражданский внешнеторговый характер, становясь составной частью маркетинга товаров и услуг, имеющих стратегический характер. При этом, с одной стороны, «конверсируются» национальные спецслужбы, но, с другой стороны, в чисто «гражданских» министерствах и ведомствах формируются секретные разведывательные структуры ведомственной разведки.

Интересно, что сразу после событий 11 сентября 2001 г. в США указом Президента «О финансировании террористов», в частности, в структуре Министерства торговли США был создан Офис Разведывательного Обеспечения (ОРО) («Независимое военное обозрение», 2001, № 40, с. 7). Новая структура призвана выявлять различные источники формирования финансовых средств террористов. Но уже ясно, что ОРО будет вести разведывательную деятельность и в других (смежных) направлениях.

Пример другой страны — Франции. Недавно министр внутренних дел и регионального развития Жан-Пьер Шевенман начал реализовывать программу приобщения провинциального частного бизнеса к использованию возможностей экономической и научно-технической разведки «во взаимных интересах». Большое внимание уделяется интенсификации промышленного шпионажа и внешнеэкономической разведки в Минобороны Франции. Признано необходимым стимулировать внедрение технических новшеств на малых и средних предприятиях, выполняющих оборонные заказы. И хотя такие работы проводятся, в первую очередь, в интересах повышения конкурентоспособности французской военной промышленности, такие управленческие «ноу-хау» коснутся и гражданского наукоемкого сектора («Независимое военное обозрение», 2001. № 38, с. 7).

Очевидно, что сегодня в России назрело кардинальное реформирование российской внешней разведки. Именно деловым кругам российской экономики (включая частный предпринимательский сектор) уже ясно, что необходимо перейти от относительно меньшей «милитаризации» к резко растущей «экономизации» внешней разведки. Необходимо и улучшение финансирования внешней разведки. При этом, как нам представляется, должна возрасти координирующая роль СВР РФ (создание единой базы данных для российских предприятий и организаций, большая регионализация пользователей такой базы и др.).

Впрочем, не хотел бы давать советы в адрес СВР РФ, которая живет и развивается по своим организационным законам.

Вся эта новая внешнеэкономическая работа должна стать составной частью реформирования российской экономики в целях более эффективного присоединения России к ВТО.

Как известно, в 2001 году Минфин России по Указу Президента РФ создал свою финансовую разведку. Тем самым, появился специфический аналог решения «деликатных» проблем вне спецслужб или Минобороны РФ. Все это создает новые условия для организации возможной Службы внешнеэкономической разведки, например, в Минэкономразвития РФ.

Строго говоря, правовые возможности для создания структур ведомственной разведки в «гражданском министерстве» пока отсутствуют.

Как известно, статья 11 Федерального закона РФ «О внешней разведке», подписанного Президентом РФ 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (см.: Собр. зак., 1996, № 3, ст. 143), определяет, что разведывательная деятельность в пределах своих полномочий в России осуществляется СВР РФ, а также соответствующими органами: ГРУ Минобороны РФ, ФАПСИ и ФПС.

Очевидно, что современная практика требует корректировки некоторых норм данного закона РФ.

Предстоящая интенсификация секретных управленческих технологий в России должна вписаться в процесс присоединения к ВТО и последующую наступательную промышленную политику России.

В конечном итоге, потребителям специнформации со стороны большого, среднего и малого наукоемкого бизнеса (вне ВПК) безразлично, где будет эта новая структура и как она будет функционировать. Главное, чтобы она оперативно появилась, а значительные денежные суммы в сфере российского бизнеса на повышение своей конкурентоспособности уже есть. С другой стороны, есть неоспоримые преимущества именно у ведомственной внешнеэкономической разведки в системе Минэкономразвития РФ, и здесь возразить нам специалисты из СВР РФ ничего не могут. Не случайно и то, что в свое сложное время военная разведка для нужд Минобороны СССР была отделена от соответствующих структур КГБ СССР.

Примечание. По мнению автора, в данной статье нет сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати.

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ СТРУКТУРЫ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЯ В РОССИИ В 90-е годы

(условное соотношение защищаемых «ноу-хау», «коммерческой тайны» и «государственной тайны» в общем информационном потоке).

Автор: Ю. Бобылев (эксперт Рабочих групп по проблеме ВТО РСПП и РСТ)

Источник: Daily.Sec.Ru

374

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса