Плюсы и минусы конкуренции

Тот, кто сегодня зарабатывает крупные деньги, должен быть готовым рисковать своим спокойствием, здоровьем и даже жизнью. В межличностных отношениях немалой прослойки предпринимателей и коммерсантов рельефно прослеживается акцент на террор и заказные убийства в целях устранения конкурентов, отмежевания от ставших нежелательными бывших партнеров.

Поэтому устойчивый образ современного коммерсанта безопасного типа, эта личность, которая:

  • знает весь спектр опасностей, которые могут ему угрожать;
  • видит реальные угрозы, существующие для него в данный временной момент и в перспективе;
  • имеет знания и навыки, позволяющие ему эти угрозы парировать и нейтрализовать.

Именно этому следует учить в первую очередь бизнесменов.

Как известно, российский предприниматель может заниматься любым, не запрещенным законом видом хозяйственной деятельности, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также оперировать с ценными бумагами. При этом законодательство достаточно четко определяет права, обязанности и ответственность предпринимателей.

Отношения между субъектами рынка в условиях рыночной экономики могут характеризоваться доброжелательностью, терпимостью, взаимодействием либо настороженностью, соперничеством, активным противоборством. Противоположными в этой ситуации выступают отношения тесного сотрудничества и противоборства.

В совокупности весь этот комплекс отношений называют конкуренцией, которую обычно определяют как антагонистическую борьбу за более выгодные условия производства и сбыта, за получение наибольшей прибыли, что достигается различными путями, вплоть до сбивания цен на продукцию.

В предпринимательской деятельности сложились две формы конкуренции: добросовестная и недобросовестная.

При добросовестной конкуренции стремятся к получению максимальной прибыли путем создания лучших товаров и оказания более качественных услуг, т.е. это оправданная борьба цен и качества. Для достижения своих целей фирмы постоянно совершенствуют стратегию и тактику торговой деятельности, продают только качественную продукцию по средним ценам, автоматизируют торговые помещения, улучшают структуру управления и т.д. 

При недобросовестной конкуренции в конкурентной борьбе широко применяют методы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил. К ним относятся продажа по ценам ниже себестоимости с целью подрыва позиций конкурента, злоупотребление господствующим положением на рынке, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама, вводящая покупателей в заблуждение, и т.п. В недобросовестной конкурентной борьбе широко используются такие методы, как незаконное получение налоговых льгот, коррупция, использование запрещенных методов сбора информации. дезинформация, использование криминальных методов борьбы, работа через подставные фирмы, имеющие различные льготы.

Основными формами недобросовестной конкуренции являются:
1. Экономическое подавление — имеется ввиду срыв сделок и иных соглашений незаконными методами, парализация деятельности фирм с использованием полномочий государственных органов и средств массовой информации, компрометация деятельности фирмы, шантаж и компрометация сотрудников фирмы.
2. Физическое подавление — здесь подразумеваются ограбления и разбойные нападения на офисы, склады и грузы, угрозы физической расправы над руководителями фирмы, заказные убийства руководящих сотрудников фирм и осуществление захватов заложников.
3. Промышленный шпионаж — его элементами является подкуп сотрудников фирм с целью сбора информации, незаконное копирование программных продуктов, продажа документации, разработок, подслушивание телефонных разговоров и переговоров в помещениях, Одним из доступных посягательств недобросовестных конкурентов является коммерческая информация, конфиденциальная информация фирмы.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о корпоративной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов.

Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы.

Законные методы (то есть методы экономической разведки):

  • сбор и анализ информации из официально публикуемых источников;
  • посещение выставок, ярмарок, устраиваемых конкурентами;
  • приобретение и исследование изделий конкурентов (так называемая обратная инженерия).

Незаконные методы (или промышленный шпионаж):

  • скрытное выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;
  • сманивание ведущих специалистов противника для получения интересующей информации;
  • подкуп сотрудников из ключевых отделов конкурента;
  • засылка агентов (или профессиональных шпионов) на фирму или в близкое окружение ведущих специалистов;
  • прямое похищение чертежей, документов, образцов изделий;
  • негласный контроль за деловой корреспонденцией;
  • незаконное получение информации у коррумпированных государственных чиновников, имеющих интересующие сведения (финансовых, таможенных и налоговых инспекторов);
  • получение информации с использованием технических средств (несанкционированный доступ к базам данных и сетям передачи данных, контроль телефонных разговоров, установление подслушивающей аппаратуры и т.д. );
  • ложные предложения работы специалистам из соперничающих фирм без намерения брать их на работу, а лишь с одной определенной целью — выведать интересующую информацию.

Неоднородность предпринимательского корпуса России определила различный подход российских бизнесменов к дедам и партнерам, понятиям чести и долга. Отсюда и широкое разнообразие по взаимоотношениях с партнерами. Существенную роль играет субъективный фактор в отношениях. Следует отметить. что многие руководители фирм сознательно идут на то, чтобы не выплачивать подученные кредиты, не возвращать долги. Значительная часть кредитов, подученных в банках, не возвращается. Проблема неплатежей выросла до масштабов государственного уровня.

Несмотря на то. что хорошо известно о многочисленных фактах мошенничества и афер, сознательного и вынужденного невозврата долгов и кредитов, российские предприниматели проявляют излишнюю доверчивость и беспечность, подписывая контракты и выдавая продукцию и товары на реализацию или с отсрочкой платежей без должной проверки партнера, его честности, платежеспособности и надежности.

Существенная часть торговой деятельности в России осуществляется в рамках «теневой экономики». Этот термин, широко распространенный в настоящее время, трактуется не вполне точно, потому что он обычно ассоциируется с незаконной деятельностью. Правильнее было бы сказать «незарегистрированная» иди «скрытая» экономика. В основном речь идет именно о тех видах экономической активности, которые вполне законны, но по тем иди иным причинам не могут быть зарегистрированы статистикой традиционными способами и соответственно облагаться налогами. То есть речь идет об экономике, которая в целом функционирует в границах законодательства, но нарушает отдельные его положения, так как нарушение законов для предпринимателя выгоднее, чем их соблюдение.

Есть два основных условия возникновения «теневой экономики» — с одной стороны, чрезмерная жесткость законов, а с другой — невозможность государства обеспечивать их выполнение.

Властные структуры непродуманной налоговой политикой (чем выше налог, тем больше денег в казне) фактически сами вытолкнули в «теневую экономику», то есть в неналоговую сферу, около 40% всей экономики страны. Тем самым вместе с жуликами и ворами в «тень» попали здоровые силы общества.

Сложность и жесткость налоговой системы в том, что государство не может с одной стороны, контролировать выполнение им же принятых законов, с другой — толкнуло коммерсантов в теневой бизнес, примеры которого стали вполне статистически значимыми.

Автор: Н.П. Ващекин (доктор философских наук), профессор М.И. Дзлиев (доктор философских наук, профессор Московский государственный университет коммерции)

Источник: Коммерческий вестник (Москва) 31.01.2000 г. №1

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса