Конкурентная разведка, недобросовестная конкуренция и промышленный шпионаж в России

Конкуренция в России уже стала реальностью для большого бизнеса и становится ею для среднего.

Конкурентная разведка, ее методы и возможности известны узкому кругу специалистов-практиков, но не известны предпринимателям.

Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа является горькой, но объективной реальностью молодого российского рынка. В ближайшем будущем вряд ли следует ожидать отказа от их использования.

Новые реалии

Проводимые в России реформы вызвали к жизни новые реалии и понятия, во многом определяющие деятельность субъектов экономики. Конкуренция и конкурентоспособность, сегментирование рынка и порог вхождения в рынок, сокращение платежеспособного спроса и уменьшение нормы прибыли – лишь некоторые из них. Предприниматели, поставленные в новые условия, по большому счету оказались не готовы к ним. В результате проблемы часто стали решаться методами, порицаемыми цивилизованным бизнесом. Подделка продукции известных товаропроизводителей, коррупция и расцвет рынка специальных технических средств свидетельствуют о том, сегодня в России предпочтение, к сожалению, отдается недобросовестной конкуренции и промышленному шпионажу. Однако справедливости ради следует отметить, что процесс адаптации предпринимателей к сложившейся ситуации идет довольно быстрыми темпами.

Конкуренция, конкурентная разведка, недобросовестная конкуренция и промышленный шпионаж являются атрибутами конкурентного рынка.

В результате реформ в стране возникли предпосылки для создания конкурентного рынка. С начала 90-х годов наблюдается волна массового создания частных предприятий. Приватизация к середине 90-х годов охватила уже не только розничную торговлю, общественное питание и сферу услуг, но и крупные промышленные предприятия. Сыграло свою роль и разгосударствление.

Россия вступила в рыночную экономику. Ничего, что сейчас этот рынок пока еще дикий, нецивилизованный и испытывает огромное давление преступных элементов. Время все расставит на свои места.

Если тему российского рынка обсуждают давно и активно, то тему конкуренции в России начали затрагивать относительно недавно.

Становление конкурентных отношений в России

В силу известных причин «конкуренция» является для нас новым (или хорошо забытым старым) явлением и понятием. Поскольку единого, общепринятого определения нет, каждый волен выбирать то, которое считает наиболее точным и правильным. Таким, на наш взгляд является определение, приведенное А.Ю. Юдановым: «рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка». Отметим в этой связи некоторые важные моменты. Во-первых, конкуренция – это борьба; во-вторых – борьба за ограниченный платежеспособный спрос; и, наконец – борьба на доступных сегментах рынка.

В дореформенное советское время с конкуренцией сталкивались лишь внешнеторговые объединения. Внутри же страны она отсутствовала. Иногда приходится слышать утверждения, согласно которым внутри страны конкурировали представители теневой экономики. Опираясь на предложенное А. Юдановым определение, данную точку зрение можно назвать не совсем корректным: они удовлетворяли спрос, работали в условиях дефицита, а не в условиях ограниченной платежеспособности.

Поскольку любой предприниматель, ведущий свою деятельность в России, обязан руководствоваться действующим законодательством, он должен иметь в виду определение конкуренции, данное в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с ним, «конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Идеологи реформ возлагали на конкуренцию большие надежды. Они объясняли, что ликвидация монополий вызовет к жизни конкурентную борьбу самостоятельных компаний, а это приведет к повышению качества продукции и снижению цен. Однако этим ожиданиям в то время не суждено было сбыться, поскольку отсутствовал ограниченный платежеспособый спрос. Необходимо было ликвидировать тотальный дефицит. Российский рынок оказался настолько огромен, что позволял сосуществовать огромному количеству предприятий различных форм собственности и размеров без какого-либо намека на конкурентную борьбу между ними.

Такая ситуация привела к повышению цен – любая, даже мелкая компания вела себя как монополист, вздувая цены на свою, чаще всего перепродаваемую, продукцию. В начале 90-х годов предложение с нормой прибыли меньше 100% даже не рассматривалось.

Огромные нормы прибыли привлекли в Россию иностранные компании, которые внесли свой вклад в ликвидацию дефицита и резкое снижение покупательной способности населения, сокращение спроса и превращение российского рынка из рынка производителя в рынок потребителя.

Ликвидация дефицита и появление выбора, с одной стороны, и «вымывание» сбережений и падение платежеспособного спроса, с другой, привели к тому, что приоритетом потребителя стало соотношение цена/качество. Приоритет этого соотношения является важным фактором конкурентного рынка, обеспечивающим предложение добротных, качественных массовых товаров по доступной цене (повышение цены сверх приемлемой приведет к переориентации на товары-заменители) и специализированных, эксклюзивных товаров по значительно более высоким ценам.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о корпоративной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

С начала приватизации под конкуренцией в России подразумевалось ожесточенное соперничество за передел собственности.

Примерно с этого же времени в средствах массовой информации участились сообщения о разорениях, банкротствах, увольнениях и других «прелестях жестокой капиталистической конкуренции». Однако то, что преподносилось как конкуренция, таковым на самом деле не являлось, поскольку рынок еще не был перенасыщен и конкурентов не было.

Массовый поход крупных компаний в «стратегически важные» регионы, создание диллерских и дистрибьюторских сетей в середине 90-х годов свидетельствуют о том, к концу 1995 года конкуренция в России стала реальностью на уровне большого бизнеса.

На уровне среднего и малого бизнеса конкуренция пока еще не стала одним из решающих факторов развития предприятия. Кроме того, в условиях криминализации российского бизнеса определенная часть предпринимателей считает, что предотвращать связанные с деятельностью конкурентов неприятности, должны структуры, условно называемые «крыши».

Однако ситуация меняется на глазах. Со второй половины 1997 года отмечается рост заинтересованности среднего бизнеса в конкурентной разведке (КР). Сегодня его представители уже ставят задачи по определению и оценке своего конкурентного окружения, выявлению отправных точек для проведения сравнительного анализа и обоснованию конкурентных стратегий.

Можно констатировать, что конкуренция в России уже стала реальностью для большого бизнеса и становится ею для среднего. С большой вероятностью можно ожидать, что проблема «выживания» в условиях конкуренции станет одной из основных уже в ближайшем будущем. От того, какими методами она будет решаться, зависит восприятие российского бизнеса мировым деловым сообществом.

Преобладание недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа

Доминирование недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа является горькой, но объективной реальностью молодого российского рынка. Почему это происходит и каковы перспективы?

Прежде всего необходимо разобраться в том, о чем идет речь

Упоминания о недобросовестной конкуренции появились в начале 90-х годов, когда, как уже отмечалось, конкуренции на российском рынке не было. Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал под этим понятием что-то свое. Что мы имеем на сегодняшний день?

Парижская «Конвенция по охране промышленной собственности» 1883 года (последние изменения внесены 2 октября 1979 года) понимает под недобросовестной конкуренцией «всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах», действия или утверждения, «способные дискредитировать предприятие» (конкурента) или «ввести в заблуждение общественность».

В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» данное понятие трактуется шире – «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации». В Законе под недобросовестной конкуренцией понимается не только дискредитация конкурента и незаконное использование чужой торговой марки (подделка товара), но и «получение, использование и разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца», то есть промышленный шпионаж.

Целью конкуренции является получение долгосрочного конкурентного преимущества, обеспечивающего конкурентоспособность товаров или услуг производителя. Цель недобросовестной конкуренции – остановить конкурента, помешать ему, получить сиюминутное конкурентное преимущество. По мнению западных специалистов в области конкурентной разведки, фирмы, прибегающие к недобросовестной конкуренции и промышленному шпионажу, неконкурентоспособны, переживают трудности, не обладают достаточным интеллектуальным или финансовым потенциалом.

Согласно этому мнению, большинство российских предприятий неконкурентоспособны. Думается, что это не так. В России преобладание методов недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа сегодня имеет свои причины. Какие?

  • Недостаточное распространенность знаний о КР. Конкурентная разведка, ее методы и возможности известны достаточно узкому кругу специалистов-практиков, но не известны предпринимателям, поскольку не являлись частью ни их базового, ни бизнес-образования.
  • Непорицание неэтичных действий. Мнение о том, что вести предпринимательскую деятельность честно, по-закону сегодня в России невозможно, уже ни у кого не вызывает сомнений. Невнимание российских предпринимателей к нуждам и интересам наемных работников, выставляемое напоказ богатство «новых русских» на фоне обнищания значительной части населения страны закрепляют негативное отношение к бизнесменам. В итоге общественное мнение не ждет от них ничего иного, чем незаконных или неэтичных действий. Кроме того, само деловое сообщество пока не прилагает каких-либо видимых усилий к изменению негативного имиджа российского бизнеса, а отношение бизнесменов друг к другу мало чем отличается от отношения рядовых граждан.
  • Наличие опытных квалифицированных кадров. Сокращения силовых структур, «компетентных органов» и армии обеспечили бизнес достаточным контингентом, обладающим опытом оперативной и «специальной» деятельности, которая разрешена государственным структурам, но является незаконной в сфере бизнеса).
  • Наличие технических средств. Рынок специальных технических средств переживает расцвет. Сегодня в России доступны самые разнообразные образцы спецтехники, а деятельность современных Кулибиных достойна восхищения.

Эти причины свидетельствуют скорее о подходе современного российского бизнеса к конкуренции, а не о том, что большинство отечественных предприятий неконкурентоспособны.

Можно ли ожидать, что, когда-нибудь в России вообще не будут использовать методы недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа? Нет. Опыт Запада свидетельствует о том, что функция защиты от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа остается исключительно важной и в «цивилизованном» мире, поскольку всегда есть структуры, готовые или вынужденные прибегать к незаконным или неэтичным методам. Вопрос лишь в пропорции. Отказ от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа можно ожидать только тогда, когда они начнут наносить ущерб имени, деловой репутации и приводить к финансовым потерям и убыткам. Вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Задача состоит в том, чтобы приблизить этот момент.

Автор: Ю. Прилебский (Консалтинговый центр «Лекс») | Источник: журнал «Консалтинг» №01, 2000 г. 

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса