23 Dec 12:26 avatar

Осторожно, СМИ! Или как не стать жертвой манипуляции в средствах массовой информации. Часть №2


Автор: Виктор Дудихин

Осторожно, СМИ! Или как не стать жертвой манипуляции в средствах массовой информации. Часть №1

Психиатрические категории
Акцентуации%NCf
Паранойяльность7.921892.8
Демонстративность6.00143-12.3
Депрессивность1.9346-10.0
Возбудимость6.75161-6.5
Гипертимичность4.19100-5.2

Приведенные данные результаты нуждаются в некотором пояснении.

Известно, что параноидальная акцентуация — это повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, проявляемая при стойкости отрицательных аффектов, стремление к доминированию, к лидерству, неприятие мнения другого и, как следствие высокая конфликтности. Природа параноидальности — в сверхценной идее, в оценке себя как основного центра вселенной. Другое название паранойи — мания величия, причем последняя может переходить в манию преследования.

Демонстративность — акцентуация характера, проявляющаяся в стремлении постоянно пребывать в центре внимания.
Депрессивные личности — это люди с постоянно сниженным настроением, жизнь кажется им бессмысленной, и везде они находят только мрачные стороны.

Возбудимой личности характерна недостаточная управляемость. Такие люди руководствуются не благоразумием и логикой, а влечением, инстинктами и неконтролируемыми побуждениями.

Гипертимичность — свойственно людям имеющим постоянно повышенное настроение, оптимистический взгляд на мир. Они очень наблюдательны быстро все замечают, однако их выводы нередко слишком поспешны, недостаточно продуманы, так как основываются на неполных данных.

С точки зрения психиатрического анализа данный текст характеризуется конфликтом между высоким уровнем параноидальности (2.8) и крайне низкой демонстративностью (-12.3). С одной стороны, очевидно желание к лидерству, самоутверждению, с другой — низкая демонстративность (может быть, даже происходящая от внутренне неосознанной заниженной самооценки) приводит к подсознательному страху оказаться в центре внимания. Этот конфликт и порождает определенную агрессивность текста.

Остальные численные характеристики (депрессивности, возбудимости и гипертимичности) для этого текста малозначимы.

Теперь перейдем к психоаналитическому анализу исследуемого текста.

Психоаналитическая символика%NCf
Женская символика 1.8945-0.2
Мужская символика0.348-5.0
Агрессивность0.5914-3.5
Архетипичность10.48250-6.2
Позитив0.5914-5.7
Негатив0.348-6.1
Жизнь0.174-4.7
Смерть0.174-5.7

В данном примере это достаточно бедная, в смысле интерпретации категория. За исключением, может быть, лишь некоторой близости текста к женской символике (возможная подавленная латентная гомосексуальность?) в нем нельзя отметить ничего выдающегося.

Анализ же подсознательных мотивов дает значительно большее поле для интерпретации. Мотив — это цель, которая побуждает и направляет деятельность индивида. В нашем примере основой являются мотивы власти (попытка доминирования), достижения успеха и в то же время подсознательная боязнь (избегание) неудачи, которая, несомненно, будет болезненно переживаться.

Мотивы%NCf
Власть4.03962.7
Желание власти1.89450.0
Страх власти0.4611-1.0
Достижение3.067310.5
Достижение успеха2.736510.1
Избегание неудачи0.3483.3
Аффиляция0.5513-3.2
Надежда на поддержку0.256-1.9
Страх отвержения0.000-1.2
Физиология0.256-2.5

Наличие потребностей — причина любой целенаправленной деятельности. Потребность — это внутренняя сила индивида, побуждающая его к деятельности, она может быть внутренней (желанием) и внешним (обязательством). Скорее всего, исследуемый текст был создан под влиянием внешних обстоятельств.


Потребность% NCf
Потребность0.389-1.4
Внешняя потребность0.2561.7
Внутренняя потребность0.133-2.5

Составляющая инструментальной деятельности ограничивается в основном стремлением просто и незатейливо изменить status quo (перемещение, манипуляция), а не действовать через обоснование и полемику (трансляцию, ретрансляцию, движение и т.д.).


Инструментальная деятельность %NCf
Инструментальная деятельность (вся)8.22196-3.2
Обработка 1.1327-3.1
Трансляция0.9222-3.5
Ретрансляция0.174-1.6
Движение1.5537-3.9
Перемещение2.47593.0
Манипуляция2.56613.1

В подаче информации преобладают тенденции к преуменьшению, которые многократно превосходят склонность к преувеличению, хотя текст в целом получился достаточно искренний.


Информация%NCf
Констатация информации0.75 18-1.0
Уточнение информации1.09260.7
Информация конкретная1.8444-0.2
Информация неконкретная0.133-2.2
Преувеличение2.85681.0
Преуменьшение2.31554.4
Отрицание 2.8568-1.0
Неискренность5.79138-2.2

Данный текст ориентирован на зрительную трансляцию смысла, в нем рациональный подход является явно доминирующим, хотя автор не смог полностью скрыть своего чувственного отношения к предмету.


Каналы восприятия%NCf
Зрительный канал 3.0272-0.3
Зрительное восприятие0.389-2.1
Зрительная обработка2.3155-0.2
Зрительная трансляция0.71171.6
Чувственный канал4.74113-2.7
Чувственное восприятие0.041-0.7
Чувственная обработка3.6186-4.5
Чувственная трансляция1.09269.7
Слуховой канал3.4081-0.6
Слуховое восприятие0.082-1.4
Слуховая обработка2.56611.0
Слуховая трансляция0.8019-4.7
Рациональный канал10.2324416.9
Рациональное восприятие0.256-1.9
Рациональная обработка9.7323217.6
Рациональная трансляция0.50122.9

Гармоничные пропорции причинно-следственных связей не являются сильной стороной данного текста.

Организация событий%NCf
Причина0.96230.6
Следствие0.63151.0
Нарушение0.3481.3

, наконец, коротко о подсознательно исповедуемых в тексте ценностях.
Ценности%NCf
Гностические3.52848.7
Ум1.01241.5
Глупость0.42103.5
Эстетические0.041-1.5
Красота0.041-1.4
Безобразие0.000-0.4
Этические0.4210-4.6
Добро0.215-3.0
Зло0.174-1.7
Нравственность0.041-3.5
Безнравственность0.082-1.7
Практические1.51364.5
Практичность1.51365.0
Непрактичность0.000-1.2

Основные ценности — гностические*, т.е. абсолютная уверенность в обладании некой «сверхценной идеей». Из таблицы видно, что глупость исследуемого текста значительно превосходит те немногие здравые мысли, которые в нем все же имеются. В конечном счете, все приносится в жертву неким конкретным целям (вполне возможно, и до конца не осознаваемым), в том смысле, как понимает их автор.

Данный контент-анализ касается лишь основных качественных характеристик текста. Если кого заинтересуют некие соображения и возражения по существу, то они приведены в ответе на рецензию. На мой взгляд, трудно представить более однобокий и предвзятый подход в рецензии к такой обширной теме, как конкурентная разведка в интернет (как ни странно, это как раз очень хорошо для демонстрационного примера, так как при этом особенности и нюансы работы с тестом проявляются наиболее выпукло).

Что же касается той весьма своеобразной лексики, стилистики и общей тональности данного критического опуса, то система ВААЛ в полном блеске продемонстрировала свои возможности выявления психиатрических, психоаналитических, мотивационных и иных параметров (девиаций).

* — (от греч. gnostikos — знающий), религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристианский гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания. С гностицизмом связано возникновение манихейства (3 в.). Оказал влияние на средневековые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.