Шпион-основа конкурентного преимущества?

Одной из проблем, с которыми человечество постоянно сталкивается на протяжении своего развития, и которые вряд ли когда-нибудь исчезнут, является экономический шпионаж. Естественно, изменяются формы, методы и приемы его. Но неизменной остается цель — незаконное получение информации (технологии «ноу-хау» и т.п. ), и благодаря ей — прибыли.

Экономическая разведка — болезнь всех стран и крупных корпораций. Ею активно занимаются как государственные, так и негосударственные службы безопасности. По неофициальным оценкам сотрудников федеральных служб безопасности, практически каждая крупная фирма крадет информацию у своих конкурентов и одновременно страдает от аналогичных действий с их стороны.

Показательна в этом отношении статья из британской газеты «Таймс», в которой спуск на воду в середине 2001 года российской подводной лодки класса «Акула-2», претендующей на звание самой тихой в мире, был прокомментирован следующим образом: «Триумф шпионажа, а не кораблестроения». Субмарина введена в действие через десять лет после того, как ее киль был заложен на верфях «Севмаша» близ Архангельска. Теперь ВМС стран НАТО осталось проверить справедливость заявлений о том, что новую АПЛ нельзя обнаружить на расстоянии больше семи миль. Это делает российскую подлодку тише американского аналога — подлодки класса «Лос-Анджелес», которую она перекрывает по скорости, огневой мощи и максимальной глубине погружения. Все же, по мнению «Таймс», новая субмарина — скорее триумф шпионажа, чем кораблестроения. При ее создании использована технология, украденная в 80-е годы агентами КГБ у американских ВМС, и технология проката, нелегально проданная Советскому Союзу японским гигантом «Тошиба». Ее долгий путь к активной службе — всего лишь отражение хаоса, в который погрузилась Россия в 90-е годы.

При этом нельзя не признать, что наиболее эффективная система экономической безопасности сегодня функционирует в США — как на государственном, так и на корпоративном уровне.

В настоящее время экономическая разведка составляет важнейшую часть деятельности американских корпораций, которые вынуждены вести жестокую конкурентную борьбу за рынки сбыта. Опыт последних сорока лет наглядно показал, что прочность положения фирмы в значительной степени зависит от владения информацией о рыночной конъюнктуре, финансовом положении конкурентов, результатах перспективных исследований и разработок, тенденциях развития в конкретных областях бизнеса; получить эту информацию и должна экономическая разведка. Она также способствует выявлению уязвимых мест в системе безопасности компании, что позволяет разрабатывать адекватные меры защиты от промышленного шпионажа, мошенничества и других опасностей.

С начала 90-х в американских корпорациях активно создаются отделы (подразделения) экономической разведки, которые занимаются добыванием сведений стратегического и тактического характера, необходимых для успешной деятельности. Как правило, они входят в состав служб безопасности компаний и подчиняются их руководителям. Эти лица, в свою очередь, отвечают за координацию мер безопасности и разведывательной работы, привлечение к ней наиболее надежных и преданных сотрудников других подразделений фирмы, использование внешних информационных источников.

Деятельность отдела экономической разведки, как показывает многолетний опыт американских корпораций, должна находиться под постоянным руководством и контролем исполнительного директора фирмы по вопросам безопасности и строиться по трем основным направлениям:

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]
  • внутренняя оценка;
  • внешняя оценка;
  • анализ полученной информации.

Внутренняя оценка

На этом этапе директор по вопросам безопасности обязан исключить все возможные утечки секретной информации о своей компании через открытые источники. Эта задача может быть решена, например, целенаправленным просмотром сообщений по сети интернет. Если отдел экономической разведки имеет выход на коммерческие базы данных, то следует уточнить, какого рода сведения о компании предоставляются их пользователям. Важна также проверка индексов печатных и электронных СМИ, что позволяет выяснить, в каких изданиях были опубликованы статьи, касающиеся деятельности компании, и какой характер имели эти материалы.

Сотрудники отдела должны проводить периодические проверки, чтобы выявить факты передачи посторонним лицам конфиденциальной информации служебного характера кем-либо из работников корпорации по телефону или электронной почте. Еще один достаточно эффективный способ выявления уязвимых мест в системе безопасности — регулярная проверка мусора; в нем могут быть спрятаны похищенные дискеты, распечатки и т. п. Кроме того, рекомендуется проверять служебные помещения в нерабочее время, чтобы исключить возможность оставления в них секретных материалов, а также посещать конференции, на которых выступают сотрудники компании, чтобы предотвратить случайное разглашение ими секретных данных.

Многие мероприятия на этом этапе проводятся во взаимодействии с другими подразделениями СБ фирмы.

Внешняя оценка

Данный этап включает в себя сбор оперативной экономической разведывательной информации о конкурентах. Директор по вопросам безопасности обязан знать все источники, из которых можно получить интересующую информацию. Чтобы исключить дублирование при добывании информации, рекомендуется создать специальную группу, включающую сотрудников отдела экономической разведки, других подразделений СБ и иных служб корпорации, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности, — например, отделов по закупкам, кредитованию, научным исследованиям. Эта группа сможет эффективно использовать для сбора необходимых сведений людские ресурсы, электронные базы данных, печатные издания и специальные мероприятия.

Анализ полученной информации

На данном этапе специализированные компании могут выполнить анализ деловой документации по различным сторонам деятельности конкурирующих компаний, установить их финансовое положение, выяснить размеры задолженности, что часто бывает необходимо при выборе деловых партнеров или организаций слияния различных фирм.

Таким образом, в США сформировалась достаточно эффективная система организации экономической разведки с использованием чрезвычайно широкого круга открытых и негласных источников. Практика американского бизнеса показывает, что те корпорации, которые не только умело применяют апробированные методы, но и творчески решают проблемы получения необходимой информации, демонстрируют устойчивость в конкурентной борьбе, получают постоянно растущие прибыли и пользуются высоким доверием в США и за рубежом.

Поэтому не случайно, что многие иностранные фирмы, спецслужбы и негосударственные СБ стремятся заимствовать американский опыт. Однако при этом они нередко упускают из виду то обстоятельство, что экономическая разведка в частном секторе США является лишь одним из компонентов комплексной деятельности как государственных, так и негосударственных структур по обеспечению экономической безопасности США.

Судоходство (Одесса) 11.09.2001 г. №8 стр.28 

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса