Инновации в бизнес-разведке

Современные трансформации рыночных отношений в России вновь преподносят сюрпризы и принимают причудливые формы — в стране начал активно развиваться сектор бизнес-разведки.

Еще только-только формируются законодательная база и морально-этические нормы этой профессиональной деятельности.

Совсем недавно в этом экзотическом секторе появился невиданный в экономике пример — взаимопонимание бизнеса с государством, даже более — фактически реализация приоритетов государства на частном профессиональном уровне.

Менее полугода назад, тогда еще первый вице-премьер Российской Федерации, Дмитрий Медведев обозначил четыре приоритетных, по его мнению, «И», на которых в ближайшие годы необходимо сосредоточиться, — это институты, инфраструктура, инновации и инвестиции.

На первый взгляд, какое отношение это имеет к молодому сектору конкурентной разведки, но оказалось — самое непосредственное.

Один из признанных российских экспертов в области ведения конкурентной разведки Евгений Ющук, уже не первый год активно освещает тему профессионального использования интернета для поиска ценной информации. Он регулярно проводит специализированные авторские курсы, и являясь членом международного Общества профессионалов конкурентной разведки SCIP, регулярно обменивается опытом с зарубежными коллегами. В России издано ряд его книги, написанных лично и в соавторстве с другими экспертами.

Одна из его книг «Интернет-разведка: руководство к действию», и является своеобразным справочным руководством по данной проблематике. Большой опыт, накопленный автором, и отличное знание всех существующих в мире на тот момент инструментов позволили показать реальную узкоспециализированную проблему с максимальной ясностью и детализацией. Именно этим, в свою очередь, озадачился специалист, имеющий непосредственное отношение к бизнес-разведке.

Как и предполагалось, собрать полную информацию о нем, в том числе настоящее имя, не удалось — не всегда разведчики стремятся быть узнанными. Известно лишь, что он зарегистрирован на сетевом Форуме бизнес-разведчиков под псевдонимом «MOS».

Внимательно наблюдая за ходом обсуждений по проблемам интернет-поиска, и кристаллизовав накопившиеся вопросы в своеобразное техзадание, он обратился к одному из разработчиков программного обеспечения, и предложил реализовать на базе его программы принципиально новые и специфические возможности обработки интернет-информации, оставив за собой роль своеобразного тестера. Фактически, MOS обозначил способы решения проблем, которые сформулировал в своих работах Ющук, и предложил участие в их реализации разработчику с высоким КПД.

Создателем программы с нестандартными и еще нигде не реализованными функциями согласился стать Алексей Мыльников, с готовностью принявший вызов времени. Имея за плечами школу МИФИ, опыт работы в конструкторских бюро советской оборонки и неутолимый созидательный настрой, Алексей активно взялся за реализацию проекта. Уже через месяц программа SiteSputnik была оснащена первыми уникальными функциями поиска информации в интернете.

Иными словами, Мыльников «научил» свою программу производить поиск ряда объектов по нескольким языкам одновременно, получать наиболее точный и полный результат, а также извлекать из результата данные о связях объектов между собой. Другими словами, программа ищет иголку в стоге сена, причем не требуя постоянного участия пользователя.

Каждая новая версия SiteSputnik проходит своеобразный технический контроль MOS’а и авторитетную экспертную оценку Евгения Ющука, которые проверяют детище Мыльникова на живых примерах из своей работы. Таким образом, продукт совершает полный путь от идеи к реализации и конкретному применению в работе, что является главным отличием инновации от изобретения.

Сегодня к обсуждению программы присоединились многие другие специалисты бизнес-разведки на нескольких профессиональных форумах. Целая профессиональная группа участвует в формировании характеристик продукта. Часто новые идеи рождаются и оттачиваются в процессе дискуссий.

Поэтому их реализация сразу находит потребителя, и на реальных задачах, в деле проходит технический контроль и испытания. Фактически, сам же инновационный продукт и разрабатывается инновационным способом.

Примечательно, что при всей новизне стратегических приоритетов, соблюдены профессиональные традиции. По сути, разработка принципиально нового продукта осуществлена по классическому сценарию, соответствующему представлениям о тесных отношениях разведчиков с разработчиками новых технологий. Согласно им, разведслужбы нередко заказывают ученым и лабораториям принципиально новый продукт для своих конкретных нужд. Отличие лишь в том, что государственные спецслужбы свои инновации засекречивают, а вот в бизнес-разведке этого нет.

Алексей Мыльников, разработчик

— Для чего и для кого вы создавали программу SiteSputnik, какими мотивами руководствовались?

— Целью создания программы являлась реализация робота, на которого можно переложить черновую работу по поиску и сбору информации в интернете. Для кого? Это уже показала практика — среди пользователей значительную часть занимают маркетологи, преподаватели, менеджеры, руководители и, конечно же, специалисты бизнес-разведки.

Относительно мотивов — мне это очень интересно. Разработка идет в тесном контакте с пользователями, часто новые идеи рождаются прямо при online-общении.

— Насколько ценным для вас оказался опыт взаимодействия с представителями бизнес-разведки?

— Взаимодействие оказало существенное значение на развитие самой программы.

Огромное количество перерабатываемой бизнес-разведчиками информации, высокие требования к ее точности и полноте потребовали новых качеств от программы.

Благодаря этому взаимодействию SiteSputnik обзавелся многими полезными, уникальными и востребованными функциями.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

— Какие сложности развития программы, и каковы ее перспективы?

— Несмотря на огромное количество ставящихся задач, из которых реализована лишь часть, я доволен своим КПД, а пользователи — результатом. Проблема финансирования разработки решается за счет продаж самой программы. В ближайших планах совершенствование инструментальных средств поиска и сбора информации, ее аналитическая обработка и мониторинг.

MOS, специалист

— Какова практическая ценность программы, эффективность от ее использования в вашей работе?

— Ценность — понятие экономическое, эффективность — управленческое…

Сумма в $ 30-100, которая разово тратится на ее приобретение, окупается быстро.

Программа экономит время, сокращая продолжительность работы в поисковых интернет-системах. Она вполне может выполнять работу нескольких компьютерных операторов, потому что необходимость участия человека минимальна.

Использование программы упрощает организацию труда, она способна выполнять задачи в нерабочее время, а результаты выводятся в виде готового отчета, который почти не нужно редактировать.

— Требует ли программа каких-то специфических знаний, умений?

— Это не обязательно, программа позволяет человеку, не знакомому с особенностями использования поисковых машин, произвести вполне профессиональный поиск в интернете. Однако, если вооружиться определенными знаниями, можно получить наилучшие, практически идеальные результаты.

— Насколько часто вы обращаетесь к разработчикам и представителям других профессий со специфическими заказами?

— Часто, но опыт осязаемого сотрудничества с разработчиком программ получил впервые.

Евгений Ющук, эксперт

— Насколько вы можете подтвердить, что в программе реализованы уникальные возможности, не встречавшиеся ранее в других разработках?

— Аналоги мне неизвестны, во всяком случае, в таком низком ценовом диапазоне. Кроме того, при обычном поиске приходится сидеть ждать, когда откроется каждая страница с результатами поиска. При работе с SiteSputnik специалист может заниматься другими делами и вернуться к компьютеру, когда программа загрузит всю необходимую информацию. Также программа сохраняет результат во встроенную базу данных, доступную для последующего исследования.

— Справедливо ли классифицировать сотрудничество профессионалов конкурентной разведки с разработчиком, как частный пример инновационной деятельности в бизнес-разведке?

— Думаю, да — программа создавалась в контакте со специалистами конкурентной разведки с самого начала и каждый привнес что-то свое. Например, универсальный язык запросов, облегчающий поиск в интернете, был встроен в программу Алексеем Мыльниковым после того, как он, я и еще некоторые участники Форума бизнес-разведчиков встретились в реале и рисовали схемы, как хотелось бы видеть работу SiteSputnik.

— Хотелось бы вам что-то изменить в данной программе или расширить диапазон уже существующих возможностей?

— Собственно, мы постоянно что-то предлагаем добавить в программу: что-то Алексей берет в работу, что-то откладывает на потом. Однозначно могу утверждать, что сообщество специалистов-практиков работает над программой в качестве тестеров и одновременно постановщиков задач. Полагаю, что в немалой степени по этой причине программа и столь успешна.

Как видно, инновационный продукт может быть принят на вооружение не только специалистами бизнес-разведки, но и другими профгруппами, использующими информацию из открытых источников. Причем, без специфической подготовки. В свою очередь, это означает, что любое сообщество, которое строит свою работу на интернет-информации, может стать участником создания программы для своих нужд.

Не удивительно, что Евгений Ющук собирается познакомить с новым продуктом участников Европейской конференции по конкурентной разведке, которая пройдет 20-22 октября в Риме. Действительно, российским специалистам есть чем похвастать.

Источник: Ricardo

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса