Чем «РГ» отличается от «ДРГ»? Особенности оборота и использования коммерческой разведывательной информации

Термины и понятия

РГ — разведывательная группа. В войсковой тактической разведке, как правило, — специально подготовленная группа военнослужащих, направляемая за линию фронта (в расположение противника) для сбора сведений и разведывательной информации.

ДРГ — диверсионно — разведывательная группа. В войсковой тактической разведке, как правило, — специально подготовленная группа военнослужащих, направляемая за линию фронта (в расположение противника) для совершения диверсионных актов — уничтожения важных военных и гражданских объектов противника стратегического и тактического назначения, ликвидации командного состава и т.п. 

Невозможно начинать разговор об особенностях оборота и использования коммерческой разведывательной информации без базовых определений разведки и иной, связанной с ней, специальной деятельности. Мотивом написания данной статьи послужил возрастающий интерес российских предпринимателей к возможностям использования коммерческой разведки и тем преимуществам, которые она предоставляет для бизнеса.

Цель моего изложения (а у любого активного действия или бездействия должна быть конкретная цель), показать особенности оборота и использования коммерческой разведывательной информации в интересах предпринимателя так, что бы не вступить в противоречия и конфликты с действующим законодательством.

Итак, в чем же суть отличия между «РГ» и «ДРГ». В задачи разведывательной группы, как правило, входит скрытная инфильтрация (проникновение) в расположение противника, организация скрытного сбора сведений и иной разведывательной информации и скрытная эксфильтрация (возвращение) в расположение своих войск с полученной информацией. Почему скрытное? Да потому что это позволяет выполнить задачу и вернуться с ценной информацией.

Задача диверсионно — разведывательной группы несколько иная. ДРГ должна скрытно проникнуть в расположение противника и уничтожить намеченный объект. Как правило, скрытно уничтожить объект невозможно, а потому несложно рассчитать шансы возвращения диверсионной группы «домой», поскольку за ней начинается настоящая охота на уничтожение.

Особенности добывания коммерческой разведывательной информации

Безусловно, сбор значимой разведывательной информации в коммерческой разведке, в большинстве случаев, не содержит экстремальности, свойственной военной разведке и боевым действиям. Осуществлять сбор или добывание информации о наиболее существенных факторах и условиях рыночной и околорыночной внешней среды — более безопасное занятие.

Главным образом это обусловлено тем, что любое коммерческое (производственное) предприятие или организация, за исключением некоторых режимных объектов, относящихся, например, к ВПК, заинтересовано в продвижении своих товаров или услуг, а следовательно сами являются активными распространителями информации (той или иной степени достоверности) о себе и своем продукте.

Учитывая данное обстоятельство, специалисту конкурирующего предприятия, хорошо знающему организацию бизнес — процессов собственного предприятия и, при условии, что он является специалистом в своей сфере бизнеса, не составляет особого труда осуществлять сбор (добывание) и обработку информации о конкуренте.

Информация какого рода определяет интересы коммерческой разведки? Примерный перечень может выглядеть примерно так:

  • информация, обеспечивающая стратегию развития предприятия. Включает в себя данные о рынке, в том числе, вопросы перспективного развития рынка и предприятия, прогнозы реакции конкурентов на продвижение собственных товаров (услуг), изучение конкурентных стратегий и т.п.
  • Разведпризнаки (информация) раннего выявления факторов представляющих угрозы или возможности для бизнеса. Включает в себя информацию об условиях способствующих возникновению проблем, а также о возможностях, например, новые технологии, новые товары (в том числе товары заменители), новые (смежные) рынки сбыта своей продукции, законодательные инициативы, прочие факторы угроз и возможностей.
  • «Портфельное» описание конкурентов. Информация о конкурентах и конкурентных стратегиях «завоевания» рынка, планы и намерения конкурентов, новые конкуренты, приоритетные конкуренты и т.п. 

Очень часто, при подготовке и обучении персонала коммерческих фирм и организаций возникает вопрос: А кто должен собирать информацию о противоправных действиях конкурентов и фактах промышленного шпионажа? Я отстаиваю мнение, возможно неверное, и утверждаю — информацию о:

  • прямых посягательствах на фирму и ее сотрудников со стороны конкурентов, контролирующих инстанций, криминала и т.п. ;
  • различных мошеннических операциях и аферах;
  • хищении финансов, имущества и т.п. ;
  • сбор сведений для ведения переговоров и проверка ненадежности партнеров и посредников;
  • лояльности персонала компании и т.п. ;
  • иную информацию, обеспечивающую безопасность и охрану фирмы,
  • обирает, обрабатывает и принимает соответствующие меры служба безопасности компании.

Обеспечение превосходства в бизнесе — функция коммерческой разведки и обеспечение безопасности фирмы — функция ее службы безопасности — две совершенно различные функции совместно обеспечивающие выживаемость компании в бизнес — пространстве.

Категории сотрудников, обеспечивающих данные функции коммерческой организации также совершенно различны.

