Информационно-аналитическое обеспечение безопасности

Любому профессионалу известно, что мало-мальски качественная система безопасности не может существовать без важнейшего компонента — информационно-аналитического обеспечения. Более того, именно этот компонент и составляет ядро комплекса безопасности. Ядро, без которого затраты на бронирование 600-го «Мерседеса», в лучшем виде оснащенную охрану или самую умную сигнализацию могут оказаться бесполезными. Ведь ни одним из этих средств не решишь проблему подбора партнера для бизнеса и проверки его надежности, оценки рисков при выходе в новый сектор торговли или другой регион, принятия оптимального решения в кризисной ситуации.

Подавляющее большинство охранных и детективных предприятий и объединений, служб безопасности или иных фирм, работающих на рынке обеспечения безопасности, информационно-аналитическую деятельность ведут. И не столь важно, заявлены ли в прайс-листе отдельными позициями такие услуги, как проверка партнера, деловая и конкурентная разведка, анализ факторов риска и т.п. , или же при заключении договора об обеспечении комплексной безопасности того или иного предприятия эти работы будут учитываться в комплексе. В любом случае получать и обрабатывать информацию предприятия, не первый год занимающиеся обеспечением комплексной безопасности, просто обязаны. То есть без риска сильно ошибиться, можно сказать следующее. Обратившись практически в любую из фирм, представленных в этом справочнике в разделах частной охранной и детективной деятельности, можно будет получить ответ: «Да, мы также предоставляем и информационно-аналитические услуги».

Другое дело, насколько клиента устроит полнота и актуальность информации. Не секрет, что на известной «Горбушке» за базу данных Московской регистрационной палаты или телефонную базу МГТС просят совсем смешные деньги. В Интернете можно найти не только «компромат» (хотя, по сути — это чаще всего перепечатки опубликованных в прессе статей или собранные слухи) на очень и не очень известных людей, но и балансы банков и предприятий, данные по учетам автомобилей и т.п. Оставим за скобками легитимность такой информации, хотя всем в детстве, видимо, объясняли, что воровать — нехорошо.

Важнее другое. Во-первых, информация устаревает очень быстро. Актуализировать ее отдельная, совсем не дешевая и весьма непростая задача. Решать ее под силу тем предприятиям, которые информационно-аналитическую деятельность рассматривают не просто как дополнение к охранным услугам, но как отдельное направление своего бизнеса.

Во-вторых, предоставленные клиенту (условно) 100 страниц текста по проблеме, которая его интересует, и конкретный ответ на его конкретный вопрос — все-таки, вещи разные. То есть, затратив несколько сотен долларов на покупку на «черном рынке» баз данных и подключение к Интернету, вряд ли можно говорить о создании серьезной информационно-аналитической службы. Источники информации далеко не ограничиваются CD с «Горбушки». А необработанные 100 страниц — очень часто далеко не та информация, которая помогает решить проблему. «Информационное сырье» должен кто-то обрабатывать, а это — удел профессионалов.

В-третьих, большинство охранно-детективных структур («особенно это касается малых и средних) имеют достаточно устойчивый круг клиентов. Соответственно, Информационно-аналитические возможности рассчитаны на обеспечение потребностей именно и этих клиентов. Иными словами, если среди клиентов — (условно) торговое предприятие, молочный комбинат или станция техобслуживания автомобилей, то и сферами „повышенного информационного внимания“ будут именно эти отрасли бизнеса. А вот по другим, может статься, придется собирать сведения, что называется, с нуля.

Кроме того, нередко возникают ситуации, когда потенциальный партнер — зарубежный. Или же проблемы возникли совсем не в России, и понять что-то (а уж тем более, принять оптимальное решение) без сведений, которых у нас в стране просто нет, невозможно. Однако и здесь профессионалы в области информационной работы способны помочь. Откроем маленький секрет: получить данные о какой-нибудь иностранной фирме или даже физическом лице, его репутации, кредитной истории часто бывает проще, а иногда и дешевле, чем о российских.

Правда, отсутствие в каком-нибудь ЧОП или детективном предприятии собственного мощного информационно-аналитического подразделения совсем не говорит о том, что информационно-аналитический продукт будет некачественным или неполным. Бывают простые вопросы, скажем, касающиеся учредителей той или иной фирмы. Бывает так, что требуется скорее консультация профессионалов, чем развернутая справка. В этих случаях исполнители с честью справляются сами. А кроме того, многие структуры безопасности имеют давние и устоявшиеся связи с теми, кто не один год целенаправленно и успешно работает в информационно-аналитической сфере. При этом такими „субподрядчиками“ могут выступать как „коллеги“ — крупные охранные и детективные структуры или информационно-аналитические центры, специализирующиеся на рынке безопасности, так и информационные агентства, владельцы информационных ресурсов, новостные и аналитические службы, информационные структуры самого широкого профиля. И клиент никогда не узнает, кто, где и как реально выполнял его непростой заказ. Да ведь это и неважно, так? Главное, чтобы результат устраивал.

Таким образом, можно обозначить основных субъектов информационно-аналитического сектора в сфере обеспечения безопасности.

1. Государственные организации (в том числе так называемые „силовые структуры“, но не только) и их подразделения, собирающие и/или накапливающие информацию в соответствии с определенными законодательством нормами. Большинство таких сведений закрытые. Причем не всегда законом, чаще — ведомственной инструкцией. Вместе с тем, есть, известное количество сведений, не попадающих в соответствии с законодательством „под закрытие“ информации. Профессионалам известны возможности их получения легальными способами как непосредственно в самих ведомствах, так и через так называемых „информационных брокеров“.

2. Частные детективы и их объединения. Разрешенными законом «О частной детективной и охранной деятельности» способами собирается и обрабатывается информация в интересах заказчика. Полученные таким образом данные могут дополняться иной информацией по той же проблеме.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

3. Информационно-аналитические подразделения и службы при коммерческих и общественно-политических структурах (фирмах, банках, партиях, охранных предприятиях, ассоциациях и т.п. ). Как правило, они работают в интересах одной структуры, подразделением которой и являются. Информационное производство построено обычно таким образом, что собираются и накапливаются собственные информационные ресурсы и нарабатываются возможности быстрого получения и обработки необходимых данных в случае их отсутствия. Цель — в максимально возможно короткие сроки предоставить затребованные своей структурой информацию и/или результаты аналитических, прогнозных и иных исследований.

4. Независимые информационно-аналитические службы и центры. Принципиальное отличие от предыдущих — рыночная ориентированность, то есть отсутствие одного-единственного заказчика и работа с более или менее широким кругом клиентов.

И вкратце можно сказать о доступных сегодня информационных ресурсах как государственных, так и коммерческих предприятий. Данные, в принципе, необходимые для принятия решений, предлагаемые рынком, можно классифицировать следующим образом:

1. Сектор деловой информации, включающий в себя биржевую, финансовую, коммерческую, экономическую, статистическую информацию:

  • биржевая и финансовая. Включает в себя информацию, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками. Это информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах;
  • экономическая и статистическая. Информация, предоставляемая государственными службами и частными компаниями, занятыми исследованиями и консалтингом, включает в себя числовую экономическую, демографическую, социальную информацию, в том числе в виде прогнозных моделей и оценок;
  • коммерческая. Это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работы и продукции, ценам, финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях и т.п. ;
  • деловые новости в области экономики и бизнеса, которые предлагают соответствующие специализированные службы и агентства, средства массовой информации.

2. Сектор информации для специалистов, включающий в себя научно-техническую и специальную информацию, а также первоисточники:

  • профессиональная информация. Специальная информация, присущая определенной профессии (информация для врачей, юристов, преподавателей, фармацевтов, инженеров и т.п. );
  • научно-техническая информация. Документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация, данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности; — доступ к первоисточникам через библиотеки и специализированные банки данных, возможности приобретения первоисточников, получения их в виде полноразмерных документов и микрокопий.

3. Сектор массовой и потребительской информации, включающий в себя новости и услуги, в том числе на основе современных средств телекоммуникаций:

  • справочная информация. Информация специализированных информационных агентств и служб новостей, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
  • потребительская и развлекательная информация, которая ориентирована на домашнее использование. Это — местные новости, погода, расписание движения транспорта, коммерческие предложения и т.п. 

В отличие от мирового рынка, на только еще формирующемся российском пока нет ни одной фирмы, готовой предоставить потребителю собственные качественные информационно-аналитические услуги и продукты всего спектра. В России до сих пор не сложилось ни одного крупного комплексного информационного центра, сопоставимого по количеству накопленных информационных ресурсов с крупнейшими зарубежными. Да и спрос у нас в стране, надо признаться, пока не вполне сформирован. „Гром не грянет — мужик не перекрестится“ — эта фраза вспоминается не раз и не два, когда клиент приходит за информацией. Тем не менее, сегодня профессионалы в сфере информационно-аналитического обеспечения безопасности способны решать подавляющее большинство возникающих задач. И если с обеспечением комплексной безопасности вдруг возникает проблема, то чаще всего потому… что профессионалов вовремя не спросили!

Автор: Сергей Минаев (ген. дир. АО «Специальная Информационная Служба») | 

Источник: «Все о вашей безопасности»

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса