Шпионам конкурентов противостоит разведслужба

Экономическая разведка и промышленный шпионаж становятся весомыми инструментами конкурентной борьбы на российском рынке.

По неофициальным данным ФСБ РФ, сегодня каждое крупное и среднее российское предприятие крадет информацию о деятельности своих конкурентов и одновременно страдает от аналогичных действий с их стороны. Сбор сведений о конкурентах предполагает не только воровство, большую часть разведывательных мероприятий службы безопасности и экономической разведки получают из вполне легальных источников. На Западе эта дисциплина уже преподается в большинстве учебных заведений и называется «конкурентная разведка».

Самый примитивный-анализ деловой прессы и информационных wеb-ресурсов, на которых публикуются новости о компаниях. В сущности, работа маркетолога по изучению рынка составляет один из легальных способов экономической разведки.

Нужные органы

Уникальны сведения налоговых и таможенных органов, учреждений, закупающих товары для нужд государства, других государственных структур, которые по закону собирают отчетность о деятельности предприятий.

Значительный объем информации содержится в региональных комитетах государственной статистики. Известен случай, когда председатель Екатеринбургского комитета статистики области разгласил сведения о некоей компании. Последствия для этого предприятия неизвестны, председатель Екатеринбургского комитета получил выговор, а председатель Госкомстата РФ издал приказ о недопущении подобных случаев впредь. «Лично я гарантирую, что данные о конкретном предприятии никогда не покинут стен Госкомстата по Петербургу и Ленобласти. Кроме того, технология сбора и обработки информации обезличивает ее, анализируя сведения по отраслям, а не конкретным предприятиям», — утверждает председатель Петербургского комитета государственной статистики Олег Никифоров.

Засланные казачки

Самым эффективным способом получения информации о деятельности предприятия специалисты по экономической безопасности и ветераны ФСБ РФ считают работу с персоналом интересующего объекта. Поэтому важны не только тщательный отбор и проверка людей, но и умение управлять лояльностью и мотивацией сотрудников.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о корпоративной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

«Важно разработать инструкции для персонала о неразглашении сведений, представляющих' коммерческую тайну предприятия. Сотрудники, подписав документ о неразглашении коммерческой тайны, тут же забывают об этом. Нужен четкий и систематический инструктаж», — считает директор ООО «Агентство исследования и предотвращения мошенничества» Игорь Чумарин.

Классический пример экономической разведки при помощи персонала конкурента можно найти в романтической истории, относящейся к XV веку до н.э. Китайская принцесса отправилась к своему возлюбленному за границу в шляпе из живых цветов, где спрятали шелковичных червей.

Работа с людьми конкурента позволяет не только получать уникальные сведения, но и не бояться преследования закона. «Если служба экономической разведки перехватывает телефонные переговоры, ставит „прослушку“, то это уголовно наказуемое деяние. А если сотрудник разведки за рюмкой чая выведывает секреты у работника конкурента, то это нормально, и все в рамках закона», — считает генеральный директор АОЗТ «Стаф» Михаил Тимофеев.

Прогноз интереса

Мероприятия по экономическому шпионажу, направленные против конкретного предприятия, можно спрогнозировать. Они предшествуют ожидаемым изменениям на каком-то рынке. Это может быть выход на региональный рынок крупного игрока, агрессивное развитие уже существующего. Крупные компании начинают вести разведывательные мероприятия задолго до реального выхода на интересующий их рынок. Мероприятия при этом носят не только маркетинговый интерес, они могут направляться на прямое уничтожение конкурента. Например, некая компания для закупки крупной партии товара берет кредит. Конкурент может выбросить на рынок аналогичный товар, но по демпинговым ценам. Это влечет банкротство компании, взявшей кредит, и ниша освобождается.

Методы сбора разведданных

  • закупка товаров конкурента;
  • присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т.п. , при этом собирается вся доступная или оставленная по недосмотру документация и информация, фотографируется все, что возможно;
  • посещение предприятий;
  • финансирование контрактов на выполнение научно-исследовательских работ за рубежом с целью проникновения в некоторые лаборатории;
  • отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров;
  • бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация;
  • похищение чертежей и технической информации;
  • вербовка персонала изучаемого объекта;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • взлом информационной сети предприятия.

Автор: Олег Ширяев

Источник: Деловой Петербург (Санкт-Петербург), 18.07.2001, №128, стр.25

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса