Шпион — находка бизнесмена

Корпоративная разведка становится одним из самых выгодных видов производственных инвестиций.

Фирмы «Интерколор» и «Радуга» ладили друг с другом настолько, насколько это возможно для злейших конкурентов, мечтающих только о том, как бы поскорее слопать соперника. Утром очередного понедельника гендиректор «Радуги» Вениамин Локтев пребывал в состоянии крайнего раздражения. Рука его сжимала баллончик, на котором красовался вражеский логотип. «Снова, – сообщил своим замам Локтев, – «Интерколор» нас «обставил». Они содрали у нас все: дизайн, состав, даже оттенки и запустили продукт на месяц раньше, чем мы».

«Интерколор» и «Радуга» делили между собой рынок недорогих красок, лаков и гелей для волос. Ввиду отсутствия собственного производства и крайней ограниченности маркетинговых бюджетов, тягаться с дорогой продукцией западных концернов не было никакой возможности. Впрочем, дефолт 1998 года изрядно перетряхнул рынок. Освободившаяся ниша оказалась вполне уютной – до недавнего времени краски «Радуги» расходились на сумму не меньше чем 8 млн долларов в год.

Но около года назад все изменилось. Кошельки потенциальных покупателей постепенно полнели, прежние клиенты начали присматриваться к более дорогим товарам. «Радуга» решилась на маркетинговый маневр: восемь месяцев в компании работали над новой линейкой продуктов. Вложив изрядные средства в исследование рынка, выяснили, какой именно видится «таргет-группе» идеальная краска. Затем с готовой концепцией на руках фирме оставалось лишь заказать дизайн и поставить производство на поток.

Когда до начала продаж нового продукта оставалось шесть недель, на фирму Локтева обрушился страшный удар. В московские магазины поступила краска от «Интерколора» – точь-в-точь такая, на которую «Радуга» возлагала столько надежд.

Впрочем, у «Радуги» все еще оставался портфель, плотно забитый перспективными проектами. К выпуску следующего продукта готовились более тщательно – Локтев засекретил всю информацию о нем. Но история повторилась.

«Радуга», уже вложившая треть годовой прибыли в два сорвавшихся по вине конкурентов проекта, оставшуюся часть денег пустила на запуск третьего – самого многообещающего. До начала продаж оставалось четыре месяца. Было очевидно, что если и на этот раз произойдет то же, то Локтев со своей фирмой пойдут по миру.

Взвесив все, гендиректор решил, что установить источник утечки можно только при помощи контрразведывательной операции. Чтобы пристроить своего человека в «Интерколор», Локтеву хватило недели. Впрочем, результаты его деятельности были неутешительны. Виктор Серовзоров, владелец и бессменный руководитель «Интерколора», не то чтобы не доверял новому сотруднику – просто он не верил вообще никому. Папки со всеми сколько-нибудь важными документами хранились в его кабинете, а на ночь Серовзоров запирал их в сейф.

В выстроенной «Интерколором» глухой обороне нашлась лишь одна брешь. Во время перекуров сотрудники фирмы вполголоса обсуждали пристрастие своего директора к регулярной смене секретарш – последнюю он выгнал всего несколько дней назад. Рассудив, что обиженная девушка может многое рассказать о повадках бывшего начальника, Локтев решил с ней побеседовать. Тем более что резюме уволенной секретарши содержало довольно любопытную строчку.

На встрече с девушкой Локтев представился начальником кредитной службы крупного банка. Разговорив секретаршу, он осведомился: «У вас в резюме сказано: большой опыт в составлении гороскопов. А почему, собственно, вы сочли нужным упомянуть об этом? » Девушка слегка замялась: «Видите ли, мой бывший шеф… одним словом, для него такие вещи были очень важны. Вот я и подумала, что, наверное, многие в бизнесе интересуются астрологией».

Серовзоров оказался большим поклонником оккультных знаний. Выяснилось, что он ни шагу не мог ступить без того, чтобы не проконсультироваться со звездами о перспективах своего бизнеса. Круг чтения директора «Интерколора» ограничивался катренами Нострадамуса, «Некрономиконом» и желтым еженедельным листком, регулярно потчующим подписчиков историями о том, что инопланетяне высадились в Кремле, предварительно нейтрализовав системы ПВО при помощи сверхмощного биополя.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Вениамину Локтеву не составило труда ангажировать подходящего «экстрасенса со стажем». Им стал бывший сибирский физик-ядерщик, который от безденежья подался было в «челноки», а затем, прогорев на торговле китайскими тапочками, переквалифицировался в «белого мага». Вот уже два года колдун практиковал в Москве. Серьезных доходов промысел не приносил, поэтому за небольшое вознаграждение маг охотно согласился участвовать в локтевском спектакле.

Через несколько дней в обожаемом Серовзоровым журнале появилось рекламное объявление об уникальных услугах потомственного колдуна, специализирующегося в области «бренд-астрологии», «маркетинговой духовной герменевтики», а также составляющего подробнейшие гороскопы, которые содержали предсказания о судьбах любых начинаний в бизнесе.

Расчет полностью оправдался: Серовзоров клюнул на рекламу. Маг тоже не подкачал. Вращая зрачками и размахивая амулетами, он объяснил главе «Интерколора», что, дабы выдать достоверное пророчество о новом товаре, ему нужно знать о нем все подробности. Хотя предусмотрительный Серовзоров и не открыл всей правды об источнике своего маркетингового вдохновения, но дату «зарождения» идеи он назвал точную.

Информации о дне, когда произошла утечка, было вполне достаточно, чтобы локализовать ее источник. Виновником оказалась одна мелкая контора, которая пристроилась к государственным бюро экспертизы и патентному ведомству и кормилась на бизнесменах, желавших максимально упростить и ускорить вялотекущие процессы оформления патентов и всевозможных сертификатов. День, в который Серовзоров получил исчерпывающие сведения о новых продуктах «Радуги», совпадал с тем днем, когда Локтев передал документацию о них в «патентную» фирму.

Раскрыв источник утечки, Локтев и не подумал прервать отношения со шпионившей за ним конторой. Напротив, вскоре он передал туда очередной пакет документации сразу на целую линейку товаров. Новые кремы и краски попадали в более высокую ценовую нишу. Узнав об этом, Серовзоров заволновался: выпустив такие продукты, он неизбежно вступил бы в прямую конфронтацию с западными брендами, да еще и на их территории. Однако до его сведения довели достоверную информацию о том, что Локтев предпринял очередное масштабное исследование рынка. Из чего следовало, что как раз теперь-то и настало время сразиться с западными гигантами. Конечно, для этого придется вложить в рекламу значительные суммы, но выгода будет несопоставимо больше.

В итоге «Интерколор» вложил все средства в безнадежный проект, выполз на чужое поле, где и был тотчас съеден крупными акулами. К сентябрю 2002 года компании «Интерколор» больше не существовало. Освободившееся место на рынке заняла продукция «Радуги».

Как ни странно, но еще одним человеком, бизнес которого выиграл от этой истории, оказался маг-термоядерщик. Реклама «бренд-астрологии» привлекла не только Серовзорова. Поток коммерсантов, жаждавших справиться у светила о судьбе своего товара, оказался необычайно велик – колдун невзначай напал на золотую жилу.

Названия компаний и имена возглавляющих их лиц изменены.

Автор: Константин Гурдин  

Источник: Журнал

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса