Наша служба безопасна ...

Кто владеет информацией, тот владеет миром — в условиях российского рынка это утверждение особенно актуально. Даже наблюдающийся сейчас информационный бум, как ни парадоксально, не удовлетворяет потребностей в разного рода сведениях многих предпринимателей и руководителей. Где взять необходимую информацию? Сегодня в России существует множество специальных служб бизнес-разведки, которые готовы решить эту проблему.

Сейчас довольно распространено мнение, что бизнес-разведка (ее еще называют деловой или конкурентной разведкой) — деликатное название службы, занимающейся добычей закрытой информации незаконными способами. Специалисты утверждают это неверно в принципе. Такое определение подойдет для промышленного шпионажа, но никак не для деловой разведки. Последняя тем и отличается, что носит абсолютно законный характер.

РАЗВЕДКА, ШПИОНАЖ ИЛИ МАРКЕТИНГОВЫЕ УСЛУГИ?

Что же такое бизнес-разведка? Сегодня под этим названием подразумевается три различных вида услуг:

  • сбор сведений о партнерах и клиентах на предмет выявления мошенничества либо других действий, нежелательных или опасных для фирмы-клиента;
  • детективные услуги — поиск должников, родственников, имущества и т. д.;
  • сбор и анализ информации маркетингового характера, необходимой для принятия оптимального управленческого решения.

На Западе детективные услуги к бизнес-разведке не относятся, это епархия частных детективов или детективных агентств. В России же фирма, занимающаяся бизнес-разведкой, может предоставлять как все три вида услуг, так и одну-две из перечисленных.

КАК ОНИ РАБОТАЮТ?

Руководству предприятия нужно принимать решения по самым разным вопросам. Однако зачастую бывает очень сложно вовремя собрать всю необходимую для этого информацию. И здесь на помощь приходит служба бизнес-разведки.

К ее основным задачам, по мнению экспертов, относятся:

  • обеспечение менеджмента информацией о текущих делах, намерениях, сильных и слабых сторонах конкурентов, а также сбор данных, позволяющих оказать влияние на партнеров по переговорам;
  • контроль за реализацией достигнутых договоренностей и оповещение о возможности возникновения кризисных ситуаций:
  • прогнозирование влияния окружающей среды на деятельность предприятия;
  • усиление благоприятных и локализация неблагоприятных факторов, которые могут повлиять на работу компании.

Обычно служба бизнес-разведки добывает и анализирует информацию в следующих сферах:

  • конкуренты, кредиторы, заемщики, партнеры, акционеры;
  • государственные структуры;
  • криминал (прогнозирование и профилактика мошенничества в области интересов корпорации, сбор доказательств для судебного преследования);
  • право (мониторинг законодательства в области интересов корпорации, выявление «опасных» законопроектов и пр.);
  • потребитель (учет и анализ претензий, предложений и отзывов).

Управление любой организацией имеет как минимум два уровня: текущая деятельность и стратегическое развитие. Естественно, что для каждого уровня управленческих решений нужна своя информация. Поэтому служба бизнес-разведки обычно состоит из двух основных частей: «макроэкономического» и «микроэкономического» подразделений.

Первое собирает и анализирует информацию о тех глобальных процессах в экономике, политике, технологии, которые могут повлиять на деятельность фирмы-клиента. Его целью является поддержка развития предприятия в плане стратегии.

Второе подразделение добывает и анализирует данные, необходимые для решения текущих вопросов. Его задача — зная направление дальнейшего развития компании, помочь ее руководству выбрать оптимальный путь для достижения целей. И конечно же, минимизировать затраты.

Служба бизнес-разведки собирает множество разрозненных фактов, затем анализирует их и преобразует в нужный вид информацию. Данные, полученные в результате разведдеятельности, нельзя считать информацией до тех пор, пока они не пройдут соответствующую обработку. Главным методом здесь, согласно специальным методическим пособиям, является интеграция сведений.