  • В первом случае это самые опытные и способные специалисты в сфере бизнеса компании.
  • Во втором — компетентные и опытные сотрудники в сфере безопасности (как правило, бывшие сотрудники МВД, ФСБ и т.п. ).

Практический опыт говорит о том, что специалисты первой категории совершенно некомпетентны и профнепригодны для обеспечения функций безопасности предприятия, в тоже время специалисты второй категории, как правило бесполезны в информационно — аналитическом обеспечении коммерческой разведывательной деятельности.

Значительные различия имеет и правовой статус информационно — аналитической деятельности в области обеспечения безопасности и коммерческой разведки.

Сфера безопасности, в большей мере базируется на Федеральном законе «О детективной и частной охранной деятельности», регламентирующим частный сыск и охрану.

Сфера коммерческой разведки, в правовом плане, определена более туманно. Можно считать, что в определенном смысле эту деятельность легитимизирует принятый в конце июля 2004 года Федеральный закон «О коммерческой тайне», однако в целом данная специфическая деятельность базируется на двух правовых основах:

  • то, что законом не запрещено;
  • то, что законом не регламентировано.

То есть, оставаясь вне рамок законодательства и фактически не существуя. Можно с полной уверенностью утверждать, что разведывательная деятельность, осуществляемая профессионалами полностью соответствует утверждению одного из ее практических теоретиков Л.И. Кука:

«Невидимая, неуловимая, дерзкая до чрезвычайности, не признающая никаких догматов, законов, правил нравственности и морали, считающая все дозволенным при преследовании цели, не знающая границ, пределов проникновению, не знающая и не признающая препятствий, лишь постольку поскольку считающаяся со временем и пространством – разведка является истинно стратегической, лучшим средством обеспечения государства».

Это вовсе не означает, что данная деятельность преступна, иначе все отечественные, да и иностранные разведчики и шпионы давно находились бы, как говориться, «в местах не столь отдаленных». Напротив, профессионального разведчика всегда следует искать среди самого законопослушного контингента граждан, если конечно иное поведение не предусмотрено его легендой прикрытия. Главная задача разведчика любого уровня — полностью слиться (вжиться) с окружением, мимикрироваться и стать наименее заметным для окружающих, а тем более для органов контрразведки или, в нашем случае, службы коммерческой (экономической) безопасности.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о корпоративной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Учитывая различные правовые статусы и особенности добывания информации для нужд разведки и безопасности, особенности использования этих двух различных групп информационных массивов также имеет значительные различия.

Особенности использования коммерческой разведывательной информации

Ежедневно сталкиваясь с различными противоправными проявлениями, прямо посягающими на нормальную деятельность фирмы, служба безопасности осуществляет информационно — аналитическое сопровождение, включающее — сбор, обработку и анализ информации. В разных случаях эта информация может использоваться по разному, в том числе и для доказательств в суде или представления следователям, конечно после ее соответствующей обработки и легализации. В целом ряде случаев, обязанность предоставлять, ставшую известной, информацию прямо регламентирована законом «О детективной и частной охранной деятельности», кроме того, в подавляющем большинстве случаев, информация, относящаяся к сфере безопасности, тем или иным образом используется по прямому назначению, например:

  • увольнение (передача материалов правоохранительным органам) скомпрометировавших себя сотрудников;
  • пресечение преступной деятельности криминала или противоправной деятельности конкурентов;
  • пресечение мошеннических действий, афер и т.п. ;
  • опосредованная работа с посредниками, поставщиками и т.п. 

Если коснуться сути последствий деятельности структур службы коммерческой безопасности, то можно констатировать, что результатом информационной работы данных структур является конкретная деятельность, раскрывающая, однако, суть и конкретную направленность всей деятельности по обеспечению безопасности организации. В результате сведения, собранные ранее, в какой — то мере обнародуются, получают огласку и становятся известными не только во внутренней, но и во внешней среде. Это совершенно не противоречит и не вредит имиджу компании и ее службы безопасности, наоборот, информация об успехах фирмы (СБ) на ниве обеспечения безопасности укрепляет ее имидж и репутацию.

Грамотно развернутая коммерческая разведывательная деятельность, как мы уже говорили, осуществляется негласно, то есть тайно. Сама этимология слова «разведка» трактуется многими толковыми словарями не иначе как — тайное обследование со специальной целью. Именно поэтому сбор, обработка и анализ информации разведывательного характера предназначаются исключительно для внутреннего использования.

  • Фактически это знания, обеспечивающие коммерческий успех компании и ее превосходство перед иными участниками, действующими в том же сегменте рынка, производства, услуг и т.п. 

Информация такого рода циркулирует в весьма ограниченной среде и является своеобразным табу для выхода вовне. Это связано прежде всего с тем, что практически любая целенаправленная информационная (а тем более разведывательная) работа по мере своего качественного и количественного наполнения затрагивает различные тайны посторонних лиц. Перечень всех тайн весьма велик, но многие из них охраняются действующими законами и Конституцией, например, коммерческая, банковская, адвокатская, врачебная, нотариальная, личной жизни и т.п. 

За разглашение и обнародование сведений, содержащих вышеприведенные и иные тайны предусмотрено, в том числе, уголовное преследование. Поэтому добыв (собрав) разведывательную коммерческую информацию, содержащую перечисленные сведения (приведенный выше примерный перечень коммерческой разведывательной информации не исключает такой возможности) нелогично и весьма опасно допускать ее утечку, поскольку это поставит организацию под удар.

Утверждения некоторых «специалистов» о том, что коммерческая разведывательная информация может быть использована для доказательств при судебных разбирательствах, является по меньшей мере абсурдной. Для доказательств чего? Может быть для:

  • того, что мы узнали секреты технологии конкурента;
  • того, что мы узнали планы и намерения конкурента и добыли его бизнес — планы;
  • того, что мы знаем, на основе добытых планов конкурента, о предстоящих недружественных действиях и т.п. 

В любом случае у органов судебной власти возникнет обоснованный вопрос о законности и обоснованности методов получения подобной информации.

Как, в этих условиях не вступить в конфликт с законом? Точно также как не вступает в конфликт с законом страны пребывания разведчик, действующий под прикрытием, в том числе нелегальным.

Располагаете секретами своих конкурентов? Не разглашайте эту информацию, а используйте для достижения своих целей. Т.е. не афишируйте свою деятельность, она «табу» для посторонних и непосвященных.

Коммерческая разведывательная информация предоставляет значительные преимущества своему владельцу и позволяет добиться успеха в бизнесе. Наибольшую ценность имеет разведывательная информация о технологиях, панах и намерениях конкурентов или иных оппонентов.

«Засветив» свою коммерческую разведывательную деятельность перед другими участниками рыночных отношений, Вы поставите свою организацию в положение «диверсионно — разведывательной группы», и не исключено, что в этом случае за вашей фирмой начнется настоящее преследование с целью уничтожения. От кого? Прежде всего от тех кто не обладает подобным инструментом обеспечения коммерческого успеха, а следовательно считает себя «невинно» пострадавшим от Вашей деятельности.

Нелишне знать.

Такая страна как Великобритания официально признала наличие в своем государственном аппарате специального органа осуществляющего разведывательную деятельность только в 1976 году. Теперь подумайте, кто мог «наехать» на Англию из – за наличия у нее органа внешней разведки, и кто, при необходимости может «наехать» на Вашу фирму.

Особенности оборота коммерческой разведывательной информации

Невозможно закрыть тему об особенностях оборота и использования коммерческой разведывательной информации без рассмотрения некоторых аспектов и требований к обороту такой информации внутри коммерческой организации.

Не будем вдаваться в подробности информационно — аналитической работы, пронизывающей всю коммерческую разведывательную деятельность. Вкратце остановимся лишь на том, что в процессе разведывательного обеспечения предпринимательской деятельности разведывательная информация, при правильной организации работы, используется на всех организационных уровнях компании. Высшие управляющие, среднее управленческое звено, работники передовой линии (продавцы, дилеры и т.п. ). Результатом такого информационного обеспечения становиться информация различного уровня распространения и доступности (доступа). Массивы этой информации располагаются в специально сформированных базах данных, досье, каталогах и картотеках.

Принципиально важно держать данную «библиотеку» в надежном месте, недоступном и желательно недосягаемом для Ваших противников, оппонентов и конкурентов. Даже трудно представить какой урон для организации может нанести утрата или захват информационных разведывательных массивов. В целом ряде случаев это может привести к финансовой несостоятельности и банкротству. Поэтому всегда стоит предусмотреть:

  • во — первых возможность создания резервного информационного депозитария (на случай утраты или уничтожения важной информации);
  • во — вторых возможность полного уничтожения информации (в случае реальной угрозы ее захвата).

Информация такого рода обеспечивает превосходство в бизнесе и позволяет осуществлять эффективное управление стратегическими и тактическими предпринимательскими рисками. Достоверная и своевременная разведывательная информация всегда очень ценный продукт. К нему необходимо относиться бережно и аккуратно.

Любая «засветка» (утечка информации о самом факте) коммерческой разведывательной деятельности приводит к результатам аналогичным в военной разведке, а именно к невозможности успешно решать задачи по выявлению рыночных угроз и возможностей внешней среды. Кроме того, утечка подобной информации губительно влияет на имидж коммерческой организации, ведь Вы занимаетесь разведкой, а для остальных участников рынка не чем иным как коммерческим или промышленным шпионажем.

Учет особенностей использования и оборота коммерческой разведывательной информации в повседневной деятельности организации обеспечивает высокую эффективность коммерческой разведки и в наибольшей степени способствует достижению коммерческого процветания и успеха.

Автор: Борис Штольц 

Первый заместитель директора консалтингового бюро «Целларус»

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса