Графические способы представления аналитической информации в материалах СМИ

В настоящее время ведущие аналитические издания и консалтинговые компании применяют различные приемы и технологии представления аналитической информации, упрощающие ее восприятие.

Основная задача — облегчить восприятие информации, сэкономить время на ее понимание и обдумывание.

Рассмотрим основные приемы представления текстовой аналитической информации.

К ним, прежде всего относятся графические иллюстрации. Если для представления числовой информации наиболее удобными являются различные типы графиков и диаграмм, то для представления текстовой информации — это карты и графические схемы.

Когда в тексте аналитической статьи приводятся события, произошедшие в различных регионах мира, удобно их отображение с проекцией на географическую карту. Если же речь в материале идет о подчиненности компании, родственных, дружеских связях персон, финансовых потоках — то идеальным вариантом представления является графическая схема.

Средства построение графических схем

Рассмотрим с помощью каких программных систем обычно создаются графические иллюстрации.

Такие программные системы можно разбить на два класса. Первые — это обычные графические редакторы, которые позволяют рисовать некоторое графическое изображение. К ним относятся MS Visio, Adobe Photoshop, Corel Draw и др. Все рисуемые объекты компании, персоны, события, а также различные отношения между ними не более, чем графические примитивы: линии, круги, прямоугольники. Сама программная система не вкладывает в них никакого смысла. И только человек решает, как он представит тот или иной объект. Обычно персоны и компании отображают прямоугольником, действия — овалом, а связи подчиненности, влияния или финансовые потоки — разными типами линий.

Ко второму классу относятся системы хранения и визуализации семантической информации. К ним относятся, система Tais Ontos российской компании АвиакомпСервисиз (www.avicomp.ru), «Семантический архив» российской компании Аналитические бизнес решения (www.anbr.ru) и i2 TextChart англо-американской компании i2 Inc (www.i2.co.uk).

Они позволяют создавать схемы, работая не с графическими примитивами, а с семантическими конструкциями — компаниями, отношениями, событиями. В этих системах информация извлекается из текста статьи (или вноситься пользователем напрямую), сортируется по типам и сохраняется в специальной базе данных.

В дальнейшем из этих фрагментов, как из кирпичиков, можно построить те или иные графические схемы. Так как за каждым типом этих элементов обычно закрепляется свой графический примитив, цвет, стиль линий, то «рисование» подобных схем упрощается. Система генерирует схемы сама, поэтому пользователь уже не может ошибиться, нарисовав компанию то в виде квадрата, а то в виде овала. Но самое главное, что в этих системах построенная схема — не рисунок, а семантическая (смысловая) сеть. Если работать с ней в интерактивном режиме, то, щелкнув по узлу такой схемы, можно получить дополнительную информацию о том или ином объекте или событии. Например, можно получить досье на персону или выяснить, из какого документа было извлечено то или иное событие.

Особенно удобно, когда несколько таких схем объединяют в одну «мегасхему». Этим приемом можно воспользоваться, чтобы сравнить события, происходящие на разных рынках, или увидеть, как оцениваются одни и те же события в различных статьях (рис. 1-3).

Рис 1. Система Tais Ontos

Рис 2. Система «Семантический архив»

Рис 3. Система i2 TextChart

Аналитические обзоры металлургических рынков

В ряде аналитических статей, описывающих проблемы металлургии, их авторы периодически использовали графические схемы, чтобы показать структурную подчиненность компаний, владения собственностью, их взаимную аффилированность и проходящие через них финансовые потоки.

Так, в ряде статей о металлургии «Коммерсант-Власть» представлял информацию о российских металлургических компаниям в виде схем.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Например, журналисты проиллюстрировали статью «Цветная металлургия-2001» при помощи графической схемы. На ней были выделены области соответствующие сфере деятельности компаний: алюминий, медь, никель, платиноиды и др.
Компании в прямоугольниках синего цвета являлись холдинговыми структурами, а в прямоугольниках белого цвета — производственные предприятия. Стрелки, в данном случае, отражали права собственности холдингов.

Так схема, умещающаяся на одном листе бумаги, передавала информацию, которая в текстовом изложении заняла бы не один лист. При этом наглядность этого способа визуализации была несоизмеримо выше стандартного текстового описания (рис.4).

Рис. 4. Схема из статьи «Цветная металлургия-2001»

Не раз использовали подобные схемы и журналы «Эксперт», «Национальная металлургия» и другие издания.
В феврале 2006 года компания «Аналитические бизнес решения» на регулярной основе начала выпускать отчет Еженедельные переводы статей и дайджесты событий западной металлургической прессы (www.anbr.ru/inosmi/).

Основная «изюминка» этого отчета — графические схемы, иллюстрирующие каждый его раздел.

Читатель такого отчета может узнать, что случилось на металлургических рынках за неделю вообще не читая текст, а только просматривая графические схемы. Благодаря связям видно место проведения события, его участники, какие оценки давали ему эксперты. А эмблемы компаний и небольшие фотографии персон на схеме дают читателю дополнительную информацию и заметно «оживляют» картинку.

В среднем в каждом отчете содержится порядка 40-50 подобных схем.

Такой отчет состоит из двух частей: «Переводы аналитических статей ведущих СМИ» и «Дайджесты событий».

В первой части отчета, каждая статья содержит перевод на русский язык и иллюстрируется семантическими схемами, представляющими собой «смысловые карты документов», которые в наглядной форме отображают содержание статьи (рис.5).

Рис 5. Пример «смысловой карты документа» для статьи «Arcelor проучили — маленьким здесь не место» за ноябрь 2005 года

Рис 6. Пример «карты событий, произошедших вокруг компании Arcelor за одну неделю ноября 2005 года.

Во второй части отчета, «дайджесте событий», описываются важные события, произошедшие на основных металлургических рынках или вокруг крупных металлургических компаний. Каждый раздел такого отчета содержит графические иллюстрации в виде «семантических карт событий».

Иллюстрации представляют события, произошедшие на том или ином рынке, и объекты (персоны, организации), которые принимали участие в данных событиях.

Примененный в данном отчете подход, безусловно, упрощает восприятие больших объемов слабоструктурированной информации.

Заключение

Современные прогрессивные способы представления информации через ее визуализацию в виде графических схем существенно экономят время как руководителей, так и рядовых аналитиков. Они способствуют более быстрому пониманию всех нюансов описываемых событий, приводимых оценок, из которых, собственно, и состоят аналитические статьи. Такой подход позволяет достичь компромисса между необходимостью «быть в курсе событий» и «отсутствием времени на чтение прессы».
Хочется надеяться, что в ближайшее время мы станем свидетелями более полного использования этих подходов в аналитических службах коммерческих компаний.

Автор: Шатров Денис

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса