Бизнесмен идет в разведку

По данным интернет-проекта «Технологи разведки для бизнеса» (www.it2b.ru), 61% предпринимателей используют те или иные разведывательные технологии. Собирается заняться этим в ближайшее время 32% опрошенных, 6% пока не обладают достаточными знаниями в этой области и лишь 1% (!) – никогда не намерены прибегать к этому инструменту. Любопытно, что наибольшее количество опрошенных (35%) использует в бизнес-разведке открытые источники: интернет и СМИ. Им существенно проигрывают все остальные источники в лице информационно-аналитических и детективных агентств, коллег-бизнесменов, сотрудников собственной фирмы и т.п. 

Еще со времен первой мировой войны в разведке наибольших успехов добиваются не рыцари плаща и кинжала, а скучные аналитики, готовые просиживать в библиотеке штаны и засаливать до мраморного блеска нарукавники в поисках золотых крупиц информации. Для бизнес-разведки это тенденция верна вдвойне.

Нередко ценнейшая коммерческая информация, которую здравомыслящий директор доверит не всякому сейфу, буквально разбалтывается всему свету коллективными усилиями того же директора, PR-менеджеров предприятия, маркетологов, специалистов по поддержке корпоративного сайта и т.д. , и т.п. … Ни одна служба безопасности не в состоянии проконтролировать этот поток опрометчивых откровений: в отдельной публикации, как правило, невозможно найти криминал. «Закрытая» информация всплывает лишь в ходе вдумчивого анализа целого массива публикаций в интернете и СМИ, мониторинга интернет-ресурсов фирмы и ее деловых партнеров (сопоставления в течение длительного времени предложений товаров и услуг, прайс-листов, объявлений о вакансиях и т.д. ). Бизнес-разведчику остается только извлечь из «информационного шума» значимые факты и сопоставить их.

Далее мы будем говорить о бизнес-разведке в интернете, в котором, кроме чисто и-нетовских ресурсов, представлены выпуски большинства «бумажных» СМИ (заметим: в удобном для поиска электронном виде).

Традиционные поисковые системы (www.google.com, www.yandex.ru  и т.д. ) для наших целей подходят слабо: пока аналитик исследует миллионы найденных ссылок, наверняка потеряет актуальность сам поисковый запрос. Даже если наиболее ценная информация содержалась в первой тысяче ссылок, глаз аналитика от «ручного» труда «замылится», упустит важные связи между фактами. Как и в области «мирного» бухгалтерского и складского учета, в сфере бизнес-разведки также нужна автоматизация.

На помощь аналитику приходят программы, способные быстро находить в интернете действительно ценные факты, а также проводить их первичный анализ (или хотя бы сортировать, каталогизировать данные). Расскажем о наиболее эффективных и в то же время простых в использовании решениях. Работа с ними по силам не только программисту или специально обученному аналитику – их легко освоят боссы, умеющие набирать текст на компьютере и вводить запрос в окошке интернет-поиска. Возможность вести бизнес-разведку самостоятельно (хотя бы – периодически) может привлечь многих руководителей: время от времени хочется сохранить в тайне свою озабоченность определенными проблемами. Даже от собственных референтов и аналитиков…

«Галактика–ZOOM»: сравнить и обезвредить

Начнем обзор с поисково-аналитической системы «Галактика–ZOOM» – пионера этого класса программ. Система появилась на рынке еще в 1999 году и продолжает активно развиваться: недавно вышла ее четвертая версия с очередной порцией нововведений (см. www.galaktika.ru/2/products/zoom/).

Главная особенность «Галактики–ZOOM» – мощный лингвистический и математический аппарат, который выявляет статистически значимые связи между объектами и явлениями. Т.е. система проделывает за аналитика самую трудоемкую черновую работу. Тому остается только грамотно интерпретировать обнаруженные связи, для чего достаточно знать предметную область бизнеса и ситуацию на рынке.

«Галактика-ZOOM» постоянно «снимает» информацию с новостных порталов, сайтов аналитических агентств и СМИ, отраслевых и фирменных ресурсов и т.д. – их список устанавливается по желанию пользователя. Источником данных также могут служить почтовая база и файловый архив предприятия. Объем создаваемого информационного хранилища ограничен лишь аппетитами бизнес-аналитиков (он может достигать десятков терабайт), а его размещение в локальной сети предприятия позволяет проводить поиск и анализ любой сложности за считанные секунды.

«Галактика-ZOOM» дает в руки бизнес-разведчику три аналитических инструмента. Во-первых, она создает на основе неограниченного количества публикаций т.н. информационный портрет объекта, будь то персона, компания, отрасль, конкретное событие, бизнес-процесс и т.д. Информационный портрет – это список наиболее значимых для данной темы слов и словосочетаний, выстроенных по частоте упоминания. Портрет можно уточнить, составив к любому заинтересовавшему вас слову его собственный рейтинг значимых понятий, которые наиболее часто пересекаются в одном контексте.

Например, запустив поиск по запросу «мобильная связь», аналитик получит список, включающий названия конкретных фирм и технологические термины. Взглянув на этот рейтинг, можно сопоставить индексы значимости, что позволяет достаточно точно оценить реальный «вес» тех или иных сотовых компаний, а также понять, какие бизнес-процессы порождают наибольшие проблемы или надежды. Уточняющий поиск поможет выяснить, какие из представленных в рейтинге компаний активнее занимаются тарифным планированием, внедрением цифрового оборудования, строительством базовых станций и т.д. , на какие услуги они делают ставку, насколько близки к внедрению сетей третьего поколения. Система чутко «улавливает» даже колебания предпочтений потенциальных клиентов: по эмоционально-окрашенным ключевым словам (а они всегда присутствуют в рейтинге), можно понять, чего больше в представлениях публики о компании, событии, технологии – «позитива» или «негатива».

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Исследовав информационный портрет объекта, бизнес-разведчик может углубиться в детали – в чтение публикаций, которые система также выстраивает по значимости. Теперь его не собьет с пути субъективизм журналистов и аналитиков, поскольку для системы не важны суждения авторов сообщений. Они нивелируются статистикой, отражающей, можно сказать, наше коллективное подсознание.

Следующий инструмент системы – сравнительный анализ. Проведя одновременный поиск по нескольким объектам, понятиям, явлениям, можно выявить скрытые связи между ними. Например, установить, кто из бизнесменов с кем встречался за последнее время, на кого компания делает ставку во властных структурах, какие средства защиты и нападения используют фирмы-конкуренты. Опыт показывает, что в ходе использования этой функции порой всплывает совершенно неожиданная информация. Например, становятся очевидны источники утечки нежелательной информации о фирме.

Третий инструмент – динамический анализ развития объектов во времени. Например, можно сравнить графики спадов и подъемов PR-активности фирм-конкурентов, сопоставить их со «знаковыми» событиями на рынке. Это многое скажет о стиле рыночного поведения компаний. А всесторонний анализ рекламной политики фирм на протяжении нескольких лет позволит сделать выводы об их инвестиционном цикле, объемах финансовых ресурсов, слабых звеньях в дистрибьюторской сети и т.д. 

Комплекс «Галактика–ZOOM» активно используют органы власти (включая администрацию президента РФ), спецслужбы (в т.ч. ФСБ), СМИ, службы безопасности и аналитические отделы банков, предприятий, компаний. Например, с помощью этой системы Центризбирком РФ проводит мониторинг социальной и политической обстановки в регионах накануне и после выборов, специалисты ведомства Германа Грефа – готовят аналитические записки и программы развития, ОАО «АвтоВАЗ» – собирает информацию о новинках и тенденциях мирового рынка, страховая компания «Гефест» – добывает сведения о планах бизнес-структур и органов власти, специалисты ЗАО «Академия безопасности бизнеса» – оценивают положение на рынке компаний-заказчиков и их конкурентов, а журналисты телеканала «Россия» – формируют список предстоящих значимых событий, выясняют их предысторию, планируют съемки, готовят комментарии, прогнозы.

«Тренд»: кто предупрежден, тот вооружен

Главный «конек» информационно-аналитической системы «Тренд» (см.: www.rscip.ru/files/Trend.ppt) – предсказание кризисов и выявление тенденций развития любых объектов, на исследование которых «настроена» система. Например, «Тренд» позволяет выяснять характер и источники угроз, конфликтов в коллективе, хищений и махинаций персонала, определять вероятность победы в аукционе, конфликта менеджеров с учредителями, дополнительной эмиссии или продажи пакета акций, прогнозировать результаты выборов, совершение террористических актов, заказных убийств и т.д. 

Система «Тренд» извлекает из сообщений СМИ, документов, описаний деловых контактов данные о внутренних сторонах деятельности объекта, не отраженные в этих документах явно. Она как бы «читает между строк», отсекая заказные «вбросы». Наверное, вы и сами сталкивались с «мощным пиаром», после прочтения которого возникает чувство: у заказчика пиара дела идут неважно. Оказывается, теперь и компьютеры «морщатся» от переизбытка пропаганды:).

Разработчики системы приводят несколько практических примеров использования «Тренда». В одном случае был заранее предсказан силовой наезд на компанию «А» по заказу конкурентов (причем в СМИ не было никакой информации о конфликте интересов). В другом – «просчитан» финансовый кризис в конкурирующей фирме «B». В третьем – сделан прогноз резкого падения лояльности коллектива компании «С»… По утверждению разработчиков, система позволяет дать прогноз развития объекта или процесса на период до двух месяцев с вероятностью более 67%. Наверняка найдутся скептики: ведь в компьютер невозможно ввести все факторы, которые формируют наше будущее. Поделюсь на этот счет личным опытом использования одной разрекламированной программы, определяющей дату смерти пользователя по образу его жизни и экологии его родного города. Добросовестно ответив на длиннющий список вопросов, я так и не расстался с убеждением, что умру в любой день, кроме названного программой. Но, тем не менее… бросил курить :).

RCO Fact Extractor: мы должны знать все о своих героях…

Представленная рынку в конце 2004 года программа поиска фактов в тексте Fact Extractor (www.rco.ru) специализируется на автоматическом формировании досье объектов (персон либо компаний) и мониторинге определенных сторон деятельности этих объектов (встречи и контакты, действия на рынке ценных бумаг и т.п. ).

Авторы RCO Fact Extractor разработали ряд уникальных лингвистических алгоритмов. Например, программа умеет выделять в тексте имена персон и названия организаций, а также распознавать по ходу текста, когда полное имя объекта заменяется кратким или косвенным наименованием либо местоимением. Это позволяет программе наглядно структурировать большие объемы данных из разных источников: выбранных пользователем интернет-ресурсов, файловых архивов и баз данных. Итог работы «Экстрактора» – компактная таблица, в которой все найденные факты разложены по полочкам: владельцы предприятия, заключенные договора, покупки, продажи и т.д. Набор конкретных «полочек» зависит от шаблона поиска и классификации фактов – а шаблоны, в свою очередь, редактируются в зависимости от задач «разведывательной операции». Выбрав конкретную ячейку таблицы – например, ячейку с фамилией влиятельного чиновника, с которым контактировал объект мониторинга – аналитик увидит в отдельном окне краткий дайджест сообщений о контактах объекта с этим чиновником. При желании пользователь может перейти к подробному описанию любого факта: все они сохраняются в информационной базе программы.


Немного практики

У каждой из представленных программ – «свой» пользователь. «Галактика–ZOOM» – комплекс для крупных предприятий и организаций (поскольку предусматривает создание обширного хранилища информации). «Тренд» – инструмент аналитического агентства, продающего прогнозы. RCO Fact Extractor – персональный «советчик», который уместится в ноутбуке руководителя фирмы или консультанта-аналитика. В ближайших номерах журнала мы познакомим вас с новейшими инструментами бизнес-разведки в интернете: с т.н. нейросетевыми агентами, а также с интеллектуальными системами, способными выполнять сложные запросы, заданные на естественном человеческом языке.

Но сегодня мы не сможем считать свою миссию исчерпанной, если не предложим вам «пошпионить» прямо сейчас.

Зайдите по адресу: www.be1.ru/services/stat. Выполните необходимые инструкции (требуется перетащить на свой браузер кнопку, ведущую на бесплатный сервис Stat – это займет пару секунд). Теперь, – вперед, на сайт конкурирующей компании. Когда он загрузится, нажмите на кнопку сервиса Stat – и вы узнаете о «вражеском» сайте (и, косвенным образом – о его владельцах) все или почти все. Например, в каком городе/стране находится сервер, на котором размещен сайт. Кто владелец сервера (адрес, телефон). Каков рейтинг сайта по версии Google. На каком месте среди конкурирующих ресурсов находится сайт по версии Yandex. Каков его индекс цитирования по версии Aport. Ресурсы каких компаний ссылаются на этот сайт. Сколько посетителей побывало в разные периоды как на сайте в целом, так и на отдельных его страницах (иначе говоря, какими товарами и услугами вашего конкурента больше интересуется публика). Какие направления бизнеса руководство этой фирмы считает стратегически важным (об этом «проговорятся» так называемые keywords, ключевые слова сайта, адресованные поисковым системам интернета).

Ну, что, – аппетит приходит во время «еды»?

Автор: Юрий Смирнов

Источник: ИП «ТОП СОФТ», Корпорация «Галактика», «Бизнес ревю» от 05.05.2005

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса