Информация для управления предпринимательскими рисками

Да, у бизнесменов есть необходимость в информации, связанной с возникшими или прогнозируемыми угрозами. Поступают запросы на предварительные, в том числе маркетинговые исследования секторов рынка. Филиалы уважаемых во всем мире консалтинговых компаний самостоятельно эффективно работать на российском рынке не смогли. Потребность в информации и аналитике пробудила активность многочисленных специалистов, а также предприятий самой различной специализации в этой многогранной сфере. Рисков предпринимательской деятельности всегда достаточно, а в России сегодня, пожалуй, через край. Чем больше авантюристов, бандитов, коррумпированных чиновников на рынке, тем труднее, недоработаннее законодательная база, и чем чаще она меняется, тем сложнее условия для выживания бизнеса, тем чаще надо думать головой. Эту функцию и выполняет информационно-аналитические подразделения и центры. Казалось бы, информационно- аналитический бизнес должен процветать. А он не процветает.

Проблем, на наш взгляд, несколько:

1. Средства на создание, выживание и развитие

Развивать систему информационно-аналитического обеспечения бизнеса приходится практически с нуля. С наступлением рынка появилась необходимость получения информации, которая не накапливалась ранее: о спросе и предложениях, субъектах рынка, факторах, в том числе рисках, влияющих на рынок. При этом из экономики и истории других стран известно, что бизнес этот требует значительных начальных вложений. Поэтому инвестирование и кредитование со стороны российских коммерческих структур в современной экономической обстановке в стране и имеющихся на финансовом рынке правил игры достаточно проблематично. Пока получается в основном только самоинвестирование из собственных средств по мере зарабатывания денег.

2. Низкая управленческая и информационная культура многих бизнесменов

Работает русская привычка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Например, подавляющее большинство наших клиентов пришли в «Специальную информационную службу» после того, как над ними если не гром грянул, то тучи уже сгустились основательные. При этом надо понимать, что в малом и среднем бизнесе после грома, чаще всего, аналитика уже не нужна, потому что прогнозы краха становятся очевидны.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о корпоративной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

3. Качество собственно информации

Для того чтобы хоть с какой-то степенью достоверности делать аналитический прогноз, необходима система источников информации. Именно система. Чтобы такая система сформировалась, необходимы регулярно обновляемые массивы, транспортная телекоммуникационная Среда быстрой и качественной доставки информации и организационное объединение источников на взаимоприемлемых экономических условиях. Работа эта долгая, кропотливая и мы к ней в России пока только приближаемся. С другой стороны, если мы хотим считать себя великой державой, у нас нет десятилетий на создание таких систем. Необходимо как можно скорее договориться о правилах игры на информационном рынке, забыв про собственные амбиции. А договариваться надо об единой телекоммуникационной среде, способной интегрировать в международную, об информационных и технических стандартах.

4. О содержании аналитической работы

Ни для кого не секрет, что подготавливаемые аналитические материалы зачастую носят субъективный характер — то есть определяются квалификацией, знаниями и пристрастиями аналитика. И каков бы он хорош ни был, как бы ни старался быть объективным — все равно аналитические выводы отражают прежде всего его личное мнение! А ведь существуют целые науки о принятии решений, исследовании операций, основанные на математическом моделировании, которые позволяют свести субъективизм к минимуму. К сожалению, многие потребители информации предпочитают сами делать выводы (увы, как правило, поверхностные или вообще неверные), пренебрегая мнением специалистов.

5. Очень много информации в стране собирается на деньги налогоплательщиков

— и накапливается в массивах, находящихся в распоряжении государства. В то же время уникальной информацией располагают частные информационно-аналитические центры. Думается, что наладить обмен информацией между этими двумя уровнями было бы на пользу и государственному управлению, и обществу, и предпринимателям. Движение в этом направлении намечается. Но, во-первых, далеко не всеми госструктурами, с кем это было бы обоюдно полезным; а во-вторых, бессистемно, а следовательно, без гарантий возможности и скорости обмена. А надо понимать, что любой бизнес эффективен только при создании технологии, потока, конвейера.

6. Несовершенство законодательной базы

— регламентирующей получение информации. Сколь бы полной ни была система источников информации, всегда будет не хватать штриха для получения полной картины развития исследуемой ситуации. В таком случае во всем мире принято обращаться в детективное агентство. У нас легитимного детективного бизнеса существовать при современной законодательной базе не может. Современный закон, регламентирующий частную охрану и детективную деятельность, скорее снижает право, зарегистрировавшегося в органах внутренних дел как детектив гражданина, нежели дает ему возможность сбора информации.
Требует совершенствования законодательство о коммерческой тайне. Причем, надо ясно осознавать, что с правовым регулированием сбора информации уже опоздали. Можно, конечно, все запретить, тенденция к чему, судя по прессе, намечается. Но тогда отдадим себе отчет, что законопослушные структуры, как и сегодня, будут вести и агентурную работу, и проводить оперативно-технические мероприятия, и создавать бригады нужного наблюдения. Мы, например, считаем невозможным использование оперативно-технических мероприятий и в полном смысле этого слова агентуры для получения информации. Однако есть и другие легитимные во многих странах мира способы получения информации лицензированными государством специалистами. Назовем их журналистскими методами. Надо определить грани законного и строго контролировать, чтобы правила игры на этом рынке были одинаковыми для всех. Не запрещать все методы, осознавая, что запретить не значит прекратить деятельность, а определить законодательно коридор, в котором можно действовать. Похоже, проблемы, может быть не так строго, но все же стоят в сфере накопления информации, защиты передаваемых данных и в других сферах информационно-аналитической деятельности.

Автор: Сергей Минаев (генеральный директор АО «Специальная Информационная Служба»)

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса