20 Dec 17:13 avatar

Р-Система: Информация. Часть №2

Источник: Р-Система: введение в экономический шпионаж. Практикум по экономической разведке в современном российском предпринимательстве

Продлжение. Начало статьи здесь.

РАЗВЕДКА КОСВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ.
Если из А вытекает В, а из В вытекает С, то, наблюдая за С, что можно сказать об А? Знания таких причинно-следственных связей может привести к тому, что, наблюдая внешние признаки, мы можем аналитическим путем прийти к пониманию истинных причин наблюдаемых явлений, не видя и не ощущая их непосредственно. К недостаткам методов можно отнести:
  • связи между явлениями известны весьма примерно,
  • связи могут быть истолкованы двойственно.
В таких ситуациях, при которых выводы утрачивают точность, рекомендуем перейти к сбору агентурных данных или к экспертным оценкам.

АГЕНТУРНЫЕ МЕТОДЫ
Понятие агента подразумевает платное систематическое выполнение человеком заданий в ваших интересах. Вопреки расхожим представлениям, значение агентуры сегодня далеко не лидирующие. Во–первых, может быть экономически нецелесообразна вербовка агента, а, более того, создание агентурных сетей может не согласовываться с имеющимися возможностями; доходы могут не дотянуть до покрытия расходов на ее получение. Во – вторых, велик субъективный фактор. Информация может быть сфабрикована кем-то или агент мог ее невольно «загрязнить» самостоятельно. Тем не менее, агенты и агентурная информация используется, и мы с вами будем, в дальнейшем, говорить о том, как это делается.

ЭКСПЕРТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Как правило, вопрос состоит в том, кого и когда посчитать за эксперта. В отличие от агентурной работы, экспертный метод хорош тем, что дорогостоящая информация достается иной раз за гроши. Пример: фирма А обратилась с просьбой проверить фирму В на предмет состоятельности ее деловых предложений. Оказалось достаточным определить круг бывших партнеров фирмы В и предложить одному из них выступить в качестве эксперта по инвестициям в фирму В. Как в последствии отмечали заказчики, никогда прежде в их распоряжении не попадала столь дорогая информация таким дешевым путем.

ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Оперативной называется информация, попадающая в ваше распоряжение исключительно оперативным путем, т.е. в результате проведения оперативных мероприятий и выполнения разведывательных действий. С изменением целей разведдеятельности и изменились отношения к ее результатам. Наше дело — своевременное предупреждение ошибок и консультирование клиента о путях наилучшего поведения в сложившейся ситуации. Качественная информация в обеспечении бизнеса, в подавляющей массе, — это оперативная информация.

ПРИМЕР: в отношении одного работника администрации Т у клиентов имелись виды на его стимулирование. Также присутствовали опасения, что некорректное предложение со стороны клиента может привести к обратному эффекту, вплоть до разрыва отношений. От нас требовалось установить примерный размер личного дохода Т и скорректировать схему его стимуляции. В такой ситуации можно располагать исключительно оперативной информацией. Нужная крупица отыскалась в турагентстве, услугами которого пользовался Т. Пришлось потратиться на получение информации о плательщике этих услуг. Только после знакомства с руководителем фирмы плательщика удалось сформулировать, что именно и как надо предложить Т, чтобы он сработал, как надо. Как видите, ничто из этой информации не представляло ценности для наших организационных выводов и ничто не могло быть получено официальным путем.

Все характеристики информации, собираемой в рамках выполнения заказа, включаются в свой отчет. Наименование агентурных источников информации в целях их и своей безопасности не указывают.

ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ. МЕТОД ВЕРИФИКАЦИИ
Цель верификации – проверка качества информации. Как это выполнить? Суть метода состоит в том, чтобы получить ответ из разных источников и сопоставить их с тем, что вы получили от источника в качестве первоосновы. Если выборка респондентов проведена корректно, т.е. интересующая информация просочилась куда надо, и вы ее обнаружили, где планировали и именно в той форме, в которой ожидали, то показания чисты — все нормально. Если же вы получили противоречивые сведения, то вы должны поставить под сомнения всю полученную от источника информацию либо опровергнуть предположение об ее ложной характеристике.

Проверка должна быть комплексной: «чем гуще сеть, тем хуже рыбе».

МЕТОД ПОИСКА ПРОТИВОРЕЧИЙ
Если у нас есть два противоречивых либо не согласующихся факторов, — значит, что-то где-то не так. Информация не качественна и не пригодна для решений. Обычно такие факты выглядят безобидными и незначительными. Помните: маленькая ложь рождает большие подозрения. ПРИМЕР: речь шла о размещении большого заказа в инфирме на роспредприятии. Директор завода и его команда утверждали, что в состоянии выполнить заказ качественно и в срок. Посредник, неплохо знающий директора лично, весьма удивился тому, что тот вдруг захотел поучаствовать в прибылях иностранной фирмы. Это рассогласование нас насторожило, и мы приступили к перекрестной проверке, которая высветила иные перспективы проекта. Работники экономического отдела ненароком проговорились об отсутствии подобной загрузки оборудования в течение последних лет. Сомнения проявились в службе главного технолога. Их подтвердили слесари-ремонтники, указав на износ оборудования, отсутствие запчастей и невозможность выполнения заказа в оговоренные сроки. И, наконец, исчерпывающие объяснение нашлось после работы с финансовой службой. Предприятие находилось на грани финансового краха, и впрыск инвестиций был бы спасительным. Судя по всему, именно таким мнением руководствовался директор, поставив на карту свою незапятнанную репутацию. Удалось бы нам собрать необходимую информацию, поведи мы себя иным — менее осторожным способом? Маленькая психологическая неувязка помогла, как минимум, предотвратить планируемое злоупотребление.

Любые информационные «натяжки», нестыковки требуют самого тщательного расследования, пусть это окажется перестраховкой, нежели денежными потерями.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МАТРИЦА
Подведя итог вышесказанному, предлагаем удобный инструмент для повседневной работы с входной бизнес-информацией.

Матрица представляет собой таблицу, зрительно представляющую вам качество входной информации.

По вертикали вверх идут буквы А, В, С … по алфавиту, характеризующие объективную информацию. Чем дальше буква от начала алфавита, тем выше ее позиция, тем объективно менее правдива ваша информация, тем будет отдаленнее она от реальности.

По горизонтали вправо цифры 1, 2, 3 и т.д. Горизонталь отражает достоверность информации, что отражает чистоту источника и порядок информации. Достоверность уменьшается по числовому ряду, т.е. информация ухудшается по мере удаления вправо от нуля. В таких координатах «объективность – достоверность» любая точка на вашей матрице представляет собой наглядное отражение качественной информации, попавшей в ваши руки. Пользоваться матрицей очень удобно. Если некто А говорит вам, что у него есть «дело», не спешите прикидывать, как за это дело получше бы взяться. Воспользуйтесь матрицей. Оцените достоверность информации, взвесьте опыт прошлых контактов с этим источником. Допустим, этот А весит 3 — 4 единицы «плохости», проанализируйте, может, там С, или даже F. Берите худшее значение, нанесите точку и посмотрите, как она вписывается в общую композицию ваших дел, подумайте, стоит ли заниматься делом вероятности 4F, в то время, как в вашей «копилке» есть 3В или еще что-нибудь получше. Идеал — стремление всех ваших дел сгруппироваться в левом нижем углу, где лежит наиболее объективная и достоверная информация, все самое правдивое.

РЕЗЮМЕ
Вы видите, что элементарное знакомство с характеристикой информации вскрывает мощные пласты информационных дефектов, прямо или косвенно влияющих на Ваш кошелек. С этих позиций фиксируйте и подвергайте оценке любую информацию, и вы оторветесь на порядок от остальных уже на старте.

Продолжение следует…

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.