Секреты технологической разведки. Шпионаж как одна из форм недобросовестной конкуренции

История экономической разведки так же стара, как и история экономических отношений. Борясь за рынки сбыта, древние «бизнесмены», а позже и российские купцы, любопытствовали, какой товар, какого качества и в каком количестве привезли на данный рынок конкуренты, по какой цене они намерены его продавать. Разумеется, по возможности, не упускали случая подпортить товар конкурента, пустить слух, что купец, мол, обманщик, а сукно его ворованое, а также отметить недопустимо низкое качество товара при его непомерно высокой цене. Позднее все эти приемы получили более благозвучное название — коммерческая разведка, компрометация, борьба за имидж, конъюнктурный анализ, рекламная политика и т.д. 

Таким образом, главная причина рождения коммерческого шпионажа — в законах конкуренции. В мире проводится множество исследований по проблемам недобросовестной конкуренции и особенно по тем ее формам, которые осуществляются с помощью подкупа и коррупции, путем ложной рекламы, подделки продукции конкурента, демпинга с целью подрыва его интересов и вытеснения с рынка. Сюда же — использование методов экономической разведки.

По подсчетам специалистов, только в США ежегодные затраты частных фирм на цели экономической разведки превышают 1,5млрд. долларов. Японские же корпорации получают таким путем 40% информации о технических достижениях европейцев и американцев. И это понятно. Охота за чужими тайнами позволяет компаниям сэкономить собственные средства на ведение фундаментальных исследований и конструкторских работ, быть в курсе дел конкурента, использовать его научно-технические достижения, сосредоточив все внимание на производстве и маркетинге.

Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Западные специалисты делят их на две большие группы: «белый шпионаж» и «черный шпионаж».

К «белому шпионажу» относятся следующие действия:

  • сбор и анализ информации из официально публикуемых источников;
  • получение информации при посещении выставок, ярмарок, конференций;<
  • приобретение и исследование изделий конкурентов (так называемая «обратная инженерия»).

«Черный шпионаж»:

  • выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;
  • сманивание ведущих специалистов для получения интересующей информации;
  • подкуп сотрудников из ключевых отделов конкурентов;
  • внедрение своих агентов на фирму или в близкое окружение ведущих специалистов;
  • похищение чертежей, документов, образцов изделий;
  • негласный контроль за деловой корреспонденцией;
  • незаконное получение информации у государственных чиновников, имеющих интересующие сведения (финансовых, таможенных и налоговых инспекторов);
  • сбор информации с использованием технических средств;
  • ложные переговоры, якобы с целью возможного сотрудничества или приобретения лицензии, и последующий отказ от договора после получения необходимой информации;
  • ложные предложения работы специалистам соперничающей фирмы без намерения брать их на работу (с целью выведать конфиденциальную информацию).

Дух экономической разведки настолько силен и увлекателен для некоторых предпринимателей, что бесплатная и открытая информация иногда проходит мимо них незамеченной.

В США организация НАСА бесплатно предлагает частным компаниям некоторые промышленные изобретения, сделанные в процессе подготовки полетов в космос. Диапазон этих изобретений чрезвычайно широк (начиная от различных лаков, покрытий и кончая лазерными установками и вакуумной сваркой). Американский промышленник может легко получить интересующую информацию, заплатив лишь несколько долларов за ее пересылку. Однако многие компании не доверяют этой информации или не обращают на нее внимание. Кроме того, обработка открытых и легко доступных источников информации традиционно считается трудоемким, длительным и «нудным» делом, при котором положительные результаты может принести лишь работа с большим информационным массивом.

В сфере частного сектора постепенно сложилось такое разделение труда, когда небольшие динамичные фирмы ставят первоочередной задачей продвижение, пусть и в узком, но совершенно новом и многообещающем направлении прикладных разработок. Крупные же корпорации чаще идут по пути непрерывных усовершенствований уже существующей продукции, позволяя себе принципиально новые технические решения иногда заимствовать со стороны. При этом более молодые компании пытаются не проиграть эту борьбу, делая ставку на конкретизацию своих информационных интересов и более короткий путь применения информации.

Но как бы не старались мелкие развивающиеся фирмы, все же наиболее результативно экономической разведкой занимаются крупные концерны и холдинги со смешанным и многонациональным капиталом (в дальнейшем -ТНК).

Организационная структура ТНК, сочетающая централизм в области экономической политики с делегированием прав менеджерам, возглавляющим зарубежные и национальные региональные филиалы корпораций, позволяет вырабатывать гибкую систему сбора и обработки информации.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о корпоративной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

ТНК осуществляют практически все виды разведки, начиная с научно-технической и кончая политической.

Собираются и данные на видных политических деятелей как собственной страны, так и стран размещения филиалов, с целью оказания на них давления, осуществления шантажа и подкупа.

Для начала выясняются возможности того или иного политического деятеля по «содействию» в осуществлении целей ТНК. Затем устанавливаются его финансовое и семейное положение, привычки, склонности, слабости, присущие как ему, так и членам его семьи. Подбирается необходимый, а если это возможно, то и компрометирующий материал.

Сбор секретной информации обеспечивается также тем, что сотрудники филиалов, а также эксперты местного происхождения получают как бы двойное гражданство (своей страны и «подданных» ТНК). Поскольку их благополучие так или иначе зависит от благополучия самого филиала, то им волей-неволей приходится заботиться о процветании ТНК.

Занимаются ТНК и исследованиями периферийных районов других стран по просьбам местных властей. Цель таких работ — изучение возможности привлечения иностранного капитала для освоения природных ресурсов и развития регионов. Умело используя известную только им экономическую информацию, в дальнейшем ТНК «выторговывает» себе столько льгот, что зачастую администрации районов, чьи природные богатства эксплуатируются, остаются в «вечных должниках» или получают неадекватный экономический эффект от такого «сотрудничества».

Подобно большому бизнесу экономическая разведка не знает государственных границ. Нередко похищенные секреты проходят через несколько рук, прежде чем попадают к конечному покупателю. Существуют даже тайные процветающие биржи, где продают краденые промышленные секреты: в Японии — по электронике и пластмассам, в Италии — по фармацевтике. «Черные» биржи украденных секретов имеют своих коммивояжеров, которые разъезжают по всему миру. Такие биржи располагают достоверной информацией о финансовых и торговых возможностях компаний, их контрактах и дальнейших планах, о том, над чем работают их лаборатории и какую продукцию собираются выпускать на рынок. Едва подобная информация попадает на биржу, как она сразу же приобретает определенную стоимость и котируется в зависимости от конъюнктуры. Директора компаний направляют в подобные «злачные места» своих сотрудников служб безопасности, доверенных лиц, юристов, причем всегда под соответствующей легендой.

Конечно, кроме собственных служб, крупные корпорации активно используют и самостоятельные фирмы, специализирующиеся на работе с экономической информацией. Одна из таких компаний располагает штатом в 20 тысяч сотрудников, имеет 22 отделения в США и филиалы в Англии, Франции, Италии, а также в странах Латинской Америки. Ее постоянными клиентами являются 3 тысячи американских компаний.

Представляя собой в методах «черного шпионажа» одну из форм недобросовестной конкуренции (запрещенную во многих странах законодательно), экономическая разведка, как это ни парадоксально звучит, по своему содержанию является мощным скрытым каналом движения идей и технологий. Да, это вызывает бурные дискуссии в обществе, особенно если задеты частные интересы граждан. И все же тема экономической разведки не столько пугает или раздражает, сколько удовлетворяет наше любопытство.

ПРИМЕЧАНИЕ

Ложный наем специалиста считается одним из наиболее эффективных способов получения конфиденциальной информации. Первоначально выясняется круг лиц, которые могут знать секреты. Затем им делается предложение, в котором оговаривается значительно большая зарплата и широкие льготы. Зачастую выясняются те газеты, которые выписывает интересующий фирму специалист, а затем в них помещают соответствующие объявления, предлагающие значительно большую зарплату, лучшие условия труда или иную информацию, которая должна привлечь внимание нужного человека. Специалист заполняет анкеты, встречается с «будущим» руководством и, желая показать себя с наилучшей стороны, сообщает известные ему сведения. Через определенное время специалист получает вежливый отказ и продолжает работать на прежнем месте.

Автор: Александр Омельяненко

Источник: security.conard.lg.ua

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса