С августа 2008 года в России началась новая эпоха – уход дешевых денег и массовые задержки платежей, неисполнение финансовых обязательств компаниями привели к переосмыслению роли риск-менеджмента. Судя по данным кадровых агентств, осенью спрос на специалистов этого направления не уменьшился, наоборот – вырос. Всем известные банки, занимавшиеся экспресс-кредитованием населения скорринговыми методами, вынуждены воссоздавать или реорганизовывать подразделения по управлению рисками.
Не открою большого секрета, если скажу, что в абсолютном большинстве российских кредитно-финансовых, инвестиционных, производственных и торговых организаций установление взаимоотношений с деловыми партнерами (контрагентами, заемщиками) до недавнего времени строились по следующей схеме:
- первичная работа клиентского менеджера (получение, заполнение требуемых документов от контрагента);
- проверка потенциального контрагента или заемщика бизнес-разведкой или службой безопасности;
- изучение финансовых и юридических документов соответствующими службами;
- принятие принципиального решения о возможности работы с контрагентом и установление лимитов (комплайенс-контроль или кредитный комитет).
В дальнейшем, если во взаимоотношениях с деловым партнером не возникало серьезных проблем, с контрагентом (заемщиком) периодически контактировал менеджер, не чаще, чем раз в месяц (или раз в квартал) просматривались присылаемые деловым партнером балансы. Также время от времени аналитики могли мониторить по электронным СМИ появляющиеся публикации в отношении контрагента (заемщика).
Как не парадоксально, но во многих компаниях, в том числе – обладавших серьезными финансовыми ресурсами, даже указанная схема работала в усеченном виде.
Кризис обнажил существенную проблему: никто, даже в первом приближении, не может сказать, что происходит у контрагента. На рынке воцарилось недоверие. Возникающие сомнения и проблемы решаются примерно одинаково – перекрытие кредитной линии, обращение с просьбой о досрочном погашении долга, 100%-ая предоплата.
Есть ли какие-то способы и возможности работать на опережение? От топ-менеджеров нередко можно услышать: чтобы решить эту проблему, надо иметь собственного «агента влияния», внедренного к контрагенту. Дорого, к тому же могут быть проблемы с законодательством.
В новых условиях снизить риски способно информационно-аналитическое сопровождение хозяйственной деятельности, организуемое на базе подразделения деловой разведки. На основании предоставляемой ими информации возможно внутреннее ранжирование контрагента (заемщика) и оперативное изменение его рейтинга, что поможет менеджерам, курирующим делового партнера, лучше понимать его состояние на текущую дату, правильно выстраивать с ним взаимоотношения и быстро реагировать на потенциально негативные моменты. Соответственно, можно если не предотвратить, то попытаться получить сведения о попытке вывода активов, а также узнать о других претендентах на активы контрагента или должника.
Для решения данной задачи основные принципы информационно-аналитического сопровождения сформулируем следующим образом:
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК
[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]- предупреждение и раннее выявление вторичных негативных признаков;
- периодичность проведения мониторинга — не реже, чем раз в сутки;
- апгрейд информации по компании «на данный момент» методами деловой разведки,
- обобщение ранее собранных и актуальных (вновь полученных) сведений для принятия решения.
Практическое воплощение указанной идеи. После проверки службой безопасности (или подразделением деловой разведки) и дальнейшим обобщением полученных сведений в виде справки, выделяем набор критически важных объектов (юридических и физических лиц), состояние которых влияет на исполнение контрагентом (заемщиком) своих обязательств.
В настоящее время у большинства организаций сил и времени хватает только на стандартный мониторинг прессы, причем не всему набору объектов, а только по тем из них, определение которых очевидно и без углубленной поверки. Кроме того, редко используются, например, блоги и форумы, где встречается полезная и оперативная информация.
За последние полгода-год появились ресурсы, преимущественно официальные (что, безусловно, большой плюс), из которых можно получать ценные сведения с минимальными затратами или на бесплатной основе. В частности, это:
- информация о событиях, касающихся юридического лица (значительное изменение размера активов, реорганизация, ликвидация, банкротства, распродажа имущества). Такую информацию можно собирать и мониторить по всем контрагентам, заемщикам, аффилированным структурам и т.д.
- внесение изменений в документы (учредительные документы, сведения о юрлице в ЕГРЮЛ и подготовке юрлица к ликвидации). Внесение изменений в учредительские документы с 70% вероятностью – это изменение состава учредителей, внесение изменений в ЕГРЮЛ – примерно в 30% ситуаций означает смену гендиректора. В настоящее время получение такого рода информации в оперативном режиме — большое преимущество и для риск-менеджмента, и в работе с проблемными должниками.
- арбитражные разбирательства. Нет смысла подробно расписывать, как важно быстро получить информацию о подаче иска в отношении контрагента/заемщика или его аффилированных структур, о наложении штрафов/взысканий и т.д. Получив такие сведения, можно ограничить потери, своевременно закрыв лимиты, и стать если не первым в списке кредиторов, то явно не последним.
По сложившейся практике, компании иногда пытаются запрашивать у контрагентов часть вышеуказанных данных, но на их получение требуется время и персональные усилия сотрудников.
Можно ли собирать аналогичную информацию не по разовым запросам (в ручном режиме), а на массовой основе, проводя в автоматизированном режиме мониторинг сотен или тысяч контрагентов/заемщиков/должников?
При воплощении идеи в жизнь в виде специализированного программного продукта мы столкнемся не только с априори ожидаемой проблемой разрозненности и разноформатности данных: например, полезные сведения размещаются в онлайновых базах и банках данных, откуда их необходимо извлечь. Специфика источников такова, что иногда информация находится в свободном доступе буквально день, после чего стирается. Следовательно, за короткий промежуток времени данные необходимо найти, сохранить и проанализировать.
Тем не менее, польза от внедрения информационно-поисковой системы очевидна — оперативность принятия решений повысится, затраты сократятся, риски снизятся.
Таким образом, потребность в создании такой системы есть, работающие фрагменты уже существуют. Ее внедрение в полномасштабном режиме – вопрос времени и выделяемых ресурсов.
Автор: Константин Болгов, аналитик по рискам группы «NIX».