В разведывательном цикле можно выделить четыре основных этапа:

  • постановка задачи (сюда же входит планирование необходимых операций, выявление возможных источников информации и пр.);
  • сбор сведений (включает и компьютерную обработку данных для последующего хранения, распространения и дальнейшего анализа);
  • обработка данных (аналитический этап, на котором из всего потока разрозненных фактов вычленяется действительно необходимая информация);
  • предоставление полученной информации руководству компании и формулировка рекомендаций.

Понятно, что на протяжении всего процесса сведения должны оставаться актуальными, то есть не должны устареть, пока их будут анализировать и структурировать.

Эффективность бизнес-разведки, как и любого другого вида деятельности, определяется по соотношению затраты — эффект. Для бизнес-разведки можно назвать три вида эффекта: экономия средств, прибыль, предотвращение материального и морального ущерба.

ГДЕ БЕРУТ ИНФОРМАЦИЮ?

Информация, согласно теории разведки, делится на:

  • тотальную (дает общее представление о проблеме);
  • оперативную (держит в курсе интересующих событий);
  • конкретную (отвечает на поставленные вопросы);
  • косвенную (подтверждает или опровергает некие предположения, будучи связанной с ними только опосредованно);
  • оценочную (проясняет ситуацию и дает прогноз ее развития).

Последняя — это и есть правильно обработанные данные.

Информация бывает также открытой, полузакрытой (незасекреченной, но контролируемой теми, кого она касается) и секретной.

Вопреки распространенному мнению большую часть всей информации бизнес-разведка получает из открытых источников. К ним относятся рекламные буклеты, СМИ, Интернет, а в некоторых случаях и сами товары. Кроме того, диски с базой данных многих госучреждений, позволяющие быстро отобрать нужную информацию, вполне легально продаются на рынке.

Открытыми источниками нередко становятся не в меру болтливые сотрудники (друзья, родственники, знакомые) проверяемого лица. Кстати, именно потому специалисты службы безопасности некоторых учреждений настоятельно рекомендуют персоналу своих компаний «фильтровать информацию», а попросту — не разговаривать с незнакомыми. Звучит, конечно, несколько по-детски, но по сути совет абсолютно верный: для профессионального агента любая информация может быть ценной.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

На этапе выявления потенциальных источников информации служба бизнес-разведки проводит тщательный анализ информационных связей сотрудников предприятия, находящегося в разработке, и его руководства в органах власти и управления, правоохранительных органах и т. п. Это делается для того, чтобы оценить возможность эффективного использования данных источников информации в интересах фирмы-клиента. Часто доступ к конкурирующим предприятиям и государственным учреждениям, а также возможность получения ценной информации имеют лишь управленцы высокого уровня или специалисты конкретного профиля. Именно поэтому в поисках информатора участвует не только бизнес-разведка, но и руководство, а также фирма-клиент.

Итак, разобравшись с источниками информации, руководство предприятия и служба бизнес-разведки совместно определяют «уровень полезности» каждого источника и распределяют обязанности по работе с ними (кто конкретно и каким источником или информатором будет заниматься).

Информатор — лицо, поддерживающее конфиденциальные отношения со службой бизнес-разведки, — довольно важный объект для ее работы. Обычно выделяют три категории информаторов:

  • доверительный помощник (человек, по той или иной причине активно сотрудничающий с бизнес-разведкой);
  • доверительный контакт (выполняет лишь отдельные задания, часто впоследствии становится доверительным помощником);
  • другие контакты (лица, используемые втемную, то есть невольные информаторы).

На первом этапе вербовки потенциального информатора обычно «прощупывают»: выявляют особенности его характера, слабые и сильные стороны, чаще всего выражающиеся в отношении к деньгам, алкоголю, наркотикам. Делается это путем сбора информации с места его работы, завуалированного опроса окружения и т. д. Затем с объектом устанавливается личный контакт, его оценивают уже непосредственно на предмет перспективности сотрудничества. О «профнепригодности» обычно говорят такие качества, как богатое воображение, хвастовство, болтливость.

О проводимой операции информатор должен знать минимум. Как правило, ему не сообщают ее истинных целей, нередко для его же безопасности. Таким образом, если объект используется не втемную, то агент придумывает ложную цель получения информации специально для информатора.

КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Обязательным спутником разведки, как известно, является контрразведка. Работа подразделения контрразведки очень схожа с работой разведывательного. Но если деятельность последнего направлена в основном на получение фирмой максимальной прибыли, то контрразведчики занимаются только выявлением потенциальной опасности для фирмы.

Корпоративный контрразведчик точно так же проводит анализ обстановки внутри компании и ее окружения, точно так же из «лоскутков» сведений составляет общую картину происходящего.

Он, по словам специалистов, в обязательном порядке архивирует всю поступающую информацию. В его функции входит создание базы данных с подробными досье на всех конкурентов, клиентов, работников компании и других лиц, способных так или иначе повлиять на жизнь фирмы, составление «черных списков» нечестных клиентов и недобросовестных сотрудников и т. д.

Нередко службы контрразведки разных фирм сотрудничают между собой, обмениваясь информацией о тех или иных лицах.

Одним из самых популярных и надежных методов выявления мошенников является контроль над доходами и расходами сотрудников предприятия, имеющих право подписи финансовых документов или владеющих конфиденциальной информацией. В базу данных заносятся также сведения об их родственниках и знакомых, служебных командировках, проверяются домашние адреса и телефоны, иногда берутся под контроль телефонные разговоры.

Цепочка связей по адресам и телефонам может привести к интересным выводам, которые в конечном счете позволяют предупредить потенциальную опасность. Сотрудник контрразведывательного подразделения способен по разрозненным данным вовремя оценить и обезвредить надвигающуюся кризисную ситуацию.

Бизнес-контрразведка предприятия также старается не допускать единоличного заключения финансовых договоров кем-либо из топ-менеджеров. В состав группы, участвующей в работе над подобными договорами, нередко входит сотрудник этой службы (естественно, залегендированный под специалиста в другой области). Таким образом, вдобавок к контролю за «топом» у него есть возможность лично познакомиться с партнером компании.

КАДРЫ

В начале 90-х основными подрядчиками в области бизнес-разведки были ЧОПы (частные охранно-детективные предприятия), которые совмещали физическую охрану с бизнес-разведкой. Однако после дефолта спрос на их услуги сильно упал, а расценки снизились в пять — семь раз. Именно тогда на рынке вперед выдвинулись фирмы, занимающиеся аналитикой.

Большинство людей, занятых в деловой разведке, — бывшие работники оперативных подразделений правоохранительных органов — МВД и ФСБ. Что неудивительно, ведь они уже владеют методами сбора, обработки информации, проверки объектов и т. д. Впрочем, некоторые пришли в эту сферу из налогового ведомства.

Сегодня в России существуют учебные заведения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров в области безопасности бизнеса, в том числе бизнес-разведки. Дисциплины специализации в них читают бывшие сотрудники МВД и ФСБ. Студентов ориентируют на деятельность, связанную с обработкой значительного количества информации. Большое внимание также уделяется психологии и специфике работы с кадрами.

Сейчас некоторые компании создают собственные подразделения бизнес-разведки. Это может быть как служба безопасности, так и аналитический отдел, в зависимости от конкретной направленности бизнес-разведки.

В штатном расписании их называют по-разному: информационно-аналитической службой, отделом маркетинга и т. д. Иногда сотрудников определяют в другие отделы (сбыта, снабжения и пр.), так или иначе имеющие постоянный доступ к нужной информации и рабочие контакты с внешним окружением компании. Особо осторожные руководители выделяют службу бизнес-разведки в отдельное предприятие, учрежденное через подставных лиц и юридически никак не связанное с фирмой, на которую оно работает.

Но многие компании не имеют у себя такого отдела и обращаются в соответствующие фирмы по мере возникновения необходимости в их услугах. Такой подход можно считать вполне рациональным, ведь специализированная компания предоставит более квалифицированные услуги.

Автор: Мария Некрасова

Источник: БОСС (Москва) 25.08.2003 г. №8 стр.100-102

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса