20 Dec 17:07 avatar

Р-Система: Информация. Часть №1

Источник: Р-Система: введение в экономический шпионаж. Практикум по экономической разведке в современном российском предпринимательстве

Способы получения и обработки информации:
  • информация
  • характеристики и требования к информации
  • источники и методы получения информации
  • проверка информации
  • методы верификации
  • инфоматрица
ИНФОРМАЦИЯ
Некорректно проработанные стартовые условия, искажение и неполнота текущих наблюдений, неверные решения и отсутствие обратной связи — все, что вынуждает предпринимателя прыгать в бизнес зажмуренными глазами, на самом деле является дефектами информации, даже когда дело касается малоприятных явлений, как сокрытие и подтасовка фактов, дезинформирование и злостный обман. Это представляет собой использование информации изъянов в качестве преступного орудия. Любой ваш информационный дефект может быть взят под контроль и использован против вас. Начнем с дефектов предмета нашей деятельности — информации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТРЕБОВАНИЯ
1. КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Достоверность информации — мера приближенности информации к первоисточнику или точность передачи информации. Надежность информации – это ее достоверность.

2. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ — мера отражения информацией реальности. В оперативном плане подразумевает информацию, очищенную от искажений: системных дефектов получения и передачи, действий возможной злой воли, а также субъективных искажений психологического плана. После процедуры отчистки многие склоны приписывать полученную рафинированную информацию к 100% пригодности. Это неправильно. В любом деле правды может быть великое множество и вскрытая одна из них зачастую не является истиной последней инстанции.

3. ОДНОЗНАЧНОСТЬ. Наряду с объективной, информация должна быть однозначной. Например, ваш объект будет демонстрировать готовность к совместному делу и подпустит к вашей оперативной информации соответствующую наживку, например, распустив по предприятию соответствующие слухи и имитируя бурную деятельность различных служб.

В данной ситуации, расценив такого рода наблюдения как факты достоверные, делать вывод об объективности намерений партнеров — опасно. Оценивается степень объективности информации в вероятностных категориях: весьма вероятно, вероятно, мало вероятно и т.д.

4. ДОСТОВЕРНОСТЬ ИСТОЧНИКА – степень приближенности и доступа источника к месту зарождения информации. Когда вы имеете дело с агентурным источником информации – агентом или информатором, достоверность источника часто порочно подменяется субъективно-сложившимся между вами уровнем доверия.

АБСОЛЮТНО ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ АГЕНТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ НЕ БЫВАЕТ.

ВО-ПЕРВЫХ, источник может ведать только той информацией, доступ к которой он имеет. Факты — отдельно, мнения — отдельно. Иногда бывает так, что авторитет источника подметает собой реальные возможности.

ВО ВТОРЫХ, не обладая специальными знаниями, источник может попасть в «несчастный случай», став жертвой дезинформации и злостного обмана третьей стороны. С чистой совестью передадут «липу» и, горе вам, если вы к этому моменту утратили бдительность.

ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ.

В зависимости от количества передаточных звеньев между первоисточником и вами, информация может быть первого «пикового» порядка, второго, третьего и т.д.; по мере падения высоты — падает и достоверность. В бизнесе, например, за всеми подписями и печатями, преданной лично вам директором предприятия в оригинале, может быть информация первого порядка, а сообщения об этом в средствах массовой информации – информацией второго, а то и третьего и четвертого порядка, в зависимости от того, сколько народу приложило к ней руку.

Это очень похоже на то, что в обыденной жизни называют «испорченным телефоном».

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Полнота информации отражает исчерпывающий характер в соответствии полученных сведений целям разведки. Допустим, вы успешно провели операцию, в итоге которой в ваше распоряжение попало коммерческое предложение контрагента вашего партнера, теперь вы знаете реальные цены, и вам очень хочется укоротить цепочку посредников, но неполнота информации, а именно информационная дыра в виде отсутствия отгрузочных реквизитов и адресов в оферте, может обесценить весть эффект операции.

РЕЛЕВАНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
— качественная характеристика, отражающая степень приближения информации к существу вопроса или степень соответствия информации, поставленной задаче.

В оперативном плане представляет собой долю нужной вам информации в общем объеме полученной. Например, совершенно ни к чему собирать информацию о персоне возможного партнера, если ваша цель – проверка наличия товара на складе, а, с другой стороны, необходимо проверить наличие товара на складе, если вы полнопрофильно работаете против директора фирмы. В первом случае, полученная информация будет иметь низкую релевантность, т.к. слабо касается цели разведки, во втором — высокую. Релевантность, важно заметить, весьма важная характеристика не только деловой жизни. Житейская демагогия имеет низкую релевантность, техническая документация – высокую. Если на переговорах ваш объект целый час болтал про свой отдых на Гавайях, а 15 минут объяснял, что его не устраивает в вашем предложении — скорее всего, перед вами низко релевантный тип, что часто является опасным признаком

Признаками доброкачественной информации являются ее релевантность, исчерпывающая полнота и надежность.

ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ.
Ценность информации отражает коммерческий аспект информации, как товара, является материальной основой разведочной деятельности. Эти оценки всегда субъективны и обычно складываются из следующих параметров:

Актуальность информации, «значимость», важность информации для обеспечения проекта клиента самостоятельного значения, без привязки к конкретному проекту, не имеет.

СТОИМОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
Как в любом бизнесе разбивается на 2 показателя: внутреннюю стоимость, которая включает в себя все ваши накладные расходы по факту ее получения и внешнюю стоимость информации – это себестоимость получения информации + ваш материальный интерес + знания вами актуальности и значимости информации для клиентов. Чем больше вы знаете о последнем, тем дороже продаете свои услуги, посему к клиенту надо относиться так же, как к любому другому объекту разведки.

ИСТОЧНИКИ МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Рассмотрим наиболее распространенные источники разведывательных данных и основные способы сборов информации, используемые в практике промышленной разведки.

1.ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Наиболее ценный вид получения информации — настолько же трудоемкий. Получить документ в оригинале — мечта любого оперативного работника. Технические средства оперативной полиграфии, современная копировальная и компьютерная техника снижают ценность любой копии до нуля. Кто этого не знает, тот пусть смотрит телевизор. Там часто трясут бумажками с экрана, уверяя, что это де компромат.

2.ПРЕССА И ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ

Сегодня можно получить информацию по любому вопросу, достаточно правильно организовать поиск в прессе. Работники прессы весьма близки нам по духу. Почему бы не воспользоваться плодами их труда, а, с другой стороны, многое не попадает в прессу или попадает в искаженном виде, особенно то, что старательно искажено. Пресса и ее работники представляют собой предмет повышенного интереса не только для РТ.

3.РАЗВЕДКА КОСВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ — МЕТОД СОПРОЦЕССОВ

Ни один процесс не протекает в вакууме в отрыве от окружения, это приводит к тому, что всегда его будут сопровождать некоторые самостоятельные процессы, проявления которых можно обнаружить. Например, предприятие, не заявляя о намерении менять профиль деятельности, начинает проявлять интерес к смежному производству. Если это носит систематический характер, то можно сказать о вероятности перепрофилирования данного предприятия? Давайте поинтересуемся другими побочными проявлениями возможного перепрофилирования. Наведем справки в обслуживающем предприятии банке, не зондировалась почва ли относительно крупного кредита на закупку сырья и оборудования, поинтересуемся также изменениями в работе отдела маркетинга предприятия: какие новые рекламные проспекты, какой ценный материал запрашивало руководство в последнее время. Пройдя по службам предприятия, мы обнаружим все необходимые косвенные признаки, как бы ни старалось руководство засекретить свои планы. Старый лозунг: «дыма без огня не бывает» остается актуальным и сегодня…

Продолжение статьи.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.