Честные шпионы

Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск оценку и учебу на лучших примерах

ИННОВАЦИИ

Для ведения успешного бизнеса компании недостаточно владеть информацией только о своем внутреннем состоянии, желательно знать как можно больше о своих конкурентах

Согласно многочисленным опросам, большинство руководителей считают, что самый эффективный источник получения информации для развития бизнеса — беседы с коллегами и знакомство с опытом работы других предприятий. Именно такие сведения, как показывают исследования, лежат в основе наиболее ценных бизнес-идей.

И как раз на использовании такой информации базируется популярный на Западе метод бенчмаркинга. Применительно к бизнесу бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от сферы бизнеса и географического положения. Этот метод во многом схож с маркетинговой разведкой. Однако если в последнем случае компания собирает прежде всего конфиденциальную или полуконфиденциальную информацию, то бенчмаркинг основывается на сведениях, которые находятся «в открытом доступе». При этом анализу подлежит не только внешняя информация, но и внутренняя.

На Западе метод бенчмаркинга активно применяется такими компаниями, как Xerox, Ford Motor, IBM, Du Pont, Kodak, Motorola. И используется он по нескольким направлениям сразу: в логистике, маркетинге, управлении персоналом и в финансовом менеджменте.

Работу с информацией в бенчмаркинге можно разделить на пять фаз. Прежде всего определяются те направления деятельности компании, которые можно улучшить с помощью сведений о подобных процессах у конкурентов.

На этом этапе важно установить, что будет оценено — вся фирма или отдельные элементы ее бизнеса. Возможно, нужно лишь улучшить характеристики производственных единиц. Но может быть и так, что в перестройке нуждается компания в целом.

Также на этой стадии решается, с какой точки зрения проводится анализ превосходства — с внутренней (позиция директора) или с внешней (позиция покупателя).

Определив цели, следует начать поиск лучших предприятий. Подходящие на роль эталонов должны быть не только успешными компаниями. Важно, чтобы данные о них можно было сопоставить с результатами деятельности собственной фирмы.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о корпоративной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Для поиска образцового предприятия используется комплексный подход: поверхностный обзор источников информации, аккумуляция уже доступных данных, их систематизация и отбор наиболее важных и полезных. В качестве источников можно использовать отчеты о деятельности фирм, публикации в СМИ, книги, базы данных, консалтинговые компании, специализированные конференции, семинары, ярмарки, союзы предпринимателей, исследовательские учреждения. Не надо забывать и о деловых знакомствах.

Третий этап — сбор информации о компании-эталоне. Важно получить не только качественные данные о ее бизнесе, но и изучить факторы, объясняющие продуктивность этой фирмы.

Сбор сведений включает решение следующих подзадач: выработку концепции опросных листов, анализ состояния собственного предприятия (сильные и слабые его стороны), сбор фактов о партнере и, наконец, документальное оформление информации. Причем все собранные сведения необходимо перепроверить.

После этого начинают работать аналитики. Важно не только выяснить сходство и различие в деятельности компаний, но и установить взаимосвязи между проходящими в них производственными процессами.

Полученные в результате выводы используются для усовершенствования деятельности предприятия. Однако при этом нельзя забывать, что работать с информацией надо постоянно, поскольку даже самый передовой опыт завтра будет уже стандартным подходом.

Иногда компании могут не справляться со сбором и анализом информации самостоятельно, в этом случае можно обращаться за помощью в специализированные агентства, которые занимаются маркетинговыми решениями.

Автор: Евгений Крюков

Источник: Деловая неделя (Киев) 13.07.2001 г. №22 стр.18

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